Закрыть
10:22, 26 июля 2023

Возьми «штуку» сейчас, отдай две потом

Краснодарский край уже несколько лет не входит в верхние строчки «антирейтинга» регионов с самым высоким риском мошенничества в ОСАГО. В этом году ситуация стала еще лучше.

Аналитики такой прогресс связывают с тем, что в 2022-м на скамье подсудимых оказались члены более десяти групп, специализирующихся на автоподставах. В то же время страховые компании отмечают активизацию так называемых недобросовестных «представителей пострадавшего» и автоюристов. Эти люди выкупают аварийные дела у потерпевших через заключение договора цессии и взыскивают с продавцов полисов ОСАГО кратно большие суммы убытка при ДТП, а также пени и штрафы, налог с которых потом приходит автовладельцам и зачастую превышает компенсации, полученные на месте ДТП. В чем причины этого явления и как защитить себя от неприятных неожиданностей?

Общая черта и автоподставщиков, и недобросовестных автоюристов в том, что и те, и другие взыскивают деньги со страховых компаний, используя законы. Вернее, лазейки в них. Но при схожести целей и методов эти группы довольно сильно различаются.

При определении места региона в «антирейтинге» по риску мошенничества в ОСАГО один из главных негативов дают автоподставщики. У этих граждан очень широкий выбор инструментов, но есть особенно популярные. Самая любимая «тема», когда берется старый импортный автомобиль, запчасти на который, ввиду их редкости, обходятся в разы дороже самой машины. Затем провоцируется авария. Для этой цели чаще всего используются кольцевые развязки, а в качестве виновника — большегрузы, так как водителя легче подставить: сильно ограничен обзор, большой тормозной путь и наверняка есть полис ОСАГО. Быстрое перестроение под фуру и дефицитные, а потому очень дорогие крыло-дверь-капот смяты. Возможно, деталь уже была деформирована заранее, сути это не меняет. Далее все идет по обычной схеме: оформление ДТП, обращение в страховую компанию, взыскание максимальной суммы через суд.

Эта схема наиболее распространена, так как ДТП вполне реальное, а доказать, что водитель легковушки сам виноват, можно, только если есть видеозапись. Сейчас, когда видеорегистраторы стоят в большинстве машин и каждое ДТП выкладывается в соцсети, мошенникам приходится придумывать новые схемы. Дополнительно мешает злоумышленникам и развивающаяся система видеонаблюдения «Безопасный город», которая позволяет установить истинного виновника аварии.

Евгений Иваненко, начальник отдела раскрытия хищений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий УУР ГУ МВД России по Краснодарскому краю:

— Раскрытие подобных преступлений требует большой доказательной базы, и мы используем для ее сбора все предусмотренные законом пути: информационные технологии, оперативно-разыскные мероприятия и прочее. Также мы работаем в контакте со страховыми компаниями, изучаем повторяемость ДТП с одними и теми же автомобилями и так далее. Результат есть: за прошлый год нами было раскрыто более десяти преступных групп мошенников, которые специализировались на автоподставах. Но если с мошенниками в правовом плане все понятно, то по так называемым недобросовестным автоюристам ситуация иная. Когда пострадавший в ДТП человек взамен полученной на месте суммы оформляет доверенности на незнакомого ему человека или группу людей, он дает разрешение на использование своей ситуации сторонними лицами. При этом делает он это абсолютно добровольно. Здесь Уголовный кодекс Российской Федерации неприменим, так как нет события преступления. Защита только одна – не принимать необдуманных решений.

