Сергей Дашевский: вдохновляющая история краснодарского велосипедиста, изобретателя и рекордсмена
Как обычное хобби может стать делом всей жизни

В самом сердце Краснодара живёт человек, чьи изобретения неизменно вызывают восхищение у публики. Сергей Дашевский, известный как «велодед», создал самый маленький в мире велосипед, на котором можно ездить, длиной всего 7,8 сантиметра. Его уникальные конструкции не только попали в Книгу рекордов Гиннесса, но и стали символом неугасаемой страсти к технике и движению. Каждые выходные он выезжает на главную улицу города, чтобы поделиться творчеством с прохожими и позволить им испытать свои изобретения. Кроме того, мужчина является многократным чемпионом мира в гонках на веломобилях. За свою жизнь он объездил десятки стран, участвовал в суточных заездах, нырял с аквалангом на глубину 30 метров и даже ночевал рядом с Белым домом в Америке.
«Югополис» поговорил с Сергеем Дашевским о его вдохновении, трудностях на пути к рекордам и о том, что движет человеком, способным превратить мечту в реальность.
Новое хобби и первый успех
– Сергей Петрович, с чего началось ваше увлечение велосипедами и веломобилями?
– Я с детства любил конструировать, кататься на велосипеде. Спортом профессионально не занимался. В 1970-1980-е годы в журналах стали печатать различные конструкции веломобилей, и однажды я увидел в журнале «Наука и жизнь» трехколесный «Вектор». У этого веломобиля рядом с шасси стоял обтекатель, и было написано, что любой человек может ехать на нем со скоростью 60 километров в час. А я понимал, что это скорость чемпионов в рекордных заездах. Поэтому мне стало интересно, и я решил смастерить эту модель, но сделал просто шасси, без обтекателя – два спереди, одно сзади. Я действовал так, как у меня складывалось в голове, перед глазами была лишь фотография. Но всё получилось, я поехал, и мне понравилось.
Потом, работая на кислородном заводе, в 1989 году я отправился в командировку в Ленинград. Там увидел веломобиль, похожий на мой, заинтересовался, зашел в помещение и познакомился с ребятами, которые его сделали. Они сказали, что в Литве будет проводиться супермарафон, первый приз – 1000 рублей, и дали адрес для подачи заявки. Я написал туда, попросился участвовать, мне разрешили. По прибытии в Литву я посмотрел порядка 15 конструкций веломобилей, но конкурентов не увидел. В результате рванул и выиграл, обогнав второго примерно на 1,21 часа.
– Вы как-то готовились к этому заезду?
– Я был в отличной форме еще со школы. Перед марафоном поездил по Кубани, Кавказу, потренировался. В итоге дал всем фору. Даже обогнал парня из сборной Литвы по велосипедному спорту. Никто не верил в происходящее. Большинство преодолевали эту дистанцию за 12 часов, у меня получилось за 6.

Грандиозные достижения
– Вот это результат! А что же дальше?
– На следующий день была кольцевая гонка в Шауляе. Как раз перед ней ко мне подошел парень и сказал, что слышал разговор литовцев о том, что нельзя позволить Дашевскому победить. Тем не менее следующую гонку я тоже выиграл. Меня узнали, стали приглашать в Москву, на всесоюзные смотры-конкурсы. Потом пошли любительские чемпионаты СССР по веломобилям. При этом я модернизировал свой веломобиль, поставил на него обтекатель.
В 1991 году был второй супермарафон в Литве, куда я приехал уже с этим обновленным вариантом. И если в первом заезде (1989) я проехал 215 километров за 6 часов 21 минуту, то во втором благодаря обтекателю преодолел это расстояние за 4 часа 14 минут. Снова никто не поверил.
Затем я выиграл чемпионат СССР в Минске, в Запорожье, всесоюзный смотр-конкурс в Полтаве – много было соревнований. В 1993 проходили соревнования «Солнце Кубани» по маршруту Краснодар – Новороссийск – Джубга – Краснодар. Тоже выиграл в категории веломобилей.
Потом наступило затишье с заездами, а в 1994 году я узнал, что в Швейцарии пройдет чемпионат Европы. Нашел адрес, написал письмо, и мне прислали приглашение. Открыл в Москве визу, взял у отца «четверку», прицеп, погрузил свой веломобиль и поехал в Швейцарию. Там я занял 2-е место. Меня узнали на западе, и на следующий год (1995) пригласили в Голландию на чемпионат мира в Лелистаде. Я приехал туда также на машине. Соревнования шли целую неделю. В предпоследний день была 6-часовая гонка, которую я выиграл, и стал чемпионом мира. Чуть позже из швейцарских журналов по веломобилям узнал, что будет проводиться суточная гонка в Шёце. Меня пригласили, и в 1996 году я поехал туда. В результате занял 2-е место. А вообще участвовал в этой гонке 16 раз и 5 из них выиграл, 8 раз был вторым, 3 раза третьим. Мой лучший результат за сутки – 840 километров.

