Полупустые красные ковровые дорожки и победа Лантимоса: Венецианский кинофестиваль-2023 - Югополис
Закрыть
19:41, 13 сентября 2023

Полупустые красные ковровые дорожки и победа Лантимоса: Венецианский кинофестиваль-2023

У Венецианского кинофестиваля юбилейный почти каждый год: то день рождения отмечают, то круглый счёт в количестве смотров. Так, с 30 августа по 9 сентября на острове Лидо прошло уже 80-е, опять юбилейное, мероприятие. Почему традиционные красные ковровые дорожки оказались полупустыми и какая судьба ожидает фильм-победитель смотра – в нашем материале.

Главным событием этого года в Голливуде однозначно станет забастовка. В конце весны работать отказались американские сценаристы, 14 июля к ним присоединись и актёры. Кинодеятели борются за пересмотр оплаты труда в соответствии с современными реалиями и ограничение использования искусственного интеллекта. Забастовки уже повлияли на дату выхода многих ожидаемых нами фильмов и сериалов, но есть ещё один нюанс, касающийся непроизводственной сферы кинематографа.

Актёры, состоящие в американском профсоюзе, на время забастовки должны воздержаться от участия в промокампаниях своих лент и, внимание, наградных мероприятиях. Поэтому многие голливудские звёзды просто не приехали на остров Лидо, чтобы представить фильмы и, возможно, получить награды за свои перформансы. В основном это касается актёров, работающих с крупными студиями (продюсеры которых являются главными оппонентами в этом конфликте), поэтому некоторые знакомые лица всё же вышли на венецианскую дорожку.

Так, в продуктах независимых студий и на их презентациях засветились Адам Драйвер, Джессика Честейн, Питер Сарсгаард вместе с женой Мэгги Джилленхол и любимец фанатов сериала «Эйфория» Джейкоб Элорди. Также на красных ковровых дорожках фотографам позировали европейские актёры, на которых ограничения забастовки не распространяются. В основном же фильмы-участники венецианского киносмотра представлялись режиссёрами, а на премьеру «Присциллы» (байопика о жене Элвиса Пресли от Софии Копполы) приехала и сама 78-летняя главная героиня.

Однако в связи с происходящими в индустрии событиями гости фестиваля решили воздержаться от привычных роскошных и эпатажных образов, чем расстроили не одного любителя моды. Наверняка расстроился и Лука Гуаданьино, который из-за забастовки не смог представить в Венеции свой новый фильм «Претенденты». Его можно понять: лента с ещё одной любимицей фанатов сериала «Эйфория» Зендеей должна была открывать фестиваль, а теперь её премьеру ещё и перенесли на следующий год. «Возьмёт» ли её Венецианский киносмотр в будущий раз или же «подхватят» Канны, неизвестно. Так что итальянский режиссёр лишился львиной доли внимания публики и СМИ.

Два самых громких европейских фестиваля с момента основания каннского мероприятия представлялись соперниками. Французы создали свой киносмотр в пику итальянским пропагандистам 30-х годов прошлого века, но сейчас киносмотрам практически не в чем соревноваться. Канны и Венеция очень похоже устроены с точки зрения организации и отбора картин, также не стоит забывать, что фестивали – это в значительной степени кинорынки для продюсеров и прокатчиков. Но, во-первых, они разделили между собой обе границы основного киносезона – последние недели весны и первые недели осени. А во-вторых, аудитория у фестивалей всё же разная.

Считается, что в основное соревнование Канн попадает авторское элитарное кино, вне конкурса демонстрируются громкие массовые премьеры. Венеция же изначально отбирает для себя нечто среднее – качественно сделанные, но всё же зрительские фильмы. Кроме того, итальянцы гораздо лояльнее относятся к Голливуду, поэтому неудивительно, что значительная часть победителей прошлых лет позже забирает «Оскар» в главной, режиссёрской, сценаристской и актёрских номинациях. Собственно, достаточно вспомнить, что самым «громким» обладателем Золотого льва последних лет стал хитовый, но спорный «Джокер».

Всё вышесказанное касается и выбора членов жюри. Как и французские коллеги, итальянцы каждый год по-новому отбирают судей. В трёх из четырёх случаев (статистика приблизительно верна) жюри возглавляют представители Голливуда, да и помогают им оценивать картины их близкие коллеги. Да, коллегия представляется интернациональной: туда обязательно входят, скорее всего, незнакомые зрителю кинематографисты из, например, Аргентины, Румынии, Китая (а потом оказывается, что это Тайвань) или Ирана. Но также в составе жюри есть некие никак не связанные с Голливудом австралийки Кейт Бланшетт, ирландцы Мартины Макдоны или новозеландцы Тайки Вайтити. Кстати, а вот к старшему брату Мартина Макдоны Джону Майклу претензий бы и не было.

