В РЖД пообещали, что из поездов окончательно уберут гравитационные туалеты
Когда это наконец произойдет, пассажирам больше не придётся мучиться в ожидании проезда через «санитарную зону»

Эпоха гравитационных туалетов в российских поездах подходит к своему логическому завершению. Согласно заявлениям заместителя генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Ивана Колесникова, вагонов, оборудованных устаревшей системой слива, осталось крайне мало — буквально единицы во всём железнодорожном парке.
Такие туалеты функционируют по простому механизму: отходы сбрасываются наружу путём механического открытия клапана, чаще всего с помощью ножной педали. Однако этот принцип уже давно считается морально устаревшим и не соответствующим современным стандартам гигиены, экологии и комфорта.
Колесников сообщил, что в обозримом будущем вагоны с таким типом санузлов окончательно покинут маршруты. На сегодняшний день, по его словам, они используются лишь в исключительных случаях, например, при необходимости экстренных или резервных перевозок. В регулярном движении они практически не встречаются.
Основной парк вагонов РЖД уже оснащён современными биотуалетами, которые работают по принципу замкнутого цикла и не наносят ущерба окружающей среде. Благодаря внедрению новых технологий отпадает необходимость в так называемых санитарных зонах — участках пути, на которых использование туалетов запрещено за определённое время до прибытия на станцию. В будущем эта мера станет излишней, поскольку биотуалеты можно эксплуатировать на протяжении всего маршрута, без ограничений.
Переход на более современные санитарные технологии — не спонтанное решение. Ещё в 2018 году дочерняя структура РЖД — Федеральная пассажирская компания — официально заявляла о планах полностью отказаться от использования гравитационных туалетов к 2025 году. На данный момент, судя по заявлениям руководства, этот план близок к полной реализации, сообщает РИА Новости.
РЖД последовательно модернизирует пассажирский подвижной состав. В 2024 году компания представила новые вагоны, отличающиеся повышенным уровнем комфорта: полки в них стали длиннее на два метра, ширина вагона увеличилась на 30 см, а проход стал шире на 5 см. Всё это — часть более широкой стратегии обновления железнодорожного сервиса в России, ориентированной на повышение удобства и удовлетворённости пассажиров.
Таким образом, в ближайшие годы пассажиры смогут навсегда попрощаться с пережитками железнодорожного прошлого, включая гравитационные туалеты, и рассчитывать на более цивилизованные условия поездок по всей стране.