Закрыть
10:22, 26 июля 2023

Возьми «штуку» сейчас, отдай две потом

Краснодарский край уже несколько лет не входит в верхние строчки «антирейтинга» регионов с самым высоким риском мошенничества в ОСАГО. В этом году ситуация стала еще лучше.

Аналитики такой прогресс связывают с тем, что в 2022-м на скамье подсудимых оказались члены более десяти групп, специализирующихся на автоподставах. В то же время страховые компании отмечают активизацию так называемых недобросовестных «представителей пострадавшего» и автоюристов. Эти люди выкупают аварийные дела у потерпевших через заключение договора цессии и взыскивают с продавцов полисов ОСАГО кратно большие суммы убытка при ДТП, а также пени и штрафы, налог с которых потом приходит автовладельцам и зачастую превышает компенсации, полученные на месте ДТП. В чем причины этого явления и как защитить себя от неприятных неожиданностей?

Общая черта и автоподставщиков, и недобросовестных автоюристов в том, что и те, и другие взыскивают деньги со страховых компаний, используя законы. Вернее, лазейки в них. Но при схожести целей и методов эти группы довольно сильно различаются.

При определении места региона в «антирейтинге» по риску мошенничества в ОСАГО один из главных негативов дают автоподставщики. У этих граждан очень широкий выбор инструментов, но есть особенно популярные. Самая любимая «тема», когда берется старый импортный автомобиль, запчасти на который, ввиду их редкости, обходятся в разы дороже самой машины. Затем провоцируется авария. Для этой цели чаще всего используются кольцевые развязки, а в качестве виновника — большегрузы, так как водителя легче подставить: сильно ограничен обзор, большой тормозной путь и наверняка есть полис ОСАГО. Быстрое перестроение под фуру и дефицитные, а потому очень дорогие крыло-дверь-капот смяты. Возможно, деталь уже была деформирована заранее, сути это не меняет. Далее все идет по обычной схеме: оформление ДТП, обращение в страховую компанию, взыскание максимальной суммы через суд.

Эта схема наиболее распространена, так как ДТП вполне реальное, а доказать, что водитель легковушки сам виноват, можно, только если есть видеозапись. Сейчас, когда видеорегистраторы стоят в большинстве машин и каждое ДТП выкладывается в соцсети, мошенникам приходится придумывать новые схемы. Дополнительно мешает злоумышленникам и развивающаяся система видеонаблюдения «Безопасный город», которая позволяет установить истинного виновника аварии.

Евгений Иваненко, начальник отдела раскрытия хищений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий УУР ГУ МВД России по Краснодарскому краю:

— Раскрытие подобных преступлений требует большой доказательной базы, и мы используем для ее сбора все предусмотренные законом пути: информационные технологии, оперативно-разыскные мероприятия и прочее. Также мы работаем в контакте со страховыми компаниями, изучаем повторяемость ДТП с одними и теми же автомобилями и так далее. Результат есть: за прошлый год нами было раскрыто более десяти преступных групп мошенников, которые специализировались на автоподставах. Но если с мошенниками в правовом плане все понятно, то по так называемым недобросовестным автоюристам ситуация иная. Когда пострадавший в ДТП человек взамен полученной на месте суммы оформляет доверенности на незнакомого ему человека или группу людей, он дает разрешение на использование своей ситуации сторонними лицами. При этом делает он это абсолютно добровольно. Здесь Уголовный кодекс Российской Федерации неприменим, так как нет события преступления. Защита только одна – не принимать необдуманных решений.

Эдуард Гайдаенко, председатель Совета ассоциации страховых организаций Краснодарского края:

— Проблема мошенничеств с ОСАГО на Кубани есть, однако в последнее время можно говорить об осторожном оптимизме. Существенное снижение количества мошенничеств произошло после введения в сферу деятельности финансового уполномоченного споров по ОСАГО. Так, если в 2020 году кубанскими страховщиками было направлено в полицию 1 332 заявления о мошенничестве, то в 2021-м – 482, а в прошлом – 293. В то же время криминальные группы находят другие способы преступного заработка, и в этой связи статистика не такая позитивная. Огромной проблемой остается раскрываемость. Если в прошлом и позапрошлом годах по нашим заявлениям возбуждались уголовные дела в трети случаев, то вот до суда доходило всего около четырех процентов дел. В текущем году показатель еще ниже.

