Наука и техника 22 фев 2012, 14:34

Астрономы открыли первую экзопланету из воды

Планета, атмосфера и недра которой напоминают парилку в русской бане, обнаружена учёными из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики на расстоянии 40 световых лет от Земли.

Как сообщают Вести.Ру, астрономы определили, что экзопланета с "порядковым номером" GJ1214b обращается вокруг красного карлика за 38 часов и находится от него на расстоянии 2-х миллионов километров. Температура её поверхности составляет около 230 °C.

При таких показателях атмосфера у GJ1214b не должна быть даже туманной. Однако новые данные, полученные  космическим телескопом Hubble, указывают на то, что мир укутан плотным "одеялом" из водяного пара. Учёные выяснили это, понаблюдав за транзитом планеты по диску красного карлика.

В статье, вышедшей в The Astrophysical Journal, авторы работы поясняют, что атмосфера планеты пропускает свет звезды в широком диапазоне длин волн. Если бы экзопланета была покрыта туманами, то было бы зафиксировано проникновение инфракрасного, а не видимого излучения. Это означает, что GJ1214b состоит в основном из водяного пара.

Выходит, GJ1214b – уникальный мир. В отличие от скалистых планет наподобие Земли и Венеры, газовых гигантов вроде Юпитера и Сатурна и таких ледяных сфер как Уран и Нептун, эта экзопланета состоит в основном из водяных паров. То есть представляет собой четвёртный неизвестный ранее тип планет.

Об этом дополнительно свидетельствует плотность GJ1214b — два грамма на кубический сантиметр (диаметр экзопланеты в 2,7 раза, а масса в 7 раз больше земной). Напомним, что плотность воды — 1 г/см3, а средняя плотность Земли – 5,5 г/см3.

Какова внутренняя структура GJ1214b – никто не знает. Однако учёные полагают, что высокие температура и давление формируют на поверхности ядра экзотические формы вещества, такие как "горячий лёд" и "сверхтекучая жидкость".

Теоретики добавляют, что уникальный мир, скорее всего, сформировался вдали от своей звезды, оброс водяным льдом, а затем мигрировал поближе к красному карлику. В процессе экзопланета прошла так называемую обитаемую зону, то есть могла обзавестись жизнью. Правда, неизвестно, как долго поверхность GJ1214b имела температуру как на Земле.

Экзопланета или внесолнечная планета — планета, обращающаяся вокруг звезды за пределами Солнечной системы. Планеты чрезвычайно малы и тусклы по сравнению со звёздами, а сами звёзды находятся далеко от Солнца (ближайшая — на расстоянии 4,22 световых года). К 14 февраля 2012 года подтверждено существование 760 экзопланет в 609 планетных системах, из которых в 100 более чем одна планета.

Ингушетия зовёт, или Зухра уже приготовила чапильгаш

Коронавирус сделал недоступными многие туристические направления. Потому на майские праздники россияне принялись осваивать внутренние направления, чему поспособствовала и денежная компенсация, предложенная правительством. Наш корреспондент отправилась по одному из таких направлений - в Ингушетию. И рассказывает о своих впечатлениях.

К 100-летию КубГАУ появится Студенческий сквер

Такой подарок нынешние студенты Кубанского государственного аграрного университета решили преподнести к вековому юбилею альма-матер, который будет отмечаться в марте следующего года. Этот проект не просто плод инициативы молодых, поддержанной ректоратом. Студенты выступают и авторами проекта, готовы участвовать и в закладке сквера.

«Ориону» больше не помогать

Почему практически полностью готовые жилищные комплексы в Новороссийске «Орион 2» и «Орион 3» уже год не подключают к коммунальным сетям, не давая возможности сдать дома в эксплуатацию и обеспечить жильем обманутых дольщиков?

Ингушетия зовёт, или Зухра уже приготовила чапильгаш

Оксана Пономаренко
Ситуация Наука и техника Weekend

«Голубой огонек» киноакадемии

В минувший понедельник в Лос-Анджелесе завершилась 93-я церемония вручения наград Американской киноакадемии «Оскар», прошедшая в этом году без особых сюрпризов и скандалов. Чем запомнилась первая после череды локдаунов кинопремия и почему главным триумфатором стала драма о современных кочевниках?

Святыня с видом на свалку

Ситуация со строительством мусорного полигона рядом с подворьем Свято-Духова монастыря в Тимашевске грозит взрывом народного возмущения

К 100-летию КубГАУ появится Студенческий сквер

«Ориону» больше не помогать

Сергей Сергеев

Выборы – онлайн, все кандидаты – зеленые

26 апреля в Краснодаре стартует онлайн-голосование по благоустройству зеленых зон города. Принять в нем участие могут все, кому исполнилось 14 лет. Благодаря аналогичному голосованию прошлого года в 2021 году в кубанской столице приведут в порядок городской сад «Сосновый», Маринский бульвар, а также скверы имени Льва Толстого и Героев-Разведчиков.

Город Люди Ситуация Weekend

Не расплескать пасхальную радость в ковидной суете

До Светлого праздника Пасхи остались считанные дни. О том, как в нынешнем году на Кубани пройдут пасхальные богослужения и что нужно делать прихожанам кубанских храмов, чтобы сохранить светлое праздничное настроение, «Югополису» рассказал руководитель отдела по взаимодействию со СМИ Кубанской Митрополии диакон Михаил Степанков.

Хорошие вести от «Весты»

​Наверное, во всем крае нет человека, который бы не знал о строительстве трамвайных путей на Московской. К этому проекту подступались долго и трудно: одна процедура возвращения в муниципальную собственность земли заняла несколько лет. И теперь, впервые за три десятилетия, в Краснодаре появятся новые трамвайные пути. Восемьдесят процентов всех работ по этому объекту, включая строительство дороги и всей инфраструктуры (пути будут укладывать другие специалисты) – зона ответственности крупной дорожной компании «Веста», базирующейся в столице Кубани.
Иван Прытыка