Наука и техника 22 фев 2012, 14:34

Астрономы открыли первую экзопланету из воды

Планета, атмосфера и недра которой напоминают парилку в русской бане, обнаружена учёными из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики на расстоянии 40 световых лет от Земли.

Как сообщают Вести.Ру, астрономы определили, что экзопланета с "порядковым номером" GJ1214b обращается вокруг красного карлика за 38 часов и находится от него на расстоянии 2-х миллионов километров. Температура её поверхности составляет около 230 °C.

При таких показателях атмосфера у GJ1214b не должна быть даже туманной. Однако новые данные, полученные  космическим телескопом Hubble, указывают на то, что мир укутан плотным "одеялом" из водяного пара. Учёные выяснили это, понаблюдав за транзитом планеты по диску красного карлика.

В статье, вышедшей в The Astrophysical Journal, авторы работы поясняют, что атмосфера планеты пропускает свет звезды в широком диапазоне длин волн. Если бы экзопланета была покрыта туманами, то было бы зафиксировано проникновение инфракрасного, а не видимого излучения. Это означает, что GJ1214b состоит в основном из водяного пара.

Выходит, GJ1214b – уникальный мир. В отличие от скалистых планет наподобие Земли и Венеры, газовых гигантов вроде Юпитера и Сатурна и таких ледяных сфер как Уран и Нептун, эта экзопланета состоит в основном из водяных паров. То есть представляет собой четвёртный неизвестный ранее тип планет.

Об этом дополнительно свидетельствует плотность GJ1214b — два грамма на кубический сантиметр (диаметр экзопланеты в 2,7 раза, а масса в 7 раз больше земной). Напомним, что плотность воды — 1 г/см3, а средняя плотность Земли – 5,5 г/см3.

Какова внутренняя структура GJ1214b – никто не знает. Однако учёные полагают, что высокие температура и давление формируют на поверхности ядра экзотические формы вещества, такие как "горячий лёд" и "сверхтекучая жидкость".

Теоретики добавляют, что уникальный мир, скорее всего, сформировался вдали от своей звезды, оброс водяным льдом, а затем мигрировал поближе к красному карлику. В процессе экзопланета прошла так называемую обитаемую зону, то есть могла обзавестись жизнью. Правда, неизвестно, как долго поверхность GJ1214b имела температуру как на Земле.

Экзопланета или внесолнечная планета — планета, обращающаяся вокруг звезды за пределами Солнечной системы. Планеты чрезвычайно малы и тусклы по сравнению со звёздами, а сами звёзды находятся далеко от Солнца (ближайшая — на расстоянии 4,22 световых года). К 14 февраля 2012 года подтверждено существование 760 экзопланет в 609 планетных системах, из которых в 100 более чем одна планета.