Этому есть объективные причины в виде огромной загруженности правоохранителей, да и в целом государственная машина обладает определенной инерцией, и полиция по определению не может мгновенно перестраиваться, чтобы раскрывать новые мошеннические схемы. В этой связи самым разумным видится адаптированный к России европейский путь: создание внутри страховых компаний или ассоциаций служб безопасности с функцией ведения оперативно-разыскной деятельности. В такие структуры были бы привлечены специалисты с опытом работы в силовых структурах. В таком случае мы бы могли предоставлять правоохранителям готовое, подготовленное по всем требованиям законодательства расследование, что позволило бы сократить время и намного повысить эффективность борьбы с мошенниками. Такая инициатива уже неоднократно озвучивалась на самом высоком уровне, однако пока, к сожалению, пути ее реализации не найдены.

В декабре 2021 года Краснодарский край попал в федеральную информационную повестку: более сотни автовладельцев обратились в правоохранительные органы с заявлениями на действия автоюристов.

Когда стали разбираться, выяснилось, что все заявители в период 2016-2017 годов попадали в ДТП не по своей вине. Вот рассказ одного из пострадавших. Валерий П. попал в аварию под Краснодаром в 2017 году:

— Увидел ящик на дороге и резко затормозил. За мной шел микроавтобус. Он не успел остановиться, ударил в заднюю часть машины. Погнул бампер, крышку багажника, крылья, разбил «габариты» и поворотники. ГАИ ждали недолго. Когда писал объяснение, это с час прошло после аварии, мне позвонили на телефон и предложили помочь в решении вопроса со страховой. Я согласился. Буквально через 10 минут приехали два парня, сказали, что аварийные комиссары. Посмотрели на машину и предложили на месте 60 тысяч рублей, а взамен — чтобы я им отдал право судиться со страховой. Я решил, что цена нормальная. После оформления ДТП заехали к нотариусу, и я подписал доверенности. Потом, через неделю, ко мне еще приезжали, но уже другие люди, машину осматривали. А в июле 2021 года я узнал, что должен в налоговую 91 тысячу рублей подоходного налога. Оказалось, что эти жулики у страховой лишних 700 тысяч отсудили, а на меня платежи повесили. Пошел в полицию, а там говорят, что таких, как я, уже много. Дело до сих пор тянется, но налоги пришлось заплатить из своего кармана.

Такие ситуации уже стали обыденными. Чтобы не стать послушным орудием в руках нечистоплотных граждан, не надо обладать юридическими знаниями, достаточно всего лишь взять паузу на несколько минут и подумать. Изначально определимся, что в сфере автострахования работает много добросовестных и грамотных автоюристов. Эти профессионалы занимаются защитой интересов автовладельцев и получают за это гонорар. Понять, что юрист на вашей стороне, очень просто – он не приедет на ДТП без вашей просьбы.

Как это работает? Если вы считаете, что предложенная страховой компанией сумма меньше необходимой, у вас два безопасных пути: самостоятельно обратиться через сайт (finombudsman.ru) к финансовому уполномоченному или доверить это специалисту, которого вы сами нашли, а не он вас. Кстати, само обращение к финуполномоченному занимает считанные минуты даже для абсолютно неподготовленного человека. Если омбудсмен не нашел нарушений в предложении страховой компании, а вы недовольны, тогда юрист заключает с вами договор по оказанию услуг в качестве представителя ваших интересов в суде. То есть всего одну доверенность надо оформить. В договоре по оказанию услуг прописывается конкретная сумма вознаграждения.

