В сети терминалов Сбербанка начали появляться объявления о грядущем внедрении функции оплаты покупок с помощью устройств iPhone. Эта информация стала известна благодаря наблюдениям корреспондента ТАСС, который заметил на экране одного из терминалов уведомление с обещанием запуска такой опции в ближайшем будущем.
Хотя представители Сбербанка отказались комментировать подробности, известно, что работа над собственным механизмом бесконтактной оплаты велась в компании с конца прошлого года. В ноябре 2024-го старший вице-президент кредитной организации Дмитрий Малых сообщил о планах внедрить альтернативу Apple Pay — технологию, использующую Bluetooth-соединение для проведения транзакций. Суть разработки заключается в том, чтобы обеспечить поддержку бесконтактной оплаты вне зависимости от операционной системы устройства клиента, будь то iOS или Android. Запуск решения был намечен на вторую половину 2025-го.
Дополнительные сведения о подобных разработках появлялись и от других участников финансового рынка. Так, в июле 2025 года представитель Т-банка Сергей Хромов сообщил, что организация также проводит испытания собственных решений, направленных на возвращение пользователям iPhone привычного сценария оплаты через смартфон. Он также отметил, что даже при возобновлении мобильных платежей с телефона альтернативные способы, такие как платежные стикеры, сохранят свою актуальность.
Активизация российских банков в этом направлении связана с уходом иностранных сервисов с внутреннего рынка. После прекращения работы Apple Pay и других зарубежных систем в России потребовалась разработка полностью автономных решений. Эту задачу, по словам главы Сбера Германа Грефа, он поднимал на встрече с президентом России Владимиром Путиным. Греф подчеркнул, что банк стремится к полному исключению зависимости от иностранных технологий, и сообщил об успешной реализации собственной системы биометрических платежей.
Вопрос о создании полноценной экосистемы для бесконтактной оплаты затрагивался также в рамках отраслевых форумов. В частности, в октябре 2024 года Национальная система платежных карт (НСПК) представила прототип новой технологии под названием «Волна», которая ориентирована на поддержку мобильных платежей для пользователей устройств на базе как Android, так и iOS. Однако для полноценной реализации этой инициативы необходимо участие банков — им предстоит адаптировать свои программные решения и обновить мобильные приложения, чтобы обеспечить совместимость с новой системой.
Таким образом, на фоне ухода зарубежных платежных сервисов российские банки продолжают искать способы восстановления привычных пользователям функций мобильной оплаты, акцентируя внимание на независимости и технологической автономности.