Стены. Смальта. Вторая половина ХХ века - Югополис
Закрыть
Pеклама. ООО "ОКСИ-ЦЕНТР". ERID: 2SDnjccsZjY Реклама Югополис
15:40, 3 апреля 2024

Стены. Смальта. Вторая половина ХХ века

Романтизация прошлого – явление не новое, меняется только эпоха воздыхания. То ли в ответ на западный ретрофутуризм, то ли из-за очарования атмосферных брежневок и хрущевок, покоряющих социальные сети, советская эстетика крепко взялась за нашу современную культуру (нет, не наоборот). Кто-то скучает по времени, в котором даже не жил, другие тянутся к обрывкам своего детства. Ну, или «Осколкам прошлого», если хотите. Выставка-исследование с таким названием открылась в Краснодаре 20 сентября.

Экспозиция, посвящённая архитектурной мозаике, представлена скорее как «исследование», нежели «выставка». Сотрудники выставочного зала изобразительных искусств предлагают аудитории отправиться в путешествие – сначала под их руководством, а потом и самостоятельно.

Проект создали четыре молодых эксперта: искусствоведы Дарья Ивакина и Алексей Угольников, историк Антон Капшук и блогер Динар Бурангулов. Последний, кстати, ведет Telegram-канал о советской архитектуре, а еще экскурсии о ней в южных городах нашей необъятной и (не будем опускать этот факт) в Уфе. Название авторы выбрали из «словесно-игровых» соображений: с одной стороны – моменты ушедшей эпохи, с другой – материал для изготовления мозаик.

Идея проекта появилась во время написания выпускной работы на тему «Творчество мозаичистов Кубани в контексте развития русского мозаичного искусства второй половины XX-XXI веков» авторства Дарьи Ивакиной. В процессе обсуждения задумки кураторы решили сузить пространство исследования до краснодарских панно, чтобы глубже изучить архитектурное пространство города.

Чтобы реализовать идею, кураторам потребовалось больше года. Казалось бы, каждый краснодарец знает все эти мозаики «в лицо», чего тут искать. Но знает ли каждый краснодарец, что городской художественный комбинат остановил свою деятельность еще в начале нулевых и архивы исчезли примерно тогда же? Поэтому авторы создавали свой проект буквально из ничего, точнее, чего-то недоступного этому условному каждому краснодарцу. Экспозиция составлена на основе отрывков из книг, частных архивов и слов самих мозаичистов.

«Самый главный наш источник – воспоминания самих художников. Понятно, что это источник, с которым нужно обходиться очень осторожно. Поэтому мы постарались взять максимальное количество интервью у большого количества мозаичистов, чтобы эти слова перепроверяли друг друга. И по возможности пытались подкрепить их независимыми источниками. Благодаря этому мы можем ручаться за достоверность информации, которая у нас представлена», – поясняет Антон Капшук.

Экспозиция состоит из фотографий мозаик. Общий план, детали, имена авторов и год создания, некоторые – со знаком вопроса. Под ними – описание, история, комментарии художников. Для полного погружения кураторы представили зрителям даже инструменты и кусочки смальты (из нее, собственно, и создаются мозаики), а также оригиналы эскизов. Для выставки нашли и архивные фотографии – художники за работой.

Частью экспозиции стал и телевизор, на экране которого Алексей Угольников лично показывает мозаики и рассказывает о них. Там же – интервью авторов архитектурных полотен. На видео, созданном специально для «Осколков прошлого» GSN Studio, художник Виталий Коробейников вспоминает былое:

«Времена были очень интересные. Мы [художники] были связаны с архитектурой… Архитекторы с нами. И это все взаимодействовало и оставляло свой след в изобразительном монументальном искусстве Кубани».

Как рассказал Антон Капшук, художник признался авторам проекта, что приложил руку к созданию мозаики «Спорт» в бассейне «Динамо». Кураторы, честно проверявшие информацию, притом никак не могли найти этому подтверждения: другие мастера как один заявляли, что Коробейников – живописец, и только. Истину обнаружили в архиве народного художника, в его мастерской остались эскизы, со всеми печатями и подписями. Справедливость теперь торжествует на стенах выставочного зала – там представлен оригинал проекта Коробейникова.

Другими видеогостями экспозиции стали Владимир Андрющенко, Евгений Бахтин, Игорь Шипельский и Николай Турков. С маститыми художниками соседствует ученик Валентина Попко Максим Митягин. Мозаичист совсем недавно восстанавливал легендарное панно на Вишнякова, 53. Удивительная Мадонна с младенцем на постсоветском пространстве сохранена благодаря жителям дома. Женщину, изображенную на фоне креста (то ли медицинского, то ли христианского), удалось спасти неравнодушным краснодарцам, обратившимся для этого к местной власти.

