Ситуация 04 янв 2022, 13:29

​В Черном море ученые обнаружили высокие концентрации компонентов пластмасс, лекарств и косметики

Проблемой уже занимаются ученые стран Средиземного моря

Новые виды химических загрязнителей обнаружили ученые Института биологии южных морей Российской академии наук. На смену традиционным загрязнителям, таким как пестициды ртуть и радионуклиды, пришли компоненты пластмасс, лекарств и косметических кремов.

Ведущий научный сотрудник отдела радиационной химической биологии Людмила Малахова сообщила, что в подкожной клетчатке дельфинов был обнаружен бисфенол F, который добавляют в пластмассы для придания гибкости. Его же в больших количествах нашли и в морских водорослях. По словам ученых, это вещество губительно влияет на фотосинтетические компоненты водорослей. Однако, по словам Малаховой, полностью влияние бисфенола на морскую экосистему еще не изучено. Хотя уже известно, что в море это вещество попадает со сточными водами и подземными водами (после разложения, к примеру, одноразовой посуды на свалках).

Также ученые обнаружили в морской воде высокие концентрации фталатов, содержащихся в предметах личной гигиены и медприборах. Они накапливаются в моллюсках. Не растворяются в воде и компоненты кремов от загара. "Мы обнаружили в Черном море препарат сквалан, который добавляют в косметические средства, он находится в каждой пробе воды. А еще фармацевтические препараты - метаболиты ибупрофена и диклофенака. Доказано, что продукты распада ибупрофена еще более токсичны, чем сам препарат. На человека действует ибупрофен, его метаболиты выводятся из организма и с канализационными стоками поступают в морскую воду", - цитирует “Российская газета” слова Людмилы Малаховой.

Эта проблема характерна не только для Черного моря. Изучением влияния этих веществ на окружающую среду уже занимаются в странах Средиземного моря. В донных отложениях Черного моря и в подкожной клетчатке дельфинов ученые до сих пор находят инсектициды ДДТ и полихлорированные бифенилы, которые запретили использовать несколько десятилетий назад. По словам Малаховой, эти вещества, несмотря на запрет, до сих пор используют в борьбе с насекомыми, в частности, с малярийными комарами. Накапливание веществ может приводить к гибели дельфинов.