Закрыть
14:04, 12 апреля 2024

Весна и волшебство

Во Дворце искусств «готовят сани летом» – разрабатывают стратегию «Новогодней фантазии – 30». Новый театр кукол собирается удивить премьерой «Русалочки». В Молодёжном театре ожидает репетиций забавная история «Любовь и голуби»…

Вечно молодая и всегда современная музыка звучала в Муниципальном концертном зале в исполнении Кубанского симфонического оркестра под управлением заслуженного артиста России Андрея Шлячкова.

Известный дирижёр, лауреат национальной премии «Имперская культура», автор проекта «Романтика романса» ВГТРК «Культура» Андрей Шлячков в Краснодаре впервые. Но благодаря музыкальным традициям, носителем которых является Кубанский симфонический оркестр, чувствует себя как дома.

– Почему приглашённые дирижёры выбирают для концерта лёгкую классику? Некоторые слушатели предпочли бы кое-что потяжелее…

– Это не видение провинции глазами приглашённого дирижера. Музыка должна быть понятна слушателям, в том числе подрастающему поколению, нашим будущим слушателям. Это наше родное, наше русское. Глинка, Чайковский, Рахманинов. Это «наше всё». Но в первую очередь я выбрал программу для знакомства с коллективом.

– Знакомство состоялось? Вы много гастролируете по городам России, знакомы с лучшими оркестрами. В вашем личном табеле о рангах наш коллектив на каком месте?

– Я бы сказал, на очень достойном. Оркестром много лет руководил Владимир Александрович Понькин, он заложил основы. Сейчас его развивает Денис Ивенский, ученик Владимира Александровича. Коллектив в прекрасной творческой форме, он развивается в нужном направлении.

– Возвращаясь к лёгкой классике. В рамках дискурса, что есть современное искусство, является ли исполняемая в концерте программа современной музыкой? Восьмой квартет Шостаковича, написанный 60 лет назад, – современная музыка или нет?

– Классическая музыка потому и является классической, что она всегда современна.

– Вы трижды дирижер народного, оперно-симфонического и симфонического оркестров. Что ближе, роднее?

– Поскольку меня взрастила народная музыка, роднее, конечно, народное оркестровое исполнительство. Но если сравнить оркестр народных инструментов с ручейком, вся остальная музыка – океан.

– Страшный сон дирижёра «широкого профиля»: не перепутать, где виолончели, а где баян…Кстати, в оркестре народных инструментов домра или балалайка – кто главнее?

– Характерная особенность оркестра народных инструментов – это тембр. Его проводник – балалайка.У нас говорят: чтобы оркестр звучал красиво, нужно, чтобы домра звучала как балалайка.

– Как давно вы брали балалайку в руки?

– Давно. Очень давно.

– Композиторы проявляют интерес к народному оркестру. А нет ли попыток создания синтетического оркестра?

– Римский-Корсаков пытался ввести балалайку в оперный оркестр, но получилось не очень. У народных струнных более жёсткая атака. Хотя есть прекрасные концерты для балалайки и симфонического оркестра.

– Почему вы покинули пост главного дирижёра оркестра им. Некрасова?

– Одна из причин – репертуарный голод. Мало музыки, которую можно переложить для оркестра народных инструментов без потери качества.

– Вас обучали три народных артиста: народный артист СССР Николай Николаевич Некрасов – главный дирижёр оркестра народных инструментов ВГТРК, в котором вы проработали четверть века; легендарный балалаечник, народный артист СССР Павел Иванович Нечепоренко и народный артист России Владимир Александрович Понькин. Чему вы у них научились?

– У Владимира Александровича Понькина я продолжаю учиться до сих пор. Хочу сказать о душевной щедрости моего учителя. Всем, что он умеет, он щедро делится. Другое дело, готов ли ты это взять.

– А Николай Некрасов?

– Николай Николаевич привёл меня в «свой» оркестр, за что я ему бесконечно благодарен.

– Павел Нечепоренко?

Жёсткий педагог. Его слова: «Забудьте о том, что вы лауреаты!» — многие студенты не выдерживали. Но это закалило характер!

– Вы родились на Урале?

