Наука и техника 17 фев 2012, 08:50

Астрофизики обнаружили уникальную черную дыру

На расстоянии около 290 миллионов световых лет от Земли расположена уникальная черная дыра, которой удалось пережить страшный катаклизм, уничтоживший карликовую галактику.

К такому заключению пришла группа астрофизиков из США и Австралии на основе изучения данных, поступающих с борта космического телескопа НАСА "Хаббл", сообщают "Вести.Ру". Основные положения исследования были опубликованы в февральском номере вестника "Записки к журналу астрофизики".

Как передает ИТАР-ТАСС, черная дыра под названием HLX-1 (Гиперсветящийся источник рентгеновского излучения номер один) обладает массой, равной 20 тысячам масс Солнца. Для сравнения: сверхмассивная черная дыра, расположенная, как предполагается, по центру нашей галактики Млечный путь, весит в 4 миллиона раз больше светила. HLX-1 окружена молодыми, по космическим меркам, звездами и когда-то лежала по центру карликовой галактики. Последняя прекратила свое существование под воздействием разорвавшего ее на части гравитационного поля другой, гораздо более крупной галактики, считают ученые. По их мнению, катаклизм привел к резкой компрессии межзвездного газа в окрестностях черной дыры, дав таким образом толчок формированию новых звезд. Именно их и зарегистрировали бортовые приборы "Хаббла".

Наблюдения показали, что возраст данных звезд чуть меньше 200 миллионов лет. Примерно в этом временном отрезке и произошел катаклизм. "Возраст звездного скопления указывает на то, что черная звезда так называемой переходной массы когда-то располагалась по центру карликовой галактики. Позднее ее буквально поглотила более крупная галактика", - уточнил Шон Фаррелл из Института астрономии в Сиднее (Австралия). Он с коллегами причисляют HLX-1 к разряду черных дыр средней массы, являющихся переходным этапом на пути формирования сверхмассивных черных дыр.

"Данный объект уникален, так как является единственным образцом черных дыр такого класса. Зафиксировать их возможно только в течение крайне ограниченного периода времени", - сказал соавтор исследования Мэтью Сервилла из Центра астрофизики в Кембридже (штат Массачусетс). Он считает изучение HLX-1 исключительно важным с точки зрения расширения знаний о специфике эволюции и преобразования черных дыр.

Эти загадочные объекты обладают столь гигантской массой, что никакие виды излучений, включая свет, не могут вырваться из "смертельной" хватки их гравитационного поля. Черные дыры ничего не излучают и поэтому их невозможно увидеть. Однако астрофизики научились их обнаруживать по рентгеновскому излучению, которое рождается в их окрестностях, когда захваченное гравитационным полем черной дыры вещество начинает падать на нее все быстрее и быстрее, разогреваясь при этом до все более высоких температур.

Полигон особого назначения

Жители станицы Роговской собрались на сход, чтобы в очередной раз высказаться против строительства мусорного полигона в хуторе Некрасово

Претенденты на казнь?..

В изнасиловании и убийстве двух десятилетних девочек в Кемеровской области признался ранее судимый педофил. И это вновь ставит вопрос о том, нужно возвращать в российское законодательство смертную казнь для детоубийц. Подробности преступления, новые инициативы депутатов и чиновников и комментарий пресс-секретаря президента – в материале "Югополиса".

Музыка громче – глаза закрыты?

Прошёл почти год с момента публикации материала «Югополиса» о столкновении властей и простых граждан с нарушающими покой городскими ночными гонщиками. И проблема всё ещё актуальна. Более того, в извечной истории замечен новый поворот: в Москве предлагают ввести особые штрафы за громкую музыку, звучащую из авто. Наша редакция вернулась к проблеме и решила разобраться, что тем временем происходит на юге страны.

It’s OK to be not OK

В сентябре на базе ЦСИ «Типография» пройдет кинофестиваль Garage Screen Film Festival, где покажут самые яркие образцы авторского инклюзивного кино. Почему демонстрируемые ленты актуальны и достойны зрительского внимания – в материале «Югополиса».