Наука и техника 25 окт 2014, 00:15

Ученые открыли способность раковых клеток заражать здоровые

Онкологи надеются, что новые знания помогут использовать экзосомы для выявления и контроля рака.

Раковая клетка

Известно, что раковые клетки имеют опасную особенность: давать метастазы, появляясь в разных тканях тела, в том числе удаленных от первоначального очага; даже иссечение опухоли не гарантирует, что через какое-то время не появится новая. Ученые выяснили, как злокачественные клетки заражают здоровые: оказалось, что они делают это, выбрасывая отходы, которых достаточно для превращения нормальной ткани в раковую. Результаты исследования опубликованы в журнале Cancer Cell, сообщает Slon.ru.

Все клетки, в том числе и раковые, избавляются от «мусора» с помощью экзосом – везикул (это крошечные пузырьки диаметром несколько десятков нанометров), содержащих протеины, ДНК и РНК, которые выделяются в межклеточное пространство. В некоторых случаях везикулы служат не только мусоропроводом, но и осуществляют межклеточную коммуникацию, то есть могут сливаться с другими клетками и сбрасывать свои отходы там.

Исследователи из онкологического центра М. Д. Андерсена в Хьюстоне, Техас, решили выяснить, чем экзосомы здоровых клеток не похожи на злокачественные, и обнаружили, что последние в отличие от первых содержат блоки, необходимые для строительства маленьких фрагментов РНК, называемых микро-РНК. Эти микро-РНК отличаются тем, что умеют подавлять экспрессию генов. В рамках исследований у 8 здоровых и 11 больных раком груди людей взяли образцы экзосом и ввели их мышам. Раковые экзосомы поменяли экспрессию здоровых клеток: пять из одиннадцати «больных» образцов спровоцировали рост опухолей у животных; из здоровых же – ни один. Одновременно выяснилось, что развитие опухоли удается замедлить, если отключить производящий микро-РНК механизм.

«Это поразительно, – говорят ученые, – ведь считалось, что везикулы – всего лишь мусорные контейнеры».

Пока непонятно, насколько далеко экзосомы могут разноситься по телу, но то, что они были обнаружены в крови, означает, что они довольно мобильны; кроме того, известно (это показали более ранние исследования), что раковые клетки производят больше экзосом, чем нормальные. Остановить развитие рака, просто заблокировав распространение везикул, – трудная задача: во-первых, неясно, как это повлияет на нормальные клетки, а во-вторых, некоторые экзосомы здоровых клеток полезны, так как содержат протеины, которые борются с болезнью.

Тем не менее открытие приводит не только к мрачным выводам. Онкологи надеются, что новые знания помогут использовать экзосомы для выявления и контроля рака: их больше, чем обычных раковых клеток, путешествующих в крови, а значит, и обнаружить их проще.