Я родился в Дрездене. Мой отец военный. Потом семья переехала в Пензу, затем был посёлок Вербовский под прекрасным старинным Муромом. Там я окончил музыкальную школу. А позже перед отцом стал выбор: переводиться на Украину с повышением звания либо в Нижний Тагил, где было музыкальное училище. Победила музыка.

– Балалайка – единственный ваш инструмент?

В музыкальной школе я учился на баяне. Спал, видел баян во сне. Потом появилась балалайка… А сейчас (Владимир Александрович дал наказ – освоить скрипку) я учусь играть на скрипке. Я никому об этом ещё не рассказывал…

– Вау! Здорово!

– Это долгая история (улыбается – прим. авт.). Я начинал, бросал, снова начинал…Сейчас у меня третья попытка. Два года я держусь… Понькин сказал: «Каждый дирижёр должен уметь держать в руках скрипку». Когда я слышу скрипку – словно волны накатывают! До мурашек доходит.

– Новый год вы встречали в Китае с Московским симфоническим оркестром. Что играли? Как вас принимали?

– Играли «зимнюю» классику. Принимали прекрасно.

– Мне было приятно узнать, что оркестр им. Некрасова под вашим руководством принимал участие в экологическом фестивале. Считаете ли вы, что музыка способна изменить мир к лучшему? Какое ваше самое большое, самое искреннее желание?

– Да. Музыка способна изменить мир. Наверное, если бы все люди учились музыке, вражды в мире было бы меньше. А понимания – больше.

Хочется мира. Чтобы каждый мог услышать голос скрипки.

Событием весенней афиши стало исполнение в Муниципальном концертном зале одного из самых популярных произведений камерного жанра — квартета № 8 Д.Д. Шостаковича.

«Никому не нужный и идейно порочный» квартет (Д.Д. Шостакович) сочинён в июле 1960-го за три дня, осенью в Ленинграде с большим успехом состоялась его премьера. Сам автор называл глубоко автобиографичное сочинение эпитафией – за обилие авторских цитат, преобладание медленных темпов и беспросветный минор. Шостакович посвятил квартет памяти жертв фашизма. Позже на его основе была создана Камерная симфония.

Об истории создания рассказала музыковед Анастасия Ситалова. Квартет исполнили артистки Кубанского симфонического оркестра: Станислава Тимофеева (скрипка), Эльмира Флёрова (скрипка), Роксана Кудзоева (альт), Регина Заремба (виолончель). Внутреннюю сосредоточенность музыки Шостаковича оттенил оптимизм «Американского» квартета № 12 А. Дворжака, который прозвучал в первом отделении концерта.

История становления струнного квартета отражает основные вехи развития академической музыки. Жанр существует с середины XVIII века, это один из самых сложных и тонких видов инструментального исполнительства. Квартеты писали Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Чайковский, Бородин, Танеев…

Вот бы их услышать!

Она больна! Она больна добротой и способна любить!..

Кажется, мы удачно зашли. На реплику. Морская колдунья, которую не пустили во дворец, ставит страшный «диагноз» Русалочке, внучке и наследнице королевы Полипомедузы, правительницы Холодного Дна. Когда Русалочка только родилась, луч солнца упал на дитя и кровь её стала тёплой. А в королевстве, где всё строится на интригах и подводных камнях, такой «врождённый порок» несовместим с видами на престол.

Русалочка должна исправиться. Или…

На сцене Нового театра кукол вот-вот созреет новая история. (Спойлер для родителей: всё будет хорошо.) Лирическую сказку по мотивам произведения Г.Х. Андерсена в традициях русского психологического театра усердно репетируют актёры. «Русалочка» — это про нежные чувства. И про красоту. Которая снаружи и которая внутри…

«Красоту» в чёрном кабинете сцены наводит художник-постановщик Наталья Кашенина, музыку подводного и надводного мира написал композитор Александр Шишкин.

Как известно, Андерсен не любил, когда его причисляли к детским писателям. И тем не менее специально для родителей и учителей младших классов мы задаём вопрос режиссёру-постановщику заслуженному артисту России Александру Антоненко: «Чему учит эта сказка?»