Эдуард Гайдаенко, председатель Совета ассоциации страховых организаций Краснодарского края:

— Проблема мошенничеств с ОСАГО на Кубани есть, однако в последнее время можно говорить об осторожном оптимизме. Существенное снижение количества мошенничеств произошло после введения в сферу деятельности финансового уполномоченного споров по ОСАГО. Так, если в 2020 году кубанскими страховщиками было направлено в полицию 1 332 заявления о мошенничестве, то в 2021-м – 482, а в прошлом – 293. В то же время криминальные группы находят другие способы преступного заработка, и в этой связи статистика не такая позитивная. Огромной проблемой остается раскрываемость. Если в прошлом и позапрошлом годах по нашим заявлениям возбуждались уголовные дела в трети случаев, то вот до суда доходило всего около четырех процентов дел. В текущем году показатель еще ниже.

Этому есть объективные причины в виде огромной загруженности правоохранителей, да и в целом государственная машина обладает определенной инерцией, и полиция по определению не может мгновенно перестраиваться, чтобы раскрывать новые мошеннические схемы. В этой связи самым разумным видится адаптированный к России европейский путь: создание внутри страховых компаний или ассоциаций служб безопасности с функцией ведения оперативно-разыскной деятельности. В такие структуры были бы привлечены специалисты с опытом работы в силовых структурах. В таком случае мы бы могли предоставлять правоохранителям готовое, подготовленное по всем требованиям законодательства расследование, что позволило бы сократить время и намного повысить эффективность борьбы с мошенниками. Такая инициатива уже неоднократно озвучивалась на самом высоком уровне, однако пока, к сожалению, пути ее реализации не найдены.

В декабре 2021 года Краснодарский край попал в федеральную информационную повестку: более сотни автовладельцев обратились в правоохранительные органы с заявлениями на действия автоюристов.

Когда стали разбираться, выяснилось, что все заявители в период 2016-2017 годов попадали в ДТП не по своей вине. Вот рассказ одного из пострадавших. Валерий П. попал в аварию под Краснодаром в 2017 году:

— Увидел ящик на дороге и резко затормозил. За мной шел микроавтобус. Он не успел остановиться, ударил в заднюю часть машины. Погнул бампер, крышку багажника, крылья, разбил «габариты» и поворотники. ГАИ ждали недолго. Когда писал объяснение, это с час прошло после аварии, мне позвонили на телефон и предложили помочь в решении вопроса со страховой. Я согласился. Буквально через 10 минут приехали два парня, сказали, что аварийные комиссары. Посмотрели на машину и предложили на месте 60 тысяч рублей, а взамен — чтобы я им отдал право судиться со страховой. Я решил, что цена нормальная. После оформления ДТП заехали к нотариусу, и я подписал доверенности. Потом, через неделю, ко мне еще приезжали, но уже другие люди, машину осматривали. А в июле 2021 года я узнал, что должен в налоговую 91 тысячу рублей подоходного налога. Оказалось, что эти жулики у страховой лишних 700 тысяч отсудили, а на меня платежи повесили. Пошел в полицию, а там говорят, что таких, как я, уже много. Дело до сих пор тянется, но налоги пришлось заплатить из своего кармана.

Такие ситуации уже стали обыденными. Чтобы не стать послушным орудием в руках нечистоплотных граждан, не надо обладать юридическими знаниями, достаточно всего лишь взять паузу на несколько минут и подумать. Изначально определимся, что в сфере автострахования работает много добросовестных и грамотных автоюристов. Эти профессионалы занимаются защитой интересов автовладельцев и получают за это гонорар. Понять, что юрист на вашей стороне, очень просто – он не приедет на ДТП без вашей просьбы.

Как это работает? Если вы считаете, что предложенная страховой компанией сумма меньше необходимой, у вас два безопасных пути: самостоятельно обратиться через сайт (finombudsman.ru) к финансовому уполномоченному или доверить это специалисту, которого вы сами нашли, а не он вас. Кстати, само обращение к финуполномоченному занимает считанные минуты даже для абсолютно неподготовленного человека. Если омбудсмен не нашел нарушений в предложении страховой компании, а вы недовольны, тогда юрист заключает с вами договор по оказанию услуг в качестве представителя ваших интересов в суде. То есть всего одну доверенность надо оформить. В договоре по оказанию услуг прописывается конкретная сумма вознаграждения.

