Такси по-русски: новый закон задаёт курс на отечественное производство
Однако это чревато повышением цен на перевозки

С 1 марта 2026 года в России вступают в силу нововведения, затрагивающие рынок такси: президент РФ Владимир Путин подписал закон, вводящий обязательные критерии локализации автомобилей, используемых в этом секторе. Речь идёт о повышении доли российских комплектующих и производственных операций при выпуске транспортных средств, допущенных к работе в такси.
Чтобы автомобиль мог официально выполнять функции такси, он должен соответствовать одному из двух условий: быть произведённым в рамках инвестиционного контракта, заключённого в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года; набирать установленное правительством количество баллов по шкале локализации, аналогичной системе, действующей при госзакупках.
Сейчас минимальный порог составляет 3200 баллов. В дальнейшем требования будут ужесточаться: в 2027 году планка поднимется до 3500 баллов, а в 2028 — до 3700.
Баллы начисляются за разные стадии производственного процесса: за сварку кузова в России — 400 баллов, за его покраску — 500, и за использование отечественного металла — ещё 200 (если его доля не менее 70% от массы кузова). С 2033 года эта балльная система станет единственным критерием допуска автомобиля в реестр такси.
Автомобили, уже включённые в региональные реестры до 1 марта 2026 года, смогут продолжить работу без необходимости соответствовать новым требованиям.
Совет Федерации также утвердил перечень автомобилей, разрешённых к эксплуатации в качестве такси. В список вошли в основном модели российской сборки: Lada Granta, Lada Vesta, Lada Aura. Кроме того, допущены несколько китайских брендов: Haval Jolion, Haval F7/F7x, BAIC U5 Plus и Kaiyi E5.
Все они предназначены для обслуживания клиентов в эконом- и комфорт-классе. Что касается премиум-сегмента — здесь пока сохраняется неопределённость: список моделей ещё не утверждён. Это может вызвать перебои с предложением в бизнес-классе и затруднить работу таксопарков, ориентированных на VIP-услуги.
Эксперты предупреждают: усиление требований по локализации и ограничение допустимых моделей автомобилей, скорее всего, приведут к удорожанию таксомоторных услуг. Таксопаркам придётся обновлять автопарк, ориентируясь на строго определённые модели, что отразится на себестоимости поездок.
Таким образом, новые правила могут стать стимулом для развития отечественного автопрома и поддержки внутреннего производства, но одновременно — вызвать рост цен и изменить структуру рынка такси в сторону большей унификации и зависимости от ограниченного круга производителей.