Владимир Мхитарян: «В мире много вещей важнее денег, и репутация – одна из них»
Pеклама. ООО «Птицефабрика «Новороссийск». ERID: 2SDnjbrdc66
Если раньше мы, авторы этого материала, неосознанно отдавали предпочтение продукции Новороссийской птицефабрики (потому что «свои», потому что крупные производители, потому что давно работают), то теперь, увидев масштабы производственных площадок, узнав то, насколько чистую «курятинку» предлагает ООО «Птицефабрика «Новороссийск» и каким разнообразием колбасок, ветчины, буженины, чебуреков, пельменей и других вкусностей из серии «пальчики оближешь» предприятие готово нас накормить, мы однозначно рекомендуем этот бренд соотечественникам. Что называется – для здоровья и для души!
Но хватит томить вас, читатель, предлагаем составить нам компанию. Все узнаете из первых уст – от самого генерального директора Владимира Амаяковича Мхитаряна, заслуженного работника сельского хозяйства России, Героя Труда Кубани. Он – легенда отрасли, более сорока лет в ней, из которых 24 года руководит птицефабрикой.
Это сегодня предприятие в бессменных лидерах по производству куриного яйца в крае. Его продукция – на полках крупных торговых сетей и в обычных магазинах в разных регионах страны, на Крымском полуострове, есть она в Абхазии и Кот-д’Ивуар в Западной Африке.
Но мало кто знает, что еще в 2000 году это предприятие было самым маленьким на Кубани по объемам производства куриного яйца.
В чем секрет такого развития? Наши вопросы мы адресуем генеральному директору Владимиру Мхитаряну.
– Владимир Амаякович, начнем с того, что присутствие на полках крупнейшего ритейлера уже само по себе является маркером принадлежности к лучшим производителям. Как удалось обойти в этой гонке мощных конкурентов, среди которых огромные корпорации?
– Не было никакой гонки. К нам пришли и пригласили. Скажу больше, много лет назад, когда только самый крупный ныне ритейлер начинал путь на рынке, я, естественно, заинтересовался, так как это гарантированный сбыт, от которого и отталкивается бизнес. Но тогда нам выдвинули условия, которые были совсем неприемлемыми для нас, и пришлось отказаться от сотрудничества. Времена изменились, сети, пусть не полностью, но в значительной степени повернулись к производителям, и теперь мы поставляем куриное яйцо в крупную торговую сеть. Скажу больше, нас просят увеличивать поставки, так как продукция пользуется повышенным спросом. Мы же идем своим курсом планомерного и продуманного развития.
Конечно, сотрудничество с сетями важно, но для меня не это главный показатель успешности предприятия. Почему мы оказались сильнее конкурентов? Потому что наша продукция пользуется спросом, покупатели ищут ее на полках, уверенные в ее качестве и безопасности. У меня есть правило, которое знают сотрудники: «Я здоровье людям при рождении не давал, не мне его и забирать». Во все времена, даже самые трудные, непреложным принципом оставалось качество. Это и дало результат. И, конечно, нельзя не сказать о жителях нашего края: абсолютное большинство предпочитают покупать продукцию кубанских производителей, потому что считают ее самой лучшей. А так и есть. Естественно, мы не имеем права обмануть их ожидания.
– Вы ставите равенство между знаком качества и маркировкой ООО «Птицефабрика «Новороссийск»?
– К продукции я отношусь намного строже государственных стандартов. На этой фабрике я тружусь с 1982 года и начинал путь с обычного слесаря. В 2000 году меня единогласно избрали генеральным директором – коллектив доверил. А потом я стал собственником предприятия, то есть за качество отвечаю своим именем. Если что-то нехорошее кто-то найдет, начнут склонять мою фамилию, а значит, мою семью, моих предков – это для меня неприемлемо.
От форс-мажора никто не гарантирован, но я абсолютно уверен, что на нашем производстве более чем высокие стандарты качества и безопасности
– Что вы имеете в виду, говоря о более чем высоких стандартах?
– Например, мы полностью исключили из рациона кур корма животного происхождения. Совершенно никакой мясокостной муки и других животных ингредиентов. Даже отходы от нашего мясного производства мы не используем. Более того, ГОСТы позволяют использовать корма с содержанием животных белков, но мы этого не делаем. Во-первых, курице природой определено клевать растительную пищу. Во-вторых, при использовании животных кормов есть риск, пусть и минимальный, получить неприятности в виде заражения сальмонеллезом. Кроме того, мы не применяем никаких стимуляторов. Результат дает только сбалансированный рацион. Птицу не обманешь. Если ей некомфортно, это сразу скажется на производительности. И по антибиотикам, конечно, у нас абсолютная чистота – их нет. Говорю с уверенностью, потому что контролирующие органы крайне строго и постоянно следят за деятельностью и качеством. Да что там говорить, если любой человек может купить яйца в магазине и отнести в Роспотребнадзор для проверки. Мы за свою продукцию ручаемся.
Еще одна деталь: в одной крупной торговой сети нам предложили очень хорошие условия, если будем упаковывать яйца в боксы с маркировкой ритейлера. Мы на это не пошли. Не для того мы десятилетиями зарабатывали свое имя, чтобы им торговать. В мире много вещей важнее денег, и репутация – одна из них.
– Ваша птицефабрика производит не только яйцо, но и мясо, полуфабрикаты, колбасную продукцию, которая тоже пользуется повышенным спросом. Хотя это совершенно другой бизнес. Не проще ли наращивать объемы производства куриного яйца, тем более, что за ним в очереди стоят?