Существует еще один формат законных и честных взаимоотношений: договор цессии. Если юрист предлагает выкупить у вас страховое дело, а сумма вас устраивает, заключается договор цессии – передачи прав требования. В этой ситуации автоюрист отдает пострадавшему оговоренную сумму и самостоятельно судится со страховой компанией за выплаты, а все налоги на средства, полученные сверх возмещения ущерба, добросовестный автоюрист передает участнику ДТП.

Эдуард Гайдаенко:

— Понятно, что человек, попавший в ДТП, оказывается в стрессовом состоянии. Но просто задумайтесь, если к вам через несколько минут после аварии приехал незнакомый человек и предложил помощь, какие у него мотивы? Он думает о вас или о себе? В этом и состоит главная разница между честным юристом и человеком, который таковым представляется. Первый защищает интересы клиента, второй – свои. То есть появление незваного автоюриста с высокой долей вероятности сулит проблемы. Если же он предлагает вам на месте подписать договор цессии, да еще и доверенности у «нотариуса поблизости», будьте уверены – обманет. Такие «специалисты» оформляют доверенности не только на представление интересов пострадавшего в суде, но также на открытие расчетного банковского счета на имя владельца полиса ОСАГО (доступ к нему остается у автоюриста), на распоряжение средствами… Таким образом, тот самый договор цессии, если он вообще был заключен, просто исчезает. А с вашими доверенностями «автоюрист» идет в суд, где всячески затягивает процесс, чтобы увеличить размер штрафов и пеней. Так и набегает астрономическая сумма.

Эти средства поступают на банковский счет, который «автоюрист» открыл на ваше имя по доверенности. Он их снимает и растворяется. А по документам именно вы получили выплаты, с которых теперь обязаны заплатить 13 процентов НДФЛ в казну государства. Еще один важный момент: как может автоюрист определить ущерб, не изучив скрытые повреждения? Страховые компании всегда это делают и совершенно не заинтересованы в том, чтобы снизить сумму, так как репутационные потери стоят гораздо больше. Эти «азы» мы совместно с региональным министерством экономики уже не первый год доводим до людей в рамках программы «Финансовая грамотность». А в автошколах по нашей инициативе ввели обучение правилам поведения при ДТП: пока это делается в рекомендованном порядке, но надеемся, что вскоре станет обязательной частью подготовки водителей. Эти аспекты тоже влияют на снижение числа мошенничеств в сфере ОСАГО.

Активизация действий недобросовестных автоюристов и страховых мошенников происходит не на пустом месте: она всегда связана с изменениями на рынке. В данном случае возможностей больше, чем обычно: санкции и последовавшие за ними скачки цен на запчасти, снижение курса рубля, рост инфляции. Эти негативные моменты могут нивелировать только сильные институты, в которые люди верят. По ОСАГО, к сожалению, у населения пока много непонимания, мало кто полностью погружен в этот вопрос.

Когда в 2003 году появилась «автогражданка» ОСАГО, естественно, не все автовладельцы восприняли ее с восторгом. Однако нельзя отрицать, что с ОСАГО на дороги пришла цивилизация: не надо выяснять отношения, бегать за виновником, считать убытки. Люди оценили и стали пользоваться полисами. Но государство для более широкого внедрения этого вида страхования пошло на популистский шаг – заморозило на несколько лет цены. Это была стратегическая ошибка. Инфляция и другие экономические объективности постепенно свели на нет выгодность ОСАГО для страховщиков и, к сожалению, пошатнули доверие автомобилистов. Сейчас очевидно, что постепенное увеличение цены полиса, хотя бы в размере инфляции, не только бы не затормозило процесс, а напротив, мы бы видели совершенно иной уровень развития ОСАГО.