Существует еще один формат законных и честных взаимоотношений: договор цессии. Если юрист предлагает выкупить у вас страховое дело, а сумма вас устраивает, заключается договор цессии – передачи прав требования. В этой ситуации автоюрист отдает пострадавшему оговоренную сумму и самостоятельно судится со страховой компанией за выплаты, а все налоги на средства, полученные сверх возмещения ущерба, добросовестный автоюрист передает участнику ДТП.

Эдуард Гайдаенко:

— Понятно, что человек, попавший в ДТП, оказывается в стрессовом состоянии. Но просто задумайтесь, если к вам через несколько минут после аварии приехал незнакомый человек и предложил помощь, какие у него мотивы? Он думает о вас или о себе? В этом и состоит главная разница между честным юристом и человеком, который таковым представляется. Первый защищает интересы клиента, второй – свои. То есть появление незваного автоюриста с высокой долей вероятности сулит проблемы. Если же он предлагает вам на месте подписать договор цессии, да еще и доверенности у «нотариуса поблизости», будьте уверены – обманет. Такие «специалисты» оформляют доверенности не только на представление интересов пострадавшего в суде, но также на открытие расчетного банковского счета на имя владельца полиса ОСАГО (доступ к нему остается у автоюриста), на распоряжение средствами… Таким образом, тот самый договор цессии, если он вообще был заключен, просто исчезает. А с вашими доверенностями «автоюрист» идет в суд, где всячески затягивает процесс, чтобы увеличить размер штрафов и пеней. Так и набегает астрономическая сумма.

Эти средства поступают на банковский счет, который «автоюрист» открыл на ваше имя по доверенности. Он их снимает и растворяется. А по документам именно вы получили выплаты, с которых теперь обязаны заплатить 13 процентов НДФЛ в казну государства. Еще один важный момент: как может автоюрист определить ущерб, не изучив скрытые повреждения? Страховые компании всегда это делают и совершенно не заинтересованы в том, чтобы снизить сумму, так как репутационные потери стоят гораздо больше. Эти «азы» мы совместно с региональным министерством экономики уже не первый год доводим до людей в рамках программы «Финансовая грамотность». А в автошколах по нашей инициативе ввели обучение правилам поведения при ДТП: пока это делается в рекомендованном порядке, но надеемся, что вскоре станет обязательной частью подготовки водителей. Эти аспекты тоже влияют на снижение числа мошенничеств в сфере ОСАГО.

Активизация действий недобросовестных автоюристов и страховых мошенников происходит не на пустом месте: она всегда связана с изменениями на рынке. В данном случае возможностей больше, чем обычно: санкции и последовавшие за ними скачки цен на запчасти, снижение курса рубля, рост инфляции. Эти негативные моменты могут нивелировать только сильные институты, в которые люди верят. По ОСАГО, к сожалению, у населения пока много непонимания, мало кто полностью погружен в этот вопрос.

Когда в 2003 году появилась «автогражданка» ОСАГО, естественно, не все автовладельцы восприняли ее с восторгом. Однако нельзя отрицать, что с ОСАГО на дороги пришла цивилизация: не надо выяснять отношения, бегать за виновником, считать убытки. Люди оценили и стали пользоваться полисами. Но государство для более широкого внедрения этого вида страхования пошло на популистский шаг – заморозило на несколько лет цены. Это была стратегическая ошибка. Инфляция и другие экономические объективности постепенно свели на нет выгодность ОСАГО для страховщиков и, к сожалению, пошатнули доверие автомобилистов. Сейчас очевидно, что постепенное увеличение цены полиса, хотя бы в размере инфляции, не только бы не затормозило процесс, а напротив, мы бы видели совершенно иной уровень развития ОСАГО.

