В Госдуме предложили ввести пост уполномоченного по защите прав учителей после скандала в Санкт-Петербурге
«Педагогическое сообщество оказалось беззащитным перед реалиями современной жизни, и эту ситуацию пора менять»


duma.gov.ru
Вице-спикер Госдумы Борис Чернышов (ЛДПР) предложил создать в России институт уполномоченного по правам учителей для защиты педагогов от необоснованных нападок. Письмо с соответствующей инициативой он направил вице-премьеру Татьяне Голиковой.
«В связи с последними событиями в одной из школ Санкт-Петербурга (увольнение сотрудницы гимназии № 168) прошу вас рассмотреть вопрос о возможности введения в России должности уполномоченного по правам учителей. В настоящий момент педагогическое сообщество оказалось беззащитным перед реалиями современной жизни, и эту ситуацию пора менять», — цитирует документ ТАСС.
В своём Telegram-канале Чернышов отметил, что чиновники не защищают педагогов. «Постоянные увольнения учителей то за фото в спортивном купальнике, то за фразу, то теперь за ведение урока», — написал он.
Поводом для инициативы стала ситуация, сложившаяся вокруг гимназии № 168 Центрального района Санкт-Петербурга. Серафима Сапрыкина, ранее работавшая учителем в этом учебном заведении, рассказала на своей странице в Facebook, что её вынудили уволиться после чтения ученикам 10 класса стихов Даниила Хармса и Александра Введенского.
По словам Сапрыкиной, директор гимназии «приказала» ей уволиться, назвав указанный писателей «врагами народа» и «пособниками фашистов».
«Эти люди, по выражению директора, были заслуженно схвачены НКВД и умучены за свои «преступления», и их стихи можно обсуждать только «на ваших богемных кухнях». Я пыталась что-то лепетать о реабилитации, на что присутствующий там заведующий музеем, полковник (80 лет, постоянно таскает в школу военных для укрепления патриотизма, дети уже вопят) сказал мне, что в те годы реабилитировали всех подряд. Я говорила о Мандельштаме и Гумилеве, но они тоже враги. Если я не уволюсь сама, то меня «уволят по статье утрата доверия», так как мне нельзя доверять детей, я совершенно неподконтрольна и т.д.» – пояснила она.
Сапрыкина при этом утверждает, что этот урок заранее обговаривала с завучем, которая «была от идеи в восторге». В итоге учительница уволилась по собственному желанию. «Если не говорить о таких ситуациях, если не назвать зло по имени, то ведь, ребята, новый 37-й вот он, на шаг ближе к нам и нашим детям», — подчеркнула она.
Директор гимназии № 168 Светлана Лебедева рассказала изданию «Петербургский дневник», что Сапрыкина уволилась за один день по согласованию с ней, потому что нашла другую работу. По словам директора, педагог нарушила план занятий, который нельзя менять без согласования с завучем по воспитательной работе или директором.
Лебедева отметила, что не против поэтов, чьи стихи читала Сапрыкина. «Можно говорить о любой литературе, но нельзя самостоятельно без согласования менять учебный план», — добавила она.
Глава Минпросвещения Сергей Кравцов поддержал учительницу и заявил, что она должна быть восстановлена на работе. «У нас учителя живут своей работой, своим делом, творчески вкладываются в развитие программ, стараются дать детям максимум, и если в ответ административный работник будет включать «дубину» по поводу и без, что мы получим на выходе?» — цитирует его «РИА Новости».
Ситуацию прокомментировал также пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Вопрос о том, нужно ли оценивать школьную программу по литературе с точки зрения патриотичности авторов, он переадресовал в Минобр. «Там нужно сначала выяснить — так это было, не так это было», — сказал он.