В этом году, кстати, главным судьёй стал американец Дэмьен Шазелл. А ещё в состав жюри вошли (вы уже поняли) Мартин Макдона и первая женщина, выигравшая главный приз Каннского фестиваля, Джейн Кэмпион. Это ни в коем случае не обесценивает весьма достойное творчество этих трёх сильных режиссёров и их выбор, только лишь намекает на спорную самостоятельность Венецианского фестиваля как такового. И нет ничего плохого в том, что итальянский киносмотр проще французского, главное ведь, чтобы зрителю нравилось (приносить продюсерам огромные деньги).

Что интересно, в этом году в программе Венецианского кинофестиваля громких конкурсантов с замашками на безусловную любовь массового зрителя и не было. Самыми подходящими кандидатами на это звание казались «Присцилла» Софии Копполы и пролетевшие мимо «Претенденты» Луки Гуаданьино, во многом опять же благодаря исполнителям главных ролей. Снявшиеся в абсолютно зрительском хите, сериале «Эйфория», Зендея и Джейкоб Элорди привлекут в кинотеатры миллионы зумеров независимо от качества фильмов, которое, судя по всему, тоже подкачать не должно.

Однако Золотого льва получил Йоргос Лантимос. Греческий режиссёр, представитель национальной «странной волны», уже давно покорил аудиторию своими «Лобстером» и «Фавориткой». Лантимос, конечно, немного бунтарь и любит эпатировать зрителя, однако снимает претенциозное, но всё же «прикольное» кино, приглашая на главные роли знакомых всем актрис и актёров. «Бедные-несчастные» с Эммой Стоун, Уллемом Дефо и Марком Руффало в касте не должны стать исключением. И всё же Лантимос должен угодить представителем обеих сторон баррикады, как в своё время это сделали «Джокер» Тодда Филлипса и «Форма воды» Гильермо дель Торо.

Удивительно сдержано критики (а до выхода конкурсантов в прокат мы можем ориентироваться только на них) приняли «Убийцу» Дэвида Финчера, спорят между собой киноэксперты насчёт «Догмена» Люка Бессона. Вероятно, жюри разделило мнение журналистов, потому что работы любимых российскими зрителями режиссёров остались совсем без наград. А вот участником следующей «оскаровской» гонки наверняка станет «Маэстро» Брэдли Купера. Несмотря на положительные отзывы, фильм американского актёра и режиссёра, по предварительным данным, уж слишком отдаёт Oscar-bite. Такие ленты российская аудитория обычно не принимает. За «Оскар», скорее всего, поборется и «Феррари» Майкла Манна. Его предыдущий «Ford против Ferrari» нашему зрителю пришёлся по душе, но вот сможем ли мы посмотреть новую работу режиссёра на большом экране, пока неизвестно.

Вопрос и в том, можем ли мы понадеяться увидеть в отечественном прокате «Память» Мишеля Франко. Лента, говорят, тяжёлая и эксплуатирующая чувства зрителя, но в целом фильм получил положительные отзывы, а актёр Питер Сарсгаард – Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль. Многие недовольны тем, что без приза осталась его партнёрша по сцене Джессика Честейн. Кубок Вольпи за лучшую женскую роль ушёл к Кэйли Спэни («Присцилла»). Молодая актриса, видимо, обошла своего популярного коллегу Элорди. Возможно, проверим это лично, так как дистрибуцией фильма занимается компания A24, выпускающая сейчас свои ленты в российский прокат.

Однако самой странной и неожиданной картиной Венецианского фестиваля может оказаться «Граф» Пабло Ларраина. Автор мелодраматичных байопиков «Джеки» и «Спенсер» поставил хоррор-комедию, в которой диктатор Аугусто Пиночет стал вампиром. Псевдобиография уже скоро выйдет «в цифре», но и сейчас очевидно, что понравится она не всем. Хотя жюри киносмотра фильм одобрило, дав Ларраину приз за лучший сценарий.

Из внеконкурсных показов привлечь наше внимание могут «Наёмный убийца» Ричарда Линклейтера и второй за год, хоть и короткометражный, фильм Уэса Андерсона «Чудесная история Генри Шугара». Но самой громкой стала премьера «Дворца» Романа Полански. Отчаянно отказывающийся уходить на пенсию 90-летний режиссёр заработал своим последним фильмом 0% одобрения на Rotten Tomatoes. По описанию может показаться, что это «Треугольник печали» (лауреата Канн прошлого года), только с Александром Петровым, однако похоже, что это скорее плевок. В сторону ли критиков, зрителей, фестивалей или же вообще кинематографа – неизвестно. Возможно, Роман Полански просто знает что-то, чего не знаем мы. Но проверять мы это, конечно, не будем.

Самые интересные концерты кубанской столицы на ближайшие две недели – в обзоре «Югополиса».

Подписаться на нас