– Она о том, что надо любить. Просто любить жизнь и, если понадобится, быть готовым отдать её за того, кого любишь…

Срочная новость! Спектакль «Метаморфозы» Нового театра кукол (режиссёр Александр Янушкевич) прошёл конкурсный отбор на VII Большой детский фестиваль! Он состоится осенью в Губернском театре! Поздравляем коллег!

«Новогодняя фантазия – 30», стратегия которой разрабатывается в недрах Дворца искусств,- про чудеса, русские сказки и любимый семейный праздник.

Композитор Андрей Семёнов и автор либретто Андрей Сёмин, авторы «очень семейной истории», детали сюжета, как и название сказки, пожелали пока оставить в секрете. Действие происходит, конечно, зимой, и конечно, в волшебном лесу (куда ж без него). Одна современная городская семья отправляется в путешествие. Но что-то пошло не так (компас сломался, или кто-то шустрый наступил на волшебный сучок, или в дупле дуба вдруг открылся таинственный портал) и технологически продвинутые, не верящие в чудеса люди оказываются…

А где они оказываются – это уже большой-большой секрет. Героев ждут настоящие приключения в духе занимательного русского фэнтези или квеста. Ясно только, что, пройдя испытания, персонажи истории многое начинают понимать иначе, взрослеют и становятся ещё более дружными.

Планы постановки будущей «Фантазии» вынашивает режиссёр-постановщик Жанна Пономарёва. Нынешняя «Фантазия» для неё восьмая. Балетмейстеры — заслуженная артистка Краснодарского края Валентина Скобликова и заслуженный артист Краснодарского края Александр Драчков — хоть сейчас готовы водить хороводы вокруг ёлочки. К разработке эскизов декораций и костюмов (а их в «Новогодних фантазиях» бывает невероятно много) уже приступили художник-постановщик Жанна Валяева, художники по костюмам Наталья Галкина и Кристина Хартюнова. В спектакле заняты Музыкальный шоу-театр «Премьера», артисты Молодёжного театра и Дворца искусств.

Грядущая «Новогодняя фантазия» будет юбилейной. Тридцать лет красочные, шумные, весёлые представления во Дворце искусств радуют глаз и трогают сердце.

…И каждый год из этих тридцати лет на сцене Дворца искусств рождается, живёт и продолжает звучать в сердцах маленьких и взрослых зрителей самая нежная, самая трогательная, самая семейная история…

Фото: Дарья Григорьева, Алексей Петров

.

Подписаться на нас

Сегодня, 21:21

Губернатор Хинштейн рассказал президенту Путину о курских корнях Колобка

Неожиданное заявление было сделано во время официальной аудиенции в Кремле

Изображение: depositphotos.com

В ходе встречи с президентом России Владимиром Путиным губернатор Курской области Александр Хинштейн раскрыл любопытную деталь из истории отечественной литературы: происхождение известного сказочного персонажа Колобка связано с Курском. 

Этот факт глава региона озвучил в контексте обсуждения благоустройства городской среды — в частности, реновации детского парка в центре Курска, который после обновления получил историческое название парк Пионеров. Одним из новых элементов благоустройства стала скульптура Колобка, установленная на территории парка.

Историческая справка, представленная губернатором, отсылает к 1844 году, когда была издана книга «Русские сказки для детей, рассказанные нянюшкою Авдотьею Степановною Черепьевою». Её автором выступила уроженка Курска Екатерина Авдеева — писательница, фольклорист, исследовательница народного творчества и одна из первых собирательниц сибирского фольклора. Несмотря на то что книга вышла анонимно, авторство впоследствии было установлено. Именно в этом сборнике впервые для широкой читательской аудитории России появилась сказка о Колобке. Позднее записанные Авдеевой сказки вошли в фундаментальное издание «Народные русские сказки», подготовленное известным фольклористом Александром Афанасьевым.

Информация о встрече губернатора с президентом и озвученных историко-литературных деталях опубликована на сайте Кремля. Таким образом, благодаря исследованию региональных культурных корней удалось установить связь между классическим персонажем русского фольклора и Курской областью, считает Александр Хинштейн.

Параллельно в публичном пространстве продолжаются дискуссии о происхождении других известных персонажей массовой культуры. Как сообщал «Югополис», недавно в Государственной думе затронули вопрос о национальной принадлежности Чебурашки, что вызвало оживлённую полемику с участием дипломатических представителей и деятелей культуры.

