Мэрия Анапы увеличила финансовые требования к владельцам затонувших танкеров
Сумма исков выросла почти втрое

Администрация Анапы добивается увеличения суммы исковых требований к владельцам затонувших в Керченском проливе танкеров «Волгонефть-239» и «Волгонефть-212». По решению Арбитражного суда Краснодарского края сумма, которую муниципалитет планирует взыскать с компаний «Волгатранснефть», «Кама Шиппинг» и «Каматрансойл», выросла до 647,4 миллиона рублей. Это почти в три раза больше первоначальной суммы, указанной в иске, поданном четыре месяца назад.
Поводом для увеличения требований стало продолжающееся устранение последствий нефтеразлива, вызванного кораблекрушением, произошедшим 15 декабря 2024 года. Два танкера, перевозившие более 9 тысяч тонн мазута, затонули во время шторма, что привело к масштабному загрязнению морской акватории и побережья Анапы и Темрюкского района.
По данным местных властей, большая часть прибрежной зоны до сих пор закрыта для посещения из-за продолжающихся выбросов мазута. Работы по очистке береговой линии, в том числе дна моря, где скопились нефтепродукты, ведутся непрерывно. К ликвидации последствий привлечены в том числе специализированные подрядные организации: они занимаются вывозом и утилизацией загрязненного грунта, а также контролем за содержанием токсичных веществ в окружающей среде.
Учитывая дополнительные затраты на новые контракты, заключённые в ходе продолжающихся ликвидационных мероприятий, мэрия направила в суд ходатайство об увеличении суммы требований.
Судебный процесс также сопровождается сопутствующими ходатайствами со стороны ответчиков. Представитель компании «Волгатранснефть», владеющей одним из судов, запросил отсрочку заседания для ознакомления с обновлёнными материалами дела. В свою очередь, компания «Каматрансойл» предложила привлечь к делу в качестве третьих лиц Международный фонд по компенсации ущерба от загрязнения нефтью, страховую компанию «ВСК», а также капитана морского порта «Кавказ». Суд удовлетворил часть прошений и перенёс заседание на середину августа, чтобы стороны могли подготовиться.
Причины катастрофы, по заключениям профильных ведомств, кроются в нарушениях правил морской навигации. В частности, судовладельцы и капитаны проигнорировали сезонные ограничения, установленные для судоходства в Азовском море и Керченском проливе. Также выявлены нарушения в составе экипажей, которые не соответствовали требованиям Минтранса РФ по квалификации.
Экологический ущерб от катастрофы оказался колоссальным. По оценке Росприроднадзора, он составляет около 85 миллиардов рублей. Отдельные иски на общую сумму свыше 49 миллиардов рублей поданы к компаниям «Кама Шиппинг» и «Каматрансойл». Также предъявлены требования к «Волгатранснефти» на сумму более 35 миллиардов. Кроме того, в суде рассматривается отдельный иск от ФГБУ «Морспасслужба» о взыскании 485,1 миллиона рублей за работы по ликвидации аварии, сообщает «Интерфакс».
Таким образом, крушение танкеров не только нанесло непоправимый ущерб экологии Черноморского побережья, но и привело к масштабным судебным разбирательствам с участием десятков сторон, включая муниципальные, федеральные и международные структуры.