Специалисты по комплексным системам безопасности: главное – определиться с задачей - Югополис
Закрыть
15:40, 22 апреля 2025
Егор Харитонов

Специалисты по комплексным системам безопасности: главное – определиться с задачей

Эксперты из «АВМ-сервис» о китайском оборудовании, российских аналогах, обстоятельности подхода и о том, что надёжные решения в системах безопасности всегда должны быть комплексными

Даже само по себе понятие «системы безопасности» достаточно быстро эволюционирует, постепенно начав включать в себя и охранные системы и системы видеонаблюдения, а также контроль доступа. К ним присоединяются облачные технологии, умный дом и множество других инженерных систем, которые уже просто не могут существовать по отдельности. О том, как работу со всем этим объединить в один подход, а также как разобраться с собственными целями и задачами в этом нелёгком вопросе, «Югополис» поговорил с экспертами из компании «АВМ-сервис»: коммерческим директором и одним из соучредителей Алексеем Комаровым (А.К.) и техническим директором Евгением Гречаниковым (Е.Г.).

Исходя из условий и потребностей

— С 2012 года вы работаете в сфере, очень зависящей от прогресса, который, кажется, здесь идёт очень высокими темпами. Какие профессиональные вехи вы застали в это время? Первой, наверное, стал переход на цифру?

А. К.: В 2012 году мы пошли в направление видеонаблюдения. Оно в тот момент наиболее активно развивалось. Цифровое и IP-наблюдение начали внедрять достаточно активно: не первыми, конечно, но, когда на рынке было ещё не так много. Это был уровень уже выше, чем регистратор и четыре камеры. Потом открыли шоурум, в котором продвигали P2P камеры, которые работают без записи через облако. Тогда этого, наверное, кроме нас никто и не делал.

Однако вскоре случился ещё один качественный переход – к комплексным решениям. Тогда все было устроено как система или пожарной или охранной сигнализации. Видеонаблюдение шло, скажем так, опцией. А потом всё стало сводиться к так называемым системам контроля управления доступом. Мы также активно начали это направление изучать, развивать, устанавливать. И постепенно пришли как раз к тому, что система безопасности и должна быть комплексной.

И задачу нужно также решать – комплексно. Исходя из условий и потребностей понимать, какие составные части в системе должны содержаться. Не только камера видеонаблюдения, а ещё сервер, регистратор, те же контроллеры доступа. Учитывать типы связи, которые позволяют связывать конкретные устройства: по проводу это будет происходить или без провода.

— Кстати, а что лучше – провод или беспроводные системы?

А. К.: Современные беспроводные системы поддерживают сейчас гораздо большую скорость передачи данных. Но чисто физический провод является более помехозащищённым. И для принятия решения, как я уже и говорил, нужно просто определить задачу.

— Как правильно определить задачу для такого специалиста?

Е. Г.: Как правило, в штате даже крупных организаций нет профильного специалиста. Есть инженер или айтишник, но нет специалистов, которые мыслили бы комплексно. Потому нужно всегда идти от потребности. Даже если взять, то же видеонаблюдение: определитесь, для чего оно вам нужно. Потому что делать видеонаблюдение без задачи – совершенно бессмысленно. А в случае с понятной задачей сверху могут накладываться дополнительные условия. Если это государственный заказчик, то сейчас в 90% случаев беспроводных технологий там не будет. В иных случаях такие варианты доступны.

Зачастую заказчик обращается к специалистам в том числе для того, чтобы разобраться в своих задачах, составить конкретное техническое задание. Например, такие потребности возникают у собственников действующих предприятий. Люди понимают, что у них старый завод, что им нужно поменять оборудование, заменить инженерные системы и сети, организовать бесшовный WiFi на территории предприятия, инсталлировать систему автоматизации… и сделать это, не прерывая производственного процесса. Весь этот перечень нельзя планировать и реализовывать как отдельные задачи.

— В таком случае, наверное, часто «простые» задачи от заказчика вырастают в глобальные?

Е. Г.: Из нашего опыта. Начинается с небольших запросов, вроде того, что «мы хотим газовое тушение серверного помещения». Смотришь на объекте и объясняешь: для того, чтобы его сделать, вам нужно ещё: раз, два, три, пять… десять. И заказчик хватается за голову. Заказчик не видит всей глубины проблемы. И это понятно – он не специалист.

Ещё одним важным моментом становится дальнейшее бюджетирование. В подавляющем большинстве случаев оказывается, что заказчик представлял себе совсем другую цифру. Притом, конечно, всегда есть «вилка» из того, как можно сделать: подороже, подешевле.

«Китай» и импортозамещение

— От чего может зависеть цена технических решений? Импортные или отечественные комплектующие?

Е. Г.: Как минимум. Также есть материалы. Есть способы, как это можно сделать. Можно удешевить работы можно прокладывать кабельную продукция в гофротрубе или кабельных коробах по стенам, а можно делать штробы делать всю проводку скрытой. Тут всё так же, как и с ремонтом дома – в зависимости от того, сколько человек готов потратить на это. И да, страна производства элементов тоже играет роль.

— Основной поставщик сейчас, наверное, Китай? Или пошли какие-то российские разработки ввиду изоляции?

А. К.: В основном Китай и Россия. Российских разработок-то много. Но реализация хромает. Мозгов в стране, на самом деле, очень много. И решая наши комплексные задачи, мы применяем много российской продукции. Даже местной, краснодарской.

