«Скидкам и качеству не верю, но все равно покупаю»: россияне удивили отношением к распродажам и маркетплейсам
С некоторых пор ноябрь стал главным месяцем распродаж в России, как в США и Китае. Кто не знает о существовании «черной пятницы», тому обязательно напомнят. Но если раньше покупатели выстраивались в очереди к торговым центрам, теперь чинно и благородно кладут товары в корзину прямо у себя дома – при помощи маркетплейсов.
В 2023 году ноябрьские распродажи показали неожиданные
результаты. По предварительным данным обзора «Чек Индекс» оператора фискальных
данных «Платформа ОФД», россияне внезапно не продемонстрировали роста интереса
к ним. Покупательская активность в сравнении с прошлым ноябрем снизилась на 4-7
процентов. Но если вы подумали, что люди решили экономить, то глубоко ошиблись.
Просто на фоне колебаний курсов валют все нужное и долгожданное было заказано
еще в октябре – хитрый и предусмотрительный ход со стороны покупателей! Да и
зачем ждать ноября, если у многих всегда под рукой – в смартфоне или на
компьютере – приложения известных маркетплейсов?
В самый разгар распродаж любопытными данными поделилось социологическое агентство «Вебер» — совместный проект АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» по исследованию общественного мнения с использованием современных онлайн-инструментов. Специалисты решили найти ответы на вопросы о том, как часто россияне совершают покупки в интернете, как относятся к такому виду шопинга и как реагируют на скидки и уловки маркетплейсов. Тема, согласитесь, актуальная и пока недостаточно исследованная, ведь взрывной рост онлайн-шопинга в России начался недавно, на фоне пандемии коронавируса, когда граждане оказались запертыми на карантине.
Удивительно, но факт: 22 процента опрошенных россиян еще ни разу в жизни не покупали товары в интернете. Эти «динозавры» — большой куш для онлайн-предпринимателей, если, конечно, они смогут до них добраться.
Правда, и те, кто уже опробовал ноу-хау, все еще находятся в сомнениях. Так, если выбирать между покупками онлайн и личным походом в магазин, то 73 процента россиян скорее за второй вариант. Тех, кто совсем не хочет тратить время на торговые центры, насчитали лишь 19 процентов. С другой стороны, 44 процента опрошенных из первой группы не любят впадать в крайности: если есть настроение, идут по магазинам, нет настроения или погода плохая – открывают маркетплейсы.
Россиян попросили назвать достоинства онлайн- и офлайн-платформ. Сторонники маркетплейсов отметили, что выбор у них гораздо шире, а товары стоят дешевле (потому что продавцам не надо платить аренду за помещение). А любители «живого» шопинга признались, что не доверяют качеству товаров по картинке и должны примерить и пощупать все лично. Ну и, конечно, поход по магазинам они воспринимают как отдых, развлечение и выход «в свет» – от примерки неограниченного количества нарядов до приятного общения с продавцами.
Роспотребнадзор неоднократно боролся с «черной пятницей», развенчивая мифы о выгоде распродаж. Основных тезисов у ведомства два. Во-первых, по слишком низкой цене могут продавать только фальсификат без документов, во-вторых, перед распродажей цены искусственно завышают в несколько раз, чтобы потом «снизить». В итоге покупатель ничего не выигрывает… Как сообщил «Вебер», с этими аргументами согласны далеко не все. Люди в основном ориентируются на величину скидки. Так, если она в пределах 50 процентов, то 78 процентов опрошенных склонны поверить в реальность акции и честность продавца, а вот 60, 70 процентов и выше настораживают. И все бы ничего, если бы 64 процента россиян лично не сталкивались с ситуацией, когда цена товара по скидке оказывалась выше, чем до скидки! Но наши люди любят верить в чудо.
Чаще всего по скидкам покупают одежду, обувь и аксессуары, а также продукты питания, бытовую химию, косметику и товары для дома. Интересно, что 40 процентов россиян сильно сожалеют о покупках, сделанных на распродаже, потому что в итоге вещи не пригодились, а деньги оказались потраченными зря. Тех, кого невозможно сбить с пути привлекательной ценой, — 48 процентов. Эти люди утверждают, что никогда не польстятся на скидку, если уже выбрали подходящий товар.
Только 29 процентов опрошенных уверены, что во время сезонных распродаж невозможно делать выгодные покупки.
Когда классический подход социологии сочетается с цифровыми технологиями, как у «Вебера», а в приоритет ставят людей с их уникальными взглядами и противоречиями, картина явления получается более объемной. Как вам такой факт: только 6 процентов опрошенных признали, что попали в зависимость от онлайн-покупок. Остальные вроде бы свободны от «наваждения», но при этом 49 процентов россиян заходят на маркетплейсы раз в неделю и чаще. Покупают или просто смотрят – еще вопрос, зато 15 процентов уж точно покупают и не реже раза в неделю, а 9 процентов опрошенных и того чаще — несколько раз в неделю.
40 процентов россиян признались, что могут провести свободное время на маркетплейсах, бесцельно листая товары, страница за страницей. Сколько ненужных вещей попадет в корзину, а затем на пункт выдачи при таком подходе, остается только гадать.
Добавим, что для активных пользователей маркетплейсов наиболее популярный формат – это мобильные приложения. А телефон всегда рядом – и в очереди, и во время долгой поездки в транспорте. Неудивительно, что от шопоголизма россиян уже предлагают лечить. Зависимость получила название «ониомания» и, хотя в Международную классификацию болезней не входит, сводит людей с ума не хуже тяги к азартным играм. Среди ее причин – чувство одиночества и недостаток внимания, от чего зависимых и отвлекают красочные витрины и яркие картинки маркетплейсов.
Самые интересные концерты кубанской столицы на ближайшие две недели – в обзоре «Югополиса».