– В каких еще крупных соревнованиях вам приходилось участвовать?
– Успешным был для меня 2000 год, когда я стал чемпионом мира в Бельгии. Продолжал участвовать и в суточных гонках. В 2002 году познакомился с фирмой Haze, где мне предложили поехать по Канаде с известным немецким путешественником Хайнцем Штюкке на их двухместной конструкции. Мы преодолели 4 тысячи километров от Торонто до Ньюфаундленда.

Позже, в 2012 и в 2013 году, я был в Америке. Мой знакомый, тоже мастер и владелец велопроката, сконструировал тогда рекордный веломобиль с обтекателем. В Америке в Батл-Маунтин (штат Невада) с 2000 года и до сих пор проводятся скоростные заезды. Мы были там дважды, и в 2012 году я на его веломобиле установил рекорд России, разогнавшись до 106,5 километра в час. А в 2021 году на изобретении друга побил рекорд в соревнованиях на льду «Байкальская миля».


Велосипеды для всех
– Когда и как появился ваш велопрокат?
– Я учился в Краснодаре в школе № 14, выпустился с золотой медалью. Затем окончил политехнический институт по специальности «инженер-механик по холодильному оборудованию». После института 3 года отработал в Истре, затем 21 год – на кислородном заводе, но оттуда пришлось уйти. После увольнения работы какое-то время не было. Но, к моему счастью, в 2003 году в центре Краснодара сделали площадь к 210-летию города, и я выкатил несколько своих конструкций, чтобы показать их другим. Люди вовсю просили покататься, предлагали деньги, и поскольку работы не было, я подумал, что открыть велопрокат – отличная идея. К 7 ноября сделал еще пару веломобилей, поработал так несколько месяцев. А в 2004 году подал прошение в мэрию Краснодара об официальном оформлении своей деятельности и получил разрешение.

– Среди конструкций вашего велопроката есть уникальные модели, например, в стиле ретро. Откуда они?
– Я люблю историю, поэтому и смастерил эти экземпляры: от самого первого велосипеда до современного. Мне хотелось, чтобы люди могли прямо на улице прикоснуться к истории и не просто посмотреть как на экспонат, но и покататься на этих велосипедах. Подобного я не видел нигде – ни в Европе, ни в Америке. Обычно старинные модели просто стоят в музеях как украшение. В моей коллекции сейчас 80 ретровелосипедов. Кроме того, мне нравится создавать необычные модели. В 2008 году я собрал полноприводный велосипед и запатентовал его. Говорят, не надо изобретать велосипед, а я вот изобрел и уже много на нем проездил. И, конечно, не могу оставить без внимания маленькие велосипеды…

– Да, расскажите пожалуйста, о них подробнее. Как они возникли?
– Я ехал однажды с суточной гонки, из Швейцарии в Лихтенштейн, и там во время прогулки увидел в витрине магазина маленький велосипед размером полметра. По приезду домой решил смастерить такой же, только ещё лучше. Сделал 15 передач, тормоза и сразу же поехал на нем. Потом брал его с собой в разные страны. На 200-летие велосипеда я смастерил модель в два раза меньше – 24 сантиметра. Тогда у меня возник вопрос, до каких пределов можно дойти в уменьшении велосипедов. В 2019 году мне удалось сконструировать экземпляр размером 8,4 сантиметра.
Потом меня пригласили в Москву на 100-летие российского цирка. Я привез туда свои лучшие модели (включая маленькие), и мне предложили установить рекорд в Книгу рекордов России за самый маленький велосипед, на котором можно ездить. Я проехал, в Книгу рекордов России попал. Там же мне сказали, что нужно теперь подавать в Книгу рекордов Гиннесса (на тот момент самый маленький велосипед в ней был 17 сантиметров). Я вернулся в Краснодар, нашел деньги на подачу заявки в Книгу рекордов Гиннеса, отправил. Два года они не хотели признавать мой рекорд, переживали, что русский отнимет навечно престижную категорию. Но в конце концов я получил сертификат.
Затем участвовал с этими маленькими велосипедами в телевизионных программах как в России, так и в Италии, в Турции. Но мне хотелось сделать конструкцию ещё меньше. В прошлом году я смастерил такую – всего 7,8 см, и Книга рекордов России её зарегистрировала. Сейчас поступают заказы на маленькие велосипеды от людей из разных уголков земного шара, от музеев Москвы, Питера и других российских городов. Делаю и для них.
Жизнь, полная приключений
– Как вы добирались до мест проведения заездов? Наверняка сам ваш путь был интересным…
– Я всегда ездил на своей машине, находил спонсоров, кого-то брал с собой за компанию. Часто ездил с женой. В этих поездках мы успели посмотреть всю Европу: Париж, Амстердам, Брюссель, Монако, Вена – где только ни были, можно книгу написать. При этом никогда не спали в мотелях, а разбивали палатку или останавливались у знакомых.

– Какие истории, приключившиеся с вами в поездках по миру, вы вспоминаете чаще всего?
– В 2012 году во время скоростных заездов в Америке я полетел из Нью-Йорка к своему русскому знакомому во Флориду, такому же фанатику веломобилей. Была пересадка в Атланте, мы ждали, но рейс задерживался. Вышел летчик в форме, и я поинтересовался, почему мы не взлетаем. Тот ответил, что есть какая-то проблема с самолетом. А я в шутку сказал, что я хороший специалист по велосипедам, значит, смогу отремонтировать самолет. Он посмеялся. Я показал ему фотографии с заездов, рассказал, что я изобретатель из России. Подошли пассажиры. Один из них спросил, знаю ли я веломобиль «Вектор». Я ответил – конечно. А он сказал, что он его сделал. Тогда я подумал – вот так встреча! Моя жизнь повернулась на 180 градусов, когда я увидел этот веломобиль. Я знал, что создали его студенты из Калифорнии, поэтому спросил, где он его смастерил. Мужчина ответил, что был студентом в Калифорнийском университете, занимался обтекателями. Потом мы еще немного пообщались. Удивительный случай!

Уже будучи во Флориде, я вместе со знакомым нырнул в пещеру с аквалангом на 30 метров в глубину. В первый день я потренировался, поскольку раньше с аквалангом не нырял, а на второй спустился к пещере. Когда шел вниз, чувствовал, что попадает вода. Чем дальше – тем хуже: вода течет, дышать нечем. Я еле вытерпел, попросил у друга аппарат, вынырнул. Оказалось, что резинка на моем дыхательном аппарате чуть отошла и вода стала заливаться. Но мне повезло, что все хорошо обошлось.
Этот же знакомый подарил мне для домашнего музея свой велосипед, который создал еще в советское время, и в итоге я проехал на нем 1600 километров, посмотрел Америку. В Вашингтоне со мной произошел один интересный случай. Я ехал на велосипеде, стемнело, пошел дождь, ночевать было негде. Вдруг я заметил магазин с козырьком и решил прилечь под ним в спальнике, который вез с собой. На утро проснулся, дождя нет. Спросил таксиста, где тут Белый дом – выяснилось, что прямо на соседней улице. Я поехал посмотреть на него. Не скажу, что увидел что-то особенное, но надолго запомнил это необычное, совершенно случайное соседство.
Источники вдохновения
– Как появилось ваше новое изобретение? И откуда вы черпаете идеи для таких необычных велоконструкций?
– Конь педальный – это последнее мое изобретение, сконструировал в этом году в январе. Увидел что-то подобное в интернете, решил повторить, но мне не очень понравился результат. Тогда я сделал своего коня лучше – полноприводным: спереди идут ноги, сзади крутятся колеса. Вышло забавно. В Москве на выставке с него не слазили, а сейчас уже есть покупатели. Вообще, идеи приходят спонтанно. Хочется еще много всего сделать, но как это всё привозить, увозить, показывать? Места не хватает. Дома штук 150 разных веломобилей, среди них есть и плавающий.
– Сергей Петрович, скажите, а бывают ли летающие модели?
– В 1999 году на чемпионате мира я видел летающий велосипед, который способен перелететь Ла-Манш. Но для него нужна безветренная погода. Сейчас существует даже вертолет, приводимый в действие с помощью педалей, механически. Канадцы изобрели. В свое время Игорь Сикорский (американский авиаконструктор) установил премию в 250 тысяч евро тому, кто поднимет вертолет ногами, без всякого двигателя. И эти ребята забрали приз. У меня, кстати, тоже был шанс выиграть 250 тысяч евро, но с маленькими велосипедами.
В 2019 году меня пригласили в Италию на передачу, аналогичную нашей «Удивительные люди». Шел отборочный этап. Я выступил, публика визжала, за меня проголосовали 99 человек из 100 плюс все 4 судьи и хозяйка шоу. Меня поздравили с выходом в финал, присвоили номер и обещали позвонить. Я ждал, но не выдержал и спустя неделю позвонил сам. Мне сказали, что всем понравилось мое выступление, но в финал меня не поставили. Они просто увидели, что русский может выиграть, и не допустили этого. Потом я посмотрел и узнал, что победила итальянская певица.

Будни изобретателя-велолюбителя
– Расскажите кратко, как сейчас проходят ваши будни?
– С понедельника по пятницу я нахожусь дома или в мастерской. А по выходным выезжаю со своими велосипедами на площадь у Заксобрания, чтобы дарить радость людям.
– И последний вопрос. Поделитесь секретом, как вам удается поддерживать себя в хорошей физической форме?
– Утром 2,5 часа делаю зарядку, 20 раз подтягиваюсь, постоянно тренируюсь ездить на маленьких велосипедах, 50-100 километров проезжаю на обычном
велосипеде. Могу даже сейчас сесть, поехать до моря и обратно. И, конечно, говорю «нет» вредным привычкам.