В последнее время появляется все больше именно российских брендов. Некоторые из них размещают заказы на фабриках в Китае и везут в Россию уже готовую продукцию. Некоторые закупают комплектующие и организуют сборочные производства внутри страны. В нашем сегменте у российских фирм «отвёрточной» сборки не так много. Всё же это преимущественно свои разработки с применением импортных комплектующих.

Однако просто посмотрите, что стало за последнее время со всеми профильными предприятиями – тем же Заводом измерительных приборов в Краснодаре. Да и по всей стране, всё либо превратилось в торговый центры, либо сейчас работает на оборонку, конечно. И это сказывается.

 Е. Г.: Однако, есть заказчики, работа на чьих объектах регламентируется законодательными актами. С государственными заказчиками идём по пути импортозамещения, конечно. Там ничего другого невозможно. Есть требования, которые ограничивают допуски порой даже неэлектронных компонентов и иных изделий. Требования, чтобы и полностью автоматизированные рабочие места, компьютеры имели сертификаты Минпромторга.

— Насколько это всё оправданно?

А. К.: Достаточно много примеров, когда из-за границы блокируют работу технологического оборудования. Помимо этого, есть такая вещь, как обслуживание продукта, его обновление. Вы установили оборудование, пришли санкции и заблокировали вам обновление ПО. Условно говоря, что бы все делали, если бы заблокировали все обновления на iPhone? Также можно заблокировать и на системе видеонаблюдения. Выходит какая-то системная ошибка, из-за которой в результате приходится менять всю систему. Но и здесь нужно смотреть всё от задач.

— Где та граница между задачами, определяющая допустимость использования этого импортного оборудования?

Е. Г.: Предположим, точкам выдачи заказов маркетплейсов всё равно – они просто контролируют работу сотрудников. Но если у предприятия есть оборонные заказы, ведется работа со сведениями, составляющими Государственную тайну. Или просто имеется серьёзный подход к бизнесу, то лучше использовать Российские компоненты.

Сейчас мы действительно среди многих крупных заказчиков продвигаем Российскую продукцию. Если на больших предприятиях раньше действительно стояли в основном импортные системы, то в последнее время ситуация меняется – в вендерные листы добавляется Российская элементная база.

Однако притом нужно понимать, что некоторые элементы и оборудование в России просто не производят. Например, практически нет Российских компонентов для мультимедийных систем (видеостены, конференц-системы, системы управления мультимедийным оборудованием). Просто это сложно заменить, поскольку не было такого бизнес-направления в России. Например по опыту работы по объекту, где помимо мультимедиа систем было необходимо организовать телевизионную трансляцию мероприятий, то там все основное оборудование производства США,  включая специальные кабели.

Не доходя до точки бифуркации

— Когда всё установлено, как заказчику лучше следить за работоспособностью систем, как часто их обновлять?

Е. Г.: Лучше всего заключить договор с инсталятором или другой организацией на регулярное техническое обслуживание. Обычно все ждут год-два гарантии, и потом ничего не делают. Кроме противопожарных систем, где есть обязанность всегда иметь такой действующий договор.

На самом деле лучше заключать такой договор по всем системам. И соответствующая организация будет на постоянной основе следить, чтобы всё работало, чтобы стояло самое актуальное ПО. И если что-то происходит, говорить: «Уважаемый заказчик, точка бифуркации уже пройдена, и дальше эта вещь у тебя работать больше не будет». Также будет возможность отследить такие моменты заранее – сказать, что на следующий год лучше такие-то компоненты поменять, заложив на это такие-то средства в планирование.

— Если такой договор не был составлен, как сориентироваться в положении вещей, когда момент уже был упущен?

Е. Г.: В таком случае люди заказывают аудит. В нашей практике это чаще всего крупные заказчики, которые покупают или очень крупные объекты или сразу несколько зданий, скажем. Они обращаются, чтобы для них провели техническую оценку – понять, что там вообще есть, что работает, что ещё можно починить, а что утрачено безвозвратно. Для кого-то это может служить предметом большого торга. Был кейс, когда покупатель здания выяснил, что противопожарные системы не работают вообще. Понятное дело, это значительно снизило цену.

— И в таком случае заказчик остаётся, нужно полагать, ещё и с технической документацией на руках, которая позволяет до такого в дальнейшем не довести?

Е. Г.: Конечно, документация здесь играет очень важную роль. Если заказчику кто-то когда-то что-то делал, а он задумал провести модернизацию после смены нескольких поколений специалистов, перед ним встают вопросы о том, где и что пролегает, как оно устроено. А имеющуюся документацию открыл и всё увидел. Особенно это актуально на крупных объектах: заводах, которые были построены ещё в советские годы. У нас были тоже такие запросы – хотя бы отрисуйте, что у нас есть.

— Насколько аудитория заказчиков на рынке сейчас готова к тратам на такие именно комплексные решения: с документацией, обслуживанием и всем необходимым.

Е. Г.: Даже сейчас, когда есть всё, что нужно, есть потребности, и сроки даже горят, заказчики очень настороженны. И процессы согласования становятся очень длительными. Это касается не только государственных заказчиков, но и коммерческих структур тоже.

А. К.: И все, как правило, хотят так: сделайте хорошо, дёшево и быстро. И я всегда объясняю, что возможны комбинации любых двух этих условий. И в это всё упирается. Если делаешь быстро и качественно – это всегда будет дорого. Если быстро и дёшево – это не будет качественно. Либо это будет качественно, дёшево, но оооочень долго (смеётся).

Заходят-то к нам многие с пафосом: посчитайте нам всё. А на практике же идут по пути удешевления. В этом и гибкость процесса. Можно найти варианты дешевле, можно подумать над постепенностью решения задачи.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie.