Закрыть
10:22, 26 июля 2023

Возьми «штуку» сейчас, отдай две потом

Краснодарский край уже несколько лет не входит в верхние строчки «антирейтинга» регионов с самым высоким риском мошенничества в ОСАГО. В этом году ситуация стала еще лучше.

Аналитики такой прогресс связывают с тем, что в 2022-м на скамье подсудимых оказались члены более десяти групп, специализирующихся на автоподставах. В то же время страховые компании отмечают активизацию так называемых недобросовестных «представителей пострадавшего» и автоюристов. Эти люди выкупают аварийные дела у потерпевших через заключение договора цессии и взыскивают с продавцов полисов ОСАГО кратно большие суммы убытка при ДТП, а также пени и штрафы, налог с которых потом приходит автовладельцам и зачастую превышает компенсации, полученные на месте ДТП. В чем причины этого явления и как защитить себя от неприятных неожиданностей?

Общая черта и автоподставщиков, и недобросовестных автоюристов в том, что и те, и другие взыскивают деньги со страховых компаний, используя законы. Вернее, лазейки в них. Но при схожести целей и методов эти группы довольно сильно различаются.

При определении места региона в «антирейтинге» по риску мошенничества в ОСАГО один из главных негативов дают автоподставщики. У этих граждан очень широкий выбор инструментов, но есть особенно популярные. Самая любимая «тема», когда берется старый импортный автомобиль, запчасти на который, ввиду их редкости, обходятся в разы дороже самой машины. Затем провоцируется авария. Для этой цели чаще всего используются кольцевые развязки, а в качестве виновника — большегрузы, так как водителя легче подставить: сильно ограничен обзор, большой тормозной путь и наверняка есть полис ОСАГО. Быстрое перестроение под фуру и дефицитные, а потому очень дорогие крыло-дверь-капот смяты. Возможно, деталь уже была деформирована заранее, сути это не меняет. Далее все идет по обычной схеме: оформление ДТП, обращение в страховую компанию, взыскание максимальной суммы через суд.

Эта схема наиболее распространена, так как ДТП вполне реальное, а доказать, что водитель легковушки сам виноват, можно, только если есть видеозапись. Сейчас, когда видеорегистраторы стоят в большинстве машин и каждое ДТП выкладывается в соцсети, мошенникам приходится придумывать новые схемы. Дополнительно мешает злоумышленникам и развивающаяся система видеонаблюдения «Безопасный город», которая позволяет установить истинного виновника аварии.

Евгений Иваненко, начальник отдела раскрытия хищений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий УУР ГУ МВД России по Краснодарскому краю:

— Раскрытие подобных преступлений требует большой доказательной базы, и мы используем для ее сбора все предусмотренные законом пути: информационные технологии, оперативно-разыскные мероприятия и прочее. Также мы работаем в контакте со страховыми компаниями, изучаем повторяемость ДТП с одними и теми же автомобилями и так далее. Результат есть: за прошлый год нами было раскрыто более десяти преступных групп мошенников, которые специализировались на автоподставах. Но если с мошенниками в правовом плане все понятно, то по так называемым недобросовестным автоюристам ситуация иная. Когда пострадавший в ДТП человек взамен полученной на месте суммы оформляет доверенности на незнакомого ему человека или группу людей, он дает разрешение на использование своей ситуации сторонними лицами. При этом делает он это абсолютно добровольно. Здесь Уголовный кодекс Российской Федерации неприменим, так как нет события преступления. Защита только одна – не принимать необдуманных решений.

Эдуард Гайдаенко, председатель Совета ассоциации страховых организаций Краснодарского края:

— Проблема мошенничеств с ОСАГО на Кубани есть, однако в последнее время можно говорить об осторожном оптимизме. Существенное снижение количества мошенничеств произошло после введения в сферу деятельности финансового уполномоченного споров по ОСАГО. Так, если в 2020 году кубанскими страховщиками было направлено в полицию 1 332 заявления о мошенничестве, то в 2021-м – 482, а в прошлом – 293. В то же время криминальные группы находят другие способы преступного заработка, и в этой связи статистика не такая позитивная. Огромной проблемой остается раскрываемость. Если в прошлом и позапрошлом годах по нашим заявлениям возбуждались уголовные дела в трети случаев, то вот до суда доходило всего около четырех процентов дел. В текущем году показатель еще ниже.