Владимир Коробчак, председатель Краснодарского регионального отделения ОО «Всероссийское общество автомобилистов», член Общественной палаты РФ:

— В последнее время были предприняты очень правильные шаги: например, появилась возможность приобрести полис онлайн, повысили сумму возмещаемого ущерба и так далее. Но восстановить доверие очень сложно. Это одна из причин того, что многие автомобилисты не покупают «автогражданку». По различным данным, до 40 процентов автовладельцев ездят без полисов ОСАГО. А сегодня ударили еще и санкции, которые вытеснили с рынка многих производителей, как следствие, запчасти стали быстро дорожать и сроки доставки увеличились кратно. В этой ситуации человек, который не виновен в ДТП и имеет полис, все равно несет убытки, так как не может полностью покрыть затраты на ремонт. Выходом я вижу более широкое распространение денежных компенсаций, которые должны выдаваться в течение 3-5 дней и не позже. Только так можно минимизировать потери от роста цен на детали и работы.

Естественно, в этой ситуации недобросовестные автоюристы увидели еще один шанс. Предлагая деньги человеку здесь и сейчас, они играют наверняка. Пострадавший думает: лучше так, чем потом месяц ремонта ждать, и еще без гарантий — и соглашается.

В правовом поле нет такого понятия, как «автоюрист». Однако название уже получило широкое распространение и негативную окраску. С каждым может случиться ДТП, и почти наверняка он получит несколько звонков от людей, которые «в курсе проблемы и могут помочь». Просто знайте, что у пострадавшего всегда есть несколько суток, чтобы принять решение. Потратьте их на приведение в порядок нервов и мыслей, чтобы выбрать верный, то есть безубыточный путь. И можете не сомневаться, что все это время вам будут звонить и автоюристы с заманчивыми предложениями.

По данным Ассоциации страховых организаций Краснодарского края, в 2022 году было принято 69 тысяч заявлений о возмещении ущерба по ОСАГО на территории края. В срок закрыто 67,6 тысячи страховых дел. Абсолютное большинство из оставшихся 2,4 тысячи дел ушло к автоюристам. На них пришлись выплаты более 2 млрд рублей. При этом общая сумма составила 10,76 млрд рублей. То есть на 3,5 процента дел пришлось почти 20 процентов выплат.

Самые интересные концерты кубанской столицы на ближайшие две недели – в обзоре «Югополиса».

Подписаться на нас

В Геленджике успешно прошли испытания первого кубанского робота-коммунальщика 

Он оказался более везучим, чем его столичный гуманоидный собрат

Фото: admkrai.krasnodar.ru

В Геленджике протестировали первый на Кубани многоцелевой коммунальный роботизированный комплекс «МАРК», созданный на армавирском предприятии «Виафор». 

Робот предназначен для уборки городских территорий — парков, тротуаров и парковочных площадок. Его платформа оснащена электрической силовой установкой и позволяет устанавливать различные виды навесного оборудования, что делает устройство универсальным в применении.

«МАРК» почти полностью изготовлен из отечественных комплектующих: доля российских компонентов в нем превышает 90 процентов. Испытания, проведённые в Геленджике, подтвердили надёжность и работоспособность системы. Как подчеркнул вице-губернатор региона Александр Руппель, проект стал примером успешного внедрения отечественных технологий в коммунальную сферу.

Разработчик, компания «Виафор», специализируется на производстве электротранспорта и электронных систем навигации. Предприятие активно внедряет инновационные решения в сфере экологичных технологий и автоматизации городского хозяйства.

В крае уделяют особое внимание развитию радиоэлектронной промышленности и созданию высокотехнологичных производств. Росту сектора способствует региональная программа поддержки промышленности. Помощь компаниям оказывает Фонд развития промышленности края, предоставляющий льготные займы и помощь в продвижении продукции, сообщает пресс-служба администрации Краснодарского края. 

Ранее сообщалось, что 11 ноября в России состоялась презентация человекоподобного робота Aidol с искусственным интеллектом. Но ее организаторов постигло фиаско. Во время первого показа робот совершил несколько шагов, после чего потерял равновесие и упал. Во время повторной демонстрации он сумел удержаться на ногах, но больше не ходил.