«Люди очень трепетно относятся к мозаикам, для них это большая ценность», – объясняет Капшук.

Экспозицию предваряет и завершает огромная карта Краснодара. Какие же сокровища можно по ней найти? На схему нанесены отметки трех типов: мозаики, которые можно посетить самостоятельно; панно, недоступные широким массам (чтобы заснять их, самим кураторам пришлось получать особые разрешения); утерянные произведения.

Здесь же главное и первое в городе архитектурное украшение такого типа – мозаика на кинотеатре «Кубань». Созданная в 1960 году, она осталась только в памяти краснодарцев. Но у кураторов есть своя теория о том, что на ней могло быть изображено.

«Мы выдвинули гипотезу: мозаика предназначалась для кинотеатра «Кубань», а за 10 лет до этого прошла громкая премьера фильма «Кубанские казаки». Можно подумать, что панно, на котором изображено изобилие кубанской земли, посвящено юбилею киноленты», – поделился Алексей Угольников.

По словам искусствоведа, это произведение уникально для Краснодара по многим причинам. Мозаика была единственным в городе архитектурным изображением, выполненным в стилистике соцреализма. К тому же ее выполнили не из смальты, а из пластика, что, рассказывает искусствовед, явно опережало свое время.

Остальные произведения, утраченные во времени, кураторы смогли представить на выставке благодаря архивным фотографиям. Увидеть их – бесценно, для остального есть ноги. Для удобства культурно жаждущих авторы проекта внесли карту на буклеты, которые вместе с яркими впечатлениями и новыми знаниями можно забрать с собой из выставочного зала.

Интересный факт: на обложке изображен всадник – деталь мозаики на здании lетского сада № 123 (Зиповская, 9а). По признанию Алексея Угольникова, это его любимое панно, оно напоминает ему работы Василия Кандинского. Кстати, многие краснодарские мозаики вдохновлены классиками живописи. Помимо Кандинского, это уже упомянутая нами рафаэлевская Мадонна на Вишнякова, а на панно на здании цирка можно обнаружить мотивы Густава Климта. Большое искусство во всех смыслах.

На внешней часть буклета изображены миниатюры мозаик, некоторые снова со знаком вопроса. Дело в том, что, проверив необъятные массивы информации, некоторые детали кураторы так и не смогли узнать. Например, авторов некоторых произведений или же дату их создания. Кроме того, фотографии каких-то панно (того же кинотеатра «Кубань») так и не были найдены, поэтому молодые люди решили обратиться за помощью к самой аудитории.

«Мы рассчитываем на то, что у посетителей окажутся личные архивы, или, может быть, они что-то знают о других мозаиках. Мы специально сделали электронный адрес oskolki2022@yandex.ru, куда просим наших зрителей присылать материалы, которых нет на выставке», – объяснил Антон Капшук.

Кураторы надеются продолжить проект в виде книги, что явно найдет интерес среди специалистов. По словам Антона Капшука, только во время подготовки проекта появилось несколько научных трудов на эту тему – в Москве и Новгороде.

Не переоценивают авторы «Осколков» и интерес краснодарцев. Так, совсем недавно в Краснодаре решалась судьба остановки на улице Клинической. Панно хотели заменить современным граффити, что вызвало бурю неудовольствия среди пользователей соцсетей. Однако депутат Гордумы Андрей Арендаренко, услышав возражения общественности, не только остановил процесс переоблицовки, но и поручил отреставрировать комплекс.

«Возможно, сейчас настал этот исторический период, когда в первую очередь именно молодежь начинает интересоваться советской эстетикой. Может быть, люди, которые выросли и жили постоянно в окружении этих мозаик, не видели их ценность недооценивали, у них, так сказать, «замыливался» глаз. А мы, новое поколение, которое родилось уже после распада Советского Союза, эту эстетику видим по-другому, потому у нас возникает больший интерес к этой теме», – комментирует Антон Капшук.

Развивать тему кураторы продолжают в ходе лекций, проходящих в выставочном пространстве. Под руководством Алексея Угольникова горожане могут узнать об архитектурной мозаике в целом и в краснодарской частности.

Что же, нам остается пожелать ребятам удачи в дальнейших выставках и исследованиях, а вам – поспешить увидеть экспозицию своими глазами. На «Осколки прошлого» можно посмотреть в выставочном зале изобразительных искусств до 9 октября.

Самые интересные концерты кубанской столицы на ближайшие две недели – в обзоре «Югополиса».

Подписаться на нас