Наука и техника 05 апр 2016, 09:08

Ученые научились исцелять паралич

Ученым из Университета Нового Южного Уэльса в Австралии удалось превратить костные и жировые клетки взрослых людей в стволовые клетки, которые способны к регенерации любых тканей, включая сломанный позвоночник.

Статья вышла в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, сообщает Лента.ру.

По словам авторов работы, новый метод позволяет получить индуцированные мультипотентные стволовые (ИМС) клетки или, как их еще называют, прогениторные клетки, которые способны превращаться в определенный тип ткани. Подход был успешно протестирован на мышах, а первые испытания на людях начнутся в 2017 году.

Чтобы перепрограммировать жировые или костные клетки, ученые выключили им «память». Известно, что тип клетки определяется активностью определенного набора генов в ее геноме, которая, в свою очередь, зависит от эпигенетических факторов. Одним из таких факторов является метилирование — присоединение метильной группы к ДНК, что подавляет активность генов.

Для того, чтобы клетка «забыла» свою функцию, необходимо убрать влияние эпигенетических факторов на генетический аппарат. Для этого использовалось соединение 5-азацитидин — вещество, которое способно подавлять метилирование и возвращать клетке ее пластичность. Азацитидин применили вместе с тромбоцитарным фактором роста, вызывающим деление клеток, что, в конечном итоге, позволило получить ИМС-клетки.

Когда прогениторные клетки помещали на поврежденный участок, они начинали размножаться, способствуя заживлению ткани. Такой метод, утверждают ученые, обладает рядом преимуществ перед другими способами. Например, использование другого типа стволовых клеток, эмбриональных, связано с риском развития раковых опухолей, что является клинически неприемлемым.

По словам исследователей, новая терапия имеет огромный потенциал для лечения спины и шеи, а также травм спинного диска, суставов и мышц.