Вчера, 20:57

В Сочи таксист напал на пассажирку и отобрал золото и смартфон

Дерзкого грабителя задержали

Фото: t.me/police_sochi

Адлерская полиция задержала водителя такси, совершившего нападение на женщину. 

Вечером одна из местных жительниц села в такси, направляясь домой. Водитель внезапно свернул с привычного пути и остановился вдали от жилых районов. Угрожая пассажирке физическим насилием, мужчина заставил её покинуть автомобиль и отдать ему всё ценное имущество.

Потерпевшая рассказала полицейским, что из-за страха за собственную безопасность была вынуждена передать таксисту ювелирные изделия и мобильный телефон, общая стоимость которых составила около 76 тысяч рублей.

Подозреваемого оперативно задержали благодаря профессиональным действиям сотрудников полиции. Как выяснилось позже, 49-летнему мужчине было нечего возразить против предъявленных обвинений. Украденные драгоценности были найдены и переданы законной владелице. Похищенный смартфон грабитель выбросил реку.

Возбуждено уголовное дело по статье «Грабёж». Максимальное наказание, предусмотренное законом, составляет четыре года заключения, сообщает пресс-служба УВД по Сочи.

Вчера, 20:29

В Карелии разбился истребитель Минобороны Су-30, летчики погибли  

Экстренные службы добираются к месту катастрофы

Фото: AIRLINERS.NET/PHOTO/RUSSIA—AIR/SUKHOI-SU-30SM/2500890/L BY ALEX BELTYUKOV IS LICENSED UNDER GNU FREE DOCUMENTATION LICENSE ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ

13 ноября около 19 часов появилась информация о падении истребителя Минобороны России Су-30. По данным источников, самолет потерпел крушение в Прионежском районе Карелии и упал в лесной местности, недалеко от аэропорта. 

Информацию о падении борта подтвердил в своем телеграм-канале губернатор региона Артур Парфенчиков. Он подчеркнул, что направил к месту катастрофы экстренные службы. 

В Минобороны РФ уточнили, что самолет Су-30 потерпел катастрофу во время учебно-тренировочного полета, экипаж погиб. Боекомплекта на борту не было.

Су-30 — многоцелевой истребитель поколения 4+. Его экипаж состоит из двух человек. Самолет предназначен для уничтожения воздушных целей, блокирования аэродромов противника, ударов по наземным и морским объектам.

Вчера, 20:14

Против депутата Госдумы от Кубани Вороновского возбудили дело о взятке, но он не задержан

В СК его допросили и отпустили

Анатолий Вороновский. Фото: «Единая Россия»

Против депутата Государственной думы от Краснодарского края Анатолия Вороновского, бывшего вице-губернатора Кубани, возбуждено уголовное дело по подозрению в получении взятки в особо крупном размере. Следственный комитет России начал расследование после того, как 11 ноября Госдума по представлению генерального прокурора Александра Гуцана единогласно лишила парламентария депутатской неприкосновенности и разрешила его уголовное преследование.

Как сообщает «Коммерсант», 13 ноября Вороновский прибыл в Главное следственное управление СК России вместе с адвокатом, где дал объяснения и ответил на вопросы следователя. При этом он воспользовался правом, закрепленным статьей 51 Конституции России, позволяющим не давать показаний против себя и своих близких. После допроса депутат покинул здание СК, оставаясь в статусе подозреваемого. Следствие пока не предъявило ему официальное обвинение и не стало применять меры пресечения.

По версии СК, коррупционные эпизоды относятся к 2019–2020 годам, когда Вороновский занимал должность заместителя губернатора Краснодарского края и курировал дорожное хозяйство. Следователи считают, что он получал незаконное вознаграждение от директора краевого государственного предприятия «Дагомысское дорожное ремонтно-строительное управление» Сафарбия Напсо. За покровительство и содействие в служебных вопросах чиновник, по данным правоохранителей, получил имущество и услуги общей стоимостью свыше 25 миллионов рублей.