Владимир Коробчак, председатель Краснодарского регионального отделения ОО «Всероссийское общество автомобилистов», член Общественной палаты РФ:

— В последнее время были предприняты очень правильные шаги: например, появилась возможность приобрести полис онлайн, повысили сумму возмещаемого ущерба и так далее. Но восстановить доверие очень сложно. Это одна из причин того, что многие автомобилисты не покупают «автогражданку». По различным данным, до 40 процентов автовладельцев ездят без полисов ОСАГО. А сегодня ударили еще и санкции, которые вытеснили с рынка многих производителей, как следствие, запчасти стали быстро дорожать и сроки доставки увеличились кратно. В этой ситуации человек, который не виновен в ДТП и имеет полис, все равно несет убытки, так как не может полностью покрыть затраты на ремонт. Выходом я вижу более широкое распространение денежных компенсаций, которые должны выдаваться в течение 3-5 дней и не позже. Только так можно минимизировать потери от роста цен на детали и работы.

Естественно, в этой ситуации недобросовестные автоюристы увидели еще один шанс. Предлагая деньги человеку здесь и сейчас, они играют наверняка. Пострадавший думает: лучше так, чем потом месяц ремонта ждать, и еще без гарантий — и соглашается.

В правовом поле нет такого понятия, как «автоюрист». Однако название уже получило широкое распространение и негативную окраску. С каждым может случиться ДТП, и почти наверняка он получит несколько звонков от людей, которые «в курсе проблемы и могут помочь». Просто знайте, что у пострадавшего всегда есть несколько суток, чтобы принять решение. Потратьте их на приведение в порядок нервов и мыслей, чтобы выбрать верный, то есть безубыточный путь. И можете не сомневаться, что все это время вам будут звонить и автоюристы с заманчивыми предложениями.

По данным Ассоциации страховых организаций Краснодарского края, в 2022 году было принято 69 тысяч заявлений о возмещении ущерба по ОСАГО на территории края. В срок закрыто 67,6 тысячи страховых дел. Абсолютное большинство из оставшихся 2,4 тысячи дел ушло к автоюристам. На них пришлись выплаты более 2 млрд рублей. При этом общая сумма составила 10,76 млрд рублей. То есть на 3,5 процента дел пришлось почти 20 процентов выплат.

Самые интересные концерты кубанской столицы на ближайшие две недели – в обзоре «Югополиса».

Подписаться на нас

Сегодня, 21:50

Суд конфисковал многомиллиардное имущество экс-главы Верховного суда Адыгеи Трахова

При этом никаких уголовных обвинений ему не предъявлено

Аслан Трахов. Фото: Верховный суд Республики Адыгея

Волжский городской суд Волгоградской области вынес решение о передаче государству имущества, связанного с бывшим председателем Верховного суда Адыгеи Асланом Траховым. Иск, поданный Генеральной прокуратурой Российской Федерации, был удовлетворён полностью. Суд постановил немедленно обратить в доход государства активы, которые, как установлено, были приобретены в обход антикоррупционного законодательства.

Речь идет не только о самом Аслане Трахове, но и о его ближайших родственниках и доверенных лицах. Согласно официальной информации, предметом иска стали объекты недвижимости и другое ценное имущество, которое было оформлено на членов семьи и приближенных экс-судьи. Как подчёркивает прокуратура, всё это имущество значительно превышает размеры официальных доходов Трахова за годы его службы в судебной системе и, по мнению ведомства, фактически принадлежит ему.

По данным «Коммерсанта», стоимость конфискованных активов превышает 13 миллиардов рублей. Как ранее сообщал «Югополис», семья Трахова согласилась добровольно расстаться с имуществом, нажитым нечестным путём.

Первоначально дело рассматривалось Октябрьским судом Краснодара. Однако в связи с возможным конфликтом интересов, обусловленным профессиональными связями Трахова и его сына, судьи Прикубанского районного суда Краснодара, было принято решение о передаче материалов в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции. Именно он постановил сменить территориальную подсудность, чтобы исключить возможное влияние бывшего главы суда на ход процесса.