Сегодня, 20:52

На Кубани отправили в колонию станичника, до смерти избившего знакомую

Преступление он совершил, находясь в состоянии алкогольного опьянения

Фото: Юлия Симатова / Югополис

В Кореновском районе Кубани вынесен приговор 33-летнему жителю станицы Сергиевской. Суд признал его виновным в жестоком избиении женщины, что стало причиной ее смерти.

Преступление было совершено в декабре прошлого года, когда фигурант и его знакомая находились в помещении летней кухни на территории одного из домов в станице Сергиевской. Мужчина был пьян и затеял ссору с женщиной, а затем начал ее избивать. Потерпевшая получила тяжелые увечья, от которых спустя несколько дней умерла в больнице.

Представленные следственными органами доказательства суд счёл достаточными для вынесения обвинительного приговора. Подсудимого на 9 лет отправили в колонию особого режима, сообщает пресс-служба СУ СК РФ по Краснодарскому краю.

Сегодня, 20:37

«ИИ-апокалипсис»: нобелевский лауреат предрек социальный коллапс и новые войны

Виновниками грядущих бед названы ИТ-гиганты

Фото: chataibot.ru

Нобелевский лауреат по физике Джеффри Хинтон, считающийся одним из основоположников современных нейросетей, выступил с тревожным предупреждением о катастрофических последствиях стремительного развития искусственного интеллекта (ИИ). 

Как сообщает издание Futurism, учёный в ходе беседы с американским сенатором Берни Сандерсом нарисовал мрачную перспективу ближайшего будущего, где человечество столкнётся с хаосом, социальным коллапсом и новыми военными конфликтами. По мнению Хинтона, главная угроза заключается в том, что бурное развитие ИИ приведёт к резкому усилению социального неравенства и масштабной безработице, причём в отличие от предыдущих технологических революций люди, потерявшие работу, вряд ли смогут найти альтернативные источники дохода — это создаёт принципиально новую и крайне опасную ситуацию. 

Виновниками надвигающегося кризиса нобелевский лауреат назвал лидеров крупных ИТ‑корпораций, в частности Илона Маска и Джеффа Безоса, которые, по его словам, «всерьёз делают ставку на то, что ИИ сможет заменить множество работников». Хинтон считает такую стратегию крайне недальновидной, поскольку массовое лишение людей доходов неизбежно приведёт к сокращению потребительского спроса и, как следствие, к потере клиентов самими компаниями. 

Особую обеспокоенность учёного вызывает потенциальное военное применение ИИ: он указывает, что богатые страны десятилетиями избегали прямых кровопролитных конфликтов из‑за неприемлемости человеческих потерь, однако если воевать будет искусственный интеллект, то это устранит одно из главных препятствий для агрессии — например, для вторжений в небольшие государства наподобие Гренады. 

При этом Хинтон обладает уникальным авторитетом в данной сфере, поскольку является одним из создателей технологий глубокого обучения и метода обратного распространения ошибок при обучении нейросетей — именно эти разработки легли в основу современных больших языковых моделей, включая ChatGPT и аналогичные продукты.

Его предупреждение, прозвучавшее из уст одного из «отцов» нейросетевых технологий, придаёт особую весомость озвученным тревожным прогнозам и заставляет мировое сообщество всерьёз задуматься о потенциальных рисках бесконтрольного развития ИИ.

Сегодня, 20:09

«Роза Хутор» встречает зиму: курорт открыл сезон и готовится к массовому катанию

Открытие горнолыжных трасс запланировано на 19 декабря при благоприятных погодных условиях

Фото: t.me/rosakhutoralerts

Горнолыжный курорт «Роза Хутор» официально дал старт новому зимнему сезону. Пока гости могут насладиться пешими прогулками и панорамными видами, но уже в ближайшее время здесь начнётся полноценная зимняя жизнь.

После завершения ежегодных профилактических работ возобновили работу канатные дороги, ведущие к знаменитой смотровой площадке «Роза Пик» (высота — 2 320 м). 