Эти средства, как следует из материалов дела, были потрачены на покупку квартиры в Краснодаре, оформленной на мать помощницы депутата Юлии Нещеретовой, а также на ремонт и обстановку квартиры сына Вороновского в Сочи. Кроме того, за счет Напсо оплачено строительство берегоукрепительной дамбы и очистка озера на участке семьи Вороновских в Усть-Лабинском районе, а также приобретен трактор и другое оборудование для их хозяйства.

Сафарбий Напсо признал участие в передаче взятки и заключил досудебное соглашение о сотрудничестве с прокуратурой. В обмен на это его освободили от ответственности за коррупционные действия, однако он был осужден на четыре года колонии за финансовые махинации с имуществом возглавляемого им предприятия. 

Анатолий Вороновский утверждает, что готов содействовать следствию и намерен доказать свою невиновность. Сейчас следователи продолжают допросы других фигурантов дела и проверяют обстоятельства предполагаемых коррупционных эпизодов.

Подслушивают ли умные колонки? Мнения официальных лиц разделились

Предположения о возможной утечке данных представитель законодательной власти назвал провокационными

Фото: portative.by

Роскачество рекомендовало пользователям умных колонок соблюдать меры цифровой безопасности и избегать обсуждения конфиденциальных тем вблизи таких устройств. Как сообщило агентство ТАСС со ссылкой на руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества Сергея Кузьменко, принцип работы умных колонок основан на постоянном анализе звукового окружения, что теоретически позволяет фиксировать фоновую речь и использовать эти данные для формирования подробного профиля владельца, включая его предпочтения, привычки и маршруты.

В организации подчеркнули, что гарантировать полную приватность возможно лишь при физическом отключении микрофона. Наличие кнопки, позволяющей механически прекратить прослушивание, считается главным критерием безопасности при выборе подобного устройства. Помимо этого, специалисты советуют периодически проверять разрешения, предоставленные системам умного дома, и отключать микрофон, если колонка не используется. Например, если гаджет активен только по выходным, в остальные дни его рекомендуется держать в неактивном состоянии. Аналогичные меры можно применять и к другим устройствам — например, закрывать камеры ноутбуков защитными шторками, чтобы исключить риск несанкционированного доступа.

Эксперты Роскачества уточнили, что хотя колонки постоянно анализируют звуки в окружающем пространстве, это не означает, что все разговоры непрерывно записываются или передаются производителю. Обычно устройство ожидает активационное слово, а обработка голоса происходит локально — без выхода данных за пределы гаджета. Передача информации на серверы осуществляется в зашифрованном виде и чаще всего ограничивается техническими параметрами, необходимыми для проверки подключения. При этом серьёзные производители внедряют аппаратные уровни защиты, исключающие возможность изменения функций прослушивания.

Однако заявление Роскачества вызвало резкую реакцию у депутата Государственной думы Сергея Боярского. Парламентарий усомнился в достоверности подобных предостережений, назвав их необоснованными и провоцирующими излишнюю тревожность. По его мнению, работа умных колонок организована таким образом, что они активируются исключительно по специальному слову, а микрофон может быть полностью отключён пользователем при помощи кнопки «mute».

Боярский выразил недоумение по поводу позиции Роскачества, указав, что подобные заявления формируют у общества искажённое представление о принципах функционирования умных устройств. Он подчеркнул, что организация, которая должна заниматься контролем качества товаров и услуг, не должна распространять, как он выразился, спорные оценки, способные подорвать доверие к технологиям и производителям.

Таким образом, обсуждение вопроса о безопасности умных колонок привело к столкновению мнений между специалистом Роскачества, акцентирующим внимание на рисках утечки данных, и представителем законодательной власти, считающим подобные опасения преувеличенными.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.