Этому есть объективные причины в виде огромной загруженности правоохранителей, да и в целом государственная машина обладает определенной инерцией, и полиция по определению не может мгновенно перестраиваться, чтобы раскрывать новые мошеннические схемы. В этой связи самым разумным видится адаптированный к России европейский путь: создание внутри страховых компаний или ассоциаций служб безопасности с функцией ведения оперативно-разыскной деятельности. В такие структуры были бы привлечены специалисты с опытом работы в силовых структурах. В таком случае мы бы могли предоставлять правоохранителям готовое, подготовленное по всем требованиям законодательства расследование, что позволило бы сократить время и намного повысить эффективность борьбы с мошенниками. Такая инициатива уже неоднократно озвучивалась на самом высоком уровне, однако пока, к сожалению, пути ее реализации не найдены.

В декабре 2021 года Краснодарский край попал в федеральную информационную повестку: более сотни автовладельцев обратились в правоохранительные органы с заявлениями на действия автоюристов.

Когда стали разбираться, выяснилось, что все заявители в период 2016-2017 годов попадали в ДТП не по своей вине. Вот рассказ одного из пострадавших. Валерий П. попал в аварию под Краснодаром в 2017 году:

— Увидел ящик на дороге и резко затормозил. За мной шел микроавтобус. Он не успел остановиться, ударил в заднюю часть машины. Погнул бампер, крышку багажника, крылья, разбил «габариты» и поворотники. ГАИ ждали недолго. Когда писал объяснение, это с час прошло после аварии, мне позвонили на телефон и предложили помочь в решении вопроса со страховой. Я согласился. Буквально через 10 минут приехали два парня, сказали, что аварийные комиссары. Посмотрели на машину и предложили на месте 60 тысяч рублей, а взамен — чтобы я им отдал право судиться со страховой. Я решил, что цена нормальная. После оформления ДТП заехали к нотариусу, и я подписал доверенности. Потом, через неделю, ко мне еще приезжали, но уже другие люди, машину осматривали. А в июле 2021 года я узнал, что должен в налоговую 91 тысячу рублей подоходного налога. Оказалось, что эти жулики у страховой лишних 700 тысяч отсудили, а на меня платежи повесили. Пошел в полицию, а там говорят, что таких, как я, уже много. Дело до сих пор тянется, но налоги пришлось заплатить из своего кармана.

Такие ситуации уже стали обыденными. Чтобы не стать послушным орудием в руках нечистоплотных граждан, не надо обладать юридическими знаниями, достаточно всего лишь взять паузу на несколько минут и подумать. Изначально определимся, что в сфере автострахования работает много добросовестных и грамотных автоюристов. Эти профессионалы занимаются защитой интересов автовладельцев и получают за это гонорар. Понять, что юрист на вашей стороне, очень просто – он не приедет на ДТП без вашей просьбы.

Как это работает? Если вы считаете, что предложенная страховой компанией сумма меньше необходимой, у вас два безопасных пути: самостоятельно обратиться через сайт (finombudsman.ru) к финансовому уполномоченному или доверить это специалисту, которого вы сами нашли, а не он вас. Кстати, само обращение к финуполномоченному занимает считанные минуты даже для абсолютно неподготовленного человека. Если омбудсмен не нашел нарушений в предложении страховой компании, а вы недовольны, тогда юрист заключает с вами договор по оказанию услуг в качестве представителя ваших интересов в суде. То есть всего одну доверенность надо оформить. В договоре по оказанию услуг прописывается конкретная сумма вознаграждения.

Существует еще один формат законных и честных взаимоотношений: договор цессии. Если юрист предлагает выкупить у вас страховое дело, а сумма вас устраивает, заключается договор цессии – передачи прав требования. В этой ситуации автоюрист отдает пострадавшему оговоренную сумму и самостоятельно судится со страховой компанией за выплаты, а все налоги на средства, полученные сверх возмещения ущерба, добросовестный автоюрист передает участнику ДТП.