Таким образом, рассмотрение дела было передано в Волжский городской суд Волгоградской области, где слушания проходили в закрытом режиме. Ответчиками по делу стали как сам Аслан Трахов, так и другие члены семьи — Рустем, Зарема и Светлана Траховы, а также лица из окружения, среди которых значатся Сусана, Каплан, Султан и Тимур Коблевы и Мария Ульянова. Имя ещё одного ответчика не разглашается.

Согласно позиции Генпрокуратуры, формальная принадлежность имущества третьим лицам использовалась для сокрытия реального источника финансирования. Объекты недвижимости и иные активы, фигурирующие в иске, были приобретены в период, когда Трахов возглавлял Верховный суд Республики Адыгея — с 1998 по 2019 год.

На сегодняшний день Трахов не занимает должностей в судебной системе, однако продолжает участвовать в её жизни — он возглавляет Совет ветеранов судебной системы региона и входит в состав Совета судей республики, сообщает «Интерфакс».

Это решение суда может стать значимым прецедентом в борьбе с коррупцией в судебной системе, особенно в случаях, когда имущество должностных лиц скрывается за именами родственников и доверенных представителей.

Сегодня, 21:29

Рыбаки Черного и Азовского морей могут остаться без работы из-за устаревших судов

Реальной возможности заменить их на новые у участников отрасли нет

Фото: Югополис

Рыболовы, работающие в акватории Черного и Азовского морей, обеспокоены возможностью остановки промысла. Причиной этого может стать инициатива о запрете использования судов, чей срок службы превышает 40 лет.

По информации Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, рыбодобывающие предприятия Севастополя и Крыма уже направили обращение в Министерство сельского хозяйства России. В письме подчеркивается, что решение о запрете на заход в порты для старых судов может нанести серьезный ущерб отрасли, особенно если его начнут применять без учета реального состояния флота и экономических возможностей рыбаков.

Сейчас в России насчитывается около 820–830 промысловых судов. Почти две трети из них старше 30 лет, а каждое восьмое — уже перешагнуло 40-летний рубеж. Даже с учетом ремонтных работ и обновления оборудования к 2030 году большая часть этого флота будет признана непригодной к эксплуатации. По подсчетам ассоциации, через пять лет под запрет может попасть более 500 судов.

Проблема особенно остро стоит в Азово-Черноморском бассейне. Это самый маленький по объему улова регион, но при этом промысел здесь играет важную роль в жизни местных сообществ. Рыболовство обеспечивает рабочие места, а черноморская рыба — это не только источник дохода, но и часть кулинарной культуры региона.

Однако у рыбаков нет реальной возможности заменить старые суда на новые. Существующие государственные программы обновления флота, по их словам, не подходят для условий местных предприятий. А низкие закупочные цены на рыбу в регионе не позволяют копить средства на покупку современных судов.

Если запрет действительно вступит в силу в ближайшие годы, значительная часть рыболовов может остаться без работы, а многие предприятия — прекратить свою деятельность. Это не только ударит по региональной экономике, но и скажется на доступности традиционных рыбных продуктов, которые поставляются в разные регионы России, сообщает «Интерфакс».

Сегодня, 21:04

В Анапе полиция выясняет обстоятельства ночной драки у кафе

По предварительным данным, один человек был ранен

Фото: t.me/pva_chp

В Анапе правоохранительные органы приступили к проверке по факту драки, произошедшей ранним утром 16 сентября возле кафе «Моцарт». Информация об инциденте появилась в социальных сетях: очевидцы опубликовали видео, на которых зафиксирован конфликт между мужчинами. На кадрах видно, как прохожие пытаются разнять дерущихся.

Свидетели утверждают, что в ходе потасовки один из участников использовал предмет, напоминающий нож. По их словам, одному из мужчин нанесли удар в грудь.

Сообщение о происшествии поступило в дежурную часть местного отдела полиции около 4 часов утра. Наряд оперативно прибыл на место, однако к тому моменту участники конфликта уже успели скрыться.

В результате инцидента один человек получил травмы. Сейчас его состояние оценивают специалисты: назначена судебно-медицинская экспертиза, чтобы установить характер и тяжесть полученных повреждений.