– Здесь как нельзя лучше подходит поговорка о пагубности хранения всех яиц в одной корзине. Наверное, было бы быстрее и прибыльнее пойти по экстенсивному пути, строить новые птичники и наращивать поголовье, реализуя побочные продукты на сторону. Но в бизнесе простое решение зачастую неверно. Как собственник я напрямую заинтересован в повышении эффективности производства и работе на годы вперед. А глубокая переработка намного рентабельнее, и к тому же это диверсификация бизнеса, что крайне важно для стабильности.
– То есть все идет по изначально выработанной стратегии развития – поступательное движение?
– В бизнесе стратегия – это не догма. Есть генеральная линия, но постоянно надо принимать решения, исходя из ситуации на рынке и предпочтений потребителей. Время показывает, что мы движемся в правильном направлении. В 2000 году, когда я стал генеральным директором фабрики, мы производили 48 миллионов куриных яиц и около 500 тонн мяса птицы в год. По итогам 2023-го показали 236 миллионов штук яиц и 2500 тонн мяса. При этом на предприятии тогда работало 340 человек, а сегодня – 280.
Мы полностью модернизировали производство, оптимизировали технологические процессы, ввели и продолжаем вводить передовые новации, поэтому и стали крупнейшим отраслевым предприятием на Кубани. Но останавливаться нельзя: конкуренция очень сильная и побеждает только тот, кто быстрее и эффективнее реагирует на рынок.
То же самое касается и развития мясной линии – это логичный шаг. Было бы преступлением против всех бизнес-законов отдавать качественное мясо на сторону, не попытавшись сделать из него вкусный и полезный продукт. На сегодня у нас есть свой цех по переработке, выпускающий колбасные изделия и полуфабрикаты – пельмени, чебуреки и так далее. О вкусе и качестве не буду много говорить, люди давно его оценили. Но когда ко мне приезжали европейские специалисты и пробовали продукцию, всегда выносили один вердикт: это деликатесы, которые в Европе продаются очень дорого. И мы развиваем мясное направление: выращиваем бройлеров, работаем над увеличением мощности. Сейчас занимаемся расширением собственной торговой сети, у нас есть свои магазины. И спрос растет, а значит, мы должны быть ближе к людям. Кстати, продукцию Новороссийской птицефабрики я сам покупаю в магазине возле предприятия. Моя семья ест яйца и куриное мясо только нашего производства.
– Куриное яйцо, мясо, деликатесы… Дальше что?
– Уже ведутся пусконаладочные работы на комбикормовом заводе в станице Раевской. Мы к этому долго шли.
В себестоимости яйца 48-50 процентов приходится на корма. Собственное производство позволяет снизить затраты – это первое. Второе: мы абсолютно уверены в безопасности кормов, так как сами их производим из зерна проверенных кубанских земледельцев. Третье: появилась возможность очень быстро менять рецептуру кормов в зависимости от необходимости. И четвертое: комбикорма всегда в цене, а значит, излишки будут гарантировано реализованы. Но главное, мы полностью закроем свои потребности в кормах, а это очень серьезные цифры.
– Насколько?
– Только в станице Натухаевской, где расположены основные мощности, у нас 4 птичника по производству яиц на 675 тысяч голов и еще 300 тысяч птицемест для выращивания ремонтного молодняка. По сути, это птичий город-миллионник, который надо содержать: кормить, отапливать-охлаждать, освещать и так далее.
Кормов на такое «население» надо 120 тонн в день – это два железнодорожных вагона. Мощность завода – 15 тонн комбикорма в час. А мы еще и наращиваем поголовье, поэтому работать он в основном будет на собственные нужды.
– Когда речь идет о животноводстве, и птицеводстве в частности, всегда поднимается тема экологической безопасности…
– В этом направлении очень много требований, а контролирующие органы всегда начеку. Но не только это определяет критерии. Я сам коренной новороссиец, люблю свой город-герой и всегда был патриотом Родины, даже когда это было не модно. Не могу я делать что-то в ущерб людям и природе, это на генетическом, наверное, уровне. Поэтому к санитарным и природоохранным направлениям у меня особенно категоричное отношение. И, как показывает практика, такой подход не только правильный, но и выгодный. Самый большой дискомфорт от птицеводства идет от куриного помета – запах, мухи и так далее. Мы нашли выход из ситуации: построили комплекс сушки помета. Переработка птичьего помета методом термической сушки стерилизует конечный продукт, удаляет запах и насекомых. На выходе получается ценное органическое удобрение, которое очень востребовано и сельхозпредприятиями, и садоводами-любителями. Мы же получаем не только прямую прибыль от продаж, но и экономию места для складирования, снижение затрат по логистике и так далее. Эта методика совершенно безопасна для природы. Сейчас этот проект еще не полностью реализован, но первые результаты весьма обнадеживают.
– Ваше предприятие постоянно находится на первом месте по отрасли в крае. В 2018 году вам присвоили звание Героя Труда Кубани. Что впереди?
– Планов очень много. Я счастливый человек. У меня есть семья, друзья, любимое дело. Сын учится тонкостям нашего бизнеса, чтобы продолжить мое начинание, а это огромная радость. Но не только это делает меня счастливым. Россия наконец-то возвращает могущество и славу, что воодушевляет, потому как времена, когда пытались растоптать наше достоинство, больно ударили по каждому, и я не исключение. Сейчас, как и все сограждане, я думаю, что главное – это Победа в специальной военной операции, которая была неизбежна. Мы помогаем ребятам на передовой, поддерживаем их семьи, стараемся трудом приблизить светлый день. И он обязательно наступит. Жители города-героя Новороссийска знают цену Победы!