Эдуард Гайдаенко:

— Понятно, что человек, попавший в ДТП, оказывается в стрессовом состоянии. Но просто задумайтесь, если к вам через несколько минут после аварии приехал незнакомый человек и предложил помощь, какие у него мотивы? Он думает о вас или о себе? В этом и состоит главная разница между честным юристом и человеком, который таковым представляется. Первый защищает интересы клиента, второй – свои. То есть появление незваного автоюриста с высокой долей вероятности сулит проблемы. Если же он предлагает вам на месте подписать договор цессии, да еще и доверенности у «нотариуса поблизости», будьте уверены – обманет. Такие «специалисты» оформляют доверенности не только на представление интересов пострадавшего в суде, но также на открытие расчетного банковского счета на имя владельца полиса ОСАГО (доступ к нему остается у автоюриста), на распоряжение средствами… Таким образом, тот самый договор цессии, если он вообще был заключен, просто исчезает. А с вашими доверенностями «автоюрист» идет в суд, где всячески затягивает процесс, чтобы увеличить размер штрафов и пеней. Так и набегает астрономическая сумма.

Эти средства поступают на банковский счет, который «автоюрист» открыл на ваше имя по доверенности. Он их снимает и растворяется. А по документам именно вы получили выплаты, с которых теперь обязаны заплатить 13 процентов НДФЛ в казну государства. Еще один важный момент: как может автоюрист определить ущерб, не изучив скрытые повреждения? Страховые компании всегда это делают и совершенно не заинтересованы в том, чтобы снизить сумму, так как репутационные потери стоят гораздо больше. Эти «азы» мы совместно с региональным министерством экономики уже не первый год доводим до людей в рамках программы «Финансовая грамотность». А в автошколах по нашей инициативе ввели обучение правилам поведения при ДТП: пока это делается в рекомендованном порядке, но надеемся, что вскоре станет обязательной частью подготовки водителей. Эти аспекты тоже влияют на снижение числа мошенничеств в сфере ОСАГО.

Активизация действий недобросовестных автоюристов и страховых мошенников происходит не на пустом месте: она всегда связана с изменениями на рынке. В данном случае возможностей больше, чем обычно: санкции и последовавшие за ними скачки цен на запчасти, снижение курса рубля, рост инфляции. Эти негативные моменты могут нивелировать только сильные институты, в которые люди верят. По ОСАГО, к сожалению, у населения пока много непонимания, мало кто полностью погружен в этот вопрос.

Когда в 2003 году появилась «автогражданка» ОСАГО, естественно, не все автовладельцы восприняли ее с восторгом. Однако нельзя отрицать, что с ОСАГО на дороги пришла цивилизация: не надо выяснять отношения, бегать за виновником, считать убытки. Люди оценили и стали пользоваться полисами. Но государство для более широкого внедрения этого вида страхования пошло на популистский шаг – заморозило на несколько лет цены. Это была стратегическая ошибка. Инфляция и другие экономические объективности постепенно свели на нет выгодность ОСАГО для страховщиков и, к сожалению, пошатнули доверие автомобилистов. Сейчас очевидно, что постепенное увеличение цены полиса, хотя бы в размере инфляции, не только бы не затормозило процесс, а напротив, мы бы видели совершенно иной уровень развития ОСАГО.

Владимир Коробчак, председатель Краснодарского регионального отделения ОО «Всероссийское общество автомобилистов», член Общественной палаты РФ:

— В последнее время были предприняты очень правильные шаги: например, появилась возможность приобрести полис онлайн, повысили сумму возмещаемого ущерба и так далее. Но восстановить доверие очень сложно. Это одна из причин того, что многие автомобилисты не покупают «автогражданку». По различным данным, до 40 процентов автовладельцев ездят без полисов ОСАГО. А сегодня ударили еще и санкции, которые вытеснили с рынка многих производителей, как следствие, запчасти стали быстро дорожать и сроки доставки увеличились кратно. В этой ситуации человек, который не виновен в ДТП и имеет полис, все равно несет убытки, так как не может полностью покрыть затраты на ремонт. Выходом я вижу более широкое распространение денежных компенсаций, которые должны выдаваться в течение 3-5 дней и не позже. Только так можно минимизировать потери от роста цен на детали и работы.

Естественно, в этой ситуации недобросовестные автоюристы увидели еще один шанс. Предлагая