Полиция ведет проверку и занимается установлением личностей всех причастных к произошедшему, сообщает пресс-служба ГУ МВД России по Краснодарскому краю.

Сегодня, 20:45

В Египте пляжи закрывали из-за акул, но сейчас они вновь открыты

Тем не менее опасность нападений хищников на туристов — отнюдь не иллюзорная

Фото: baubau.bg

В Хургаде, одном из крупнейших туристических центров Египта, пляжи были временно закрыты на несколько дней в связи с повышенной опасностью, связанной с появлением акул в прибрежной зоне. 

Как сообщает ТАСС со ссылкой на Российский союз туриндустрии (РСТ), на сегодняшний день доступ к морю восстановлен, и отдыхающие вновь могут пользоваться пляжной инфраструктурой.

По информации РСТ, меры предосторожности были приняты на прошлой неделе после того, как у побережья были замечены потенциально опасные морские хищники. Закрытие пляжей действовало в течение трёх дней. Ситуация была временной и вынужденной.

Несмотря на общее снятие ограничений, купание с понтонов в открытом море остаётся под запретом вот уже четвёртые сутки подряд. Однако для туристов остаются открыты прибрежные зоны, которые считаются безопасными для пребывания. На данный момент случаев нападения акул на людей там зафиксировано не было.

РСТ подчёркивает важность соблюдения рекомендаций местных спасательных служб и настоятельно советует отдыхающим внимательно следить за оперативными сводками, чтобы избежать возможных рисков при купании.

Ранее телеграм-канал Shot сообщил, что у берегов Хургады и Макади были замечены акулы, что и стало причиной временного закрытия пляжных зон рядом с рядом отелей, в том числе курортов класса «люкс» — Cleopatra Luxury Beach и Stella Makadi.

ТАСС передаёт, что ситуация находится под контролем, и в настоящий момент обстановка в курортном регионе стабилизировалась.

Специалисты утверждают, что акулы очень редко нападают на людей. Чаще всего хищники обитают у коралловых рифов в Красном море, в районах Шарм-эль-Шейха, Хургады и Марса-Аламе. По данным портала Tez Tour, за последние 10 лет в Египте зафиксировано 17 случаев нападений акул на людей, 6 из них — со смертельным исходом.

Сегодня, 20:22

19-летнего петербуржца Данилу Багрова осудили на юге за покушение на госизмену 

По данным следствия и суда, он пытался вступить в запрещённую организацию

Фото: t.me/uovs_info

Южный окружной военный суд вынес приговор 19-летнему жителю Санкт-Петербурга Даниле Багрову. Его признали виновным в подготовке к участию в деятельности организации, которую в России считают террористической, а также в намерении совершить государственную измену.

По злой иронии имя и фамилия осуждённого полностью совпадают с главным положительным героем культовых российских фильмов «Брат» и «Брат-2».

По информации следствия, в августе прошлого года Багров выступил против специальной военной операции и решил присоединиться к «Русскому добровольческому корпусу», который в РФ признан террористическим и запрещён. Он сам вышел на связь с представителями организации и сообщил, что хочет вступить в их ряды. Молодой человек отправил свои данные и получил инструкции, как действовать дальше.

Следом он купил билет в Грузию — оттуда планировал попасть в Украину, чтобы примкнуть к боевым действиям на стороне противника. Однако реализовать задуманное ему не удалось. Сотрудники ФСБ задержали его в аэропорту ещё до вылета.

Суд установил, что Багров подготовил всё для перехода на сторону другой страны в условиях вооружённого конфликта, что расценили как попытку измены. Кроме того, его действия квалифицировали как подготовку к участию в террористической деятельности.

Военный суд приговорил Багрова к 9 годам лишения свободы. Первые три года он проведёт в тюрьме, а оставшиеся — в колонии строгого режима. После освобождения его свобода будет ограничена ещё на один год, сообщает пресс-служба прокуратуры Краснодарского края.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.