В предстоящем сезоне «Роза Хутор» вновь подтвердит статус лидера среди российских горнолыжных курортов: гостей ждёт крупнейшая в стране зона катания протяжённостью 105 км, 32 современных подъёмника, обеспечивающих комфортное перемещение по склонам, и 52 трассы разного уровня сложности — от пологих спусков для новичков до экстремальных маршрутов для опытных райдеров. 

Курорт уделяет особое внимание развитию горнолыжного мастерства у гостей: горнолыжная школа с командой из более чем 200 сертифицированных инструкторов предложит групповые и индивидуальные занятия для взрослых и детей. Для юных спортсменов организованы тематические детские кемпы и программы разной продолжительности, а также работает клуб «Егорка» с занятиями на специально оборудованном учебном склоне. Взрослые могут выбрать закрытые группы или эксклюзивные программы «Личный гид» и «ВИП‑инструктор», позволяющие ускоренно совершенствовать технику катания и пользоваться подъёмниками без очередей. 

Среди ярких новинок — продолжение популярной программы «Рассвет на трассе», участники которой смогут встретить первые лучи солнца на вершине «Роза Пик», провести 2 часа на свежеподготовленных склонах и завершить утро завтраком в ресторане «Высота 2320». 

Курорт обеспечивает полный цикл обслуживания гостей: работают 8 пунктов проката (более 4 000 комплектов снаряжения), из них 4 в Роза Долине и 4 в Горной Олимпийской деревне, доступны 2 ски‑сервиса для ухода за оборудованием и 800 камер хранения. Важно, что обслуживание прокатного снаряжения (нанесение парафина, заточка кантов) проводится бесплатно — гости могут воспользоваться услугами в любое время. 

В этом сезоне «Роза Хутор» внедряет передовые решения для улучшения сервиса: систему Yeti.Coach на базе искусственного интеллекта, которая анализирует технику катания на одной из трасс, а также обновлённое мобильное приложение с функцией отслеживания загруженности канатных дорог в режиме реального времени. 

Таким образом, «Роза Хутор» не просто открывает зимний сезон, а предлагает гостям комплексный опыт — от комфортного отдыха и обучения до высокотехнологичных сервисов и уникальных впечатлений.

Сегодня, 19:29

За год продажи БАДОВ на Кубани выросли, а в Адыгее снизились

Наибольший вклад в объёмы продаж внесли препараты общеукрепляющего действия и добавки для поддержки пищеварительной системы

Фото: xb100/freepik

На юге России фиксируется разнонаправленная динамика рынка биологически активных добавок: в Краснодарском крае наблюдается существенный рост продаж, тогда как в Адыгее фиксируется снижение физических объёмов при умеренном увеличении выручки. 

По данным аналитического агентства DSM Group, за первые 10 месяцев 2025 года рынок БАДов в Краснодарском крае вырос на 47,6 % в денежном выражении, достигнув 13,26 млрд рублей, о чём сообщили в эфире «Бизнес ФМ Краснодар». При этом в натуральном выражении (по количеству упаковок) прирост оказался значительно скромнее — всего 8,6 %, что составило 31,06 млн единиц. 

Причиной такого расхождения стало заметное удорожание продукции: средняя цена одной упаковки поднялась с 314  до 427 рублей. 

На рынке также усилились позиции отечественных производителей — их доля достигла 78,9 % в денежном выражении и 89,6 % по количеству проданных упаковок. 

В то же время в Республике Адыгея за аналогичный период рынок БАДов продемонстрировал противоречивые показатели: в денежном выражении он вырос на 33 %, достигнув 344,8 млн рублей, однако в натуральном выражении продажи снизились на 8 % до 776,5 тыс. упаковок, как сообщили в агентстве DSM Group изданию BFM Кубань. Средняя стоимость одной упаковки в Адыгее увеличилась на 44,5 % и составила 444 рубля. 

При сравнении двух регионов становится очевиден существенный разрыв в масштабах рынков: кубанский превышает адыгейский более чем в 38 раз по объёму продаж в денежном выражении, при этом в Адыгее наблюдается отрицательная динамика физического объёма продаж, а в Краснодарском крае отмечается умеренный, но устойчивый рост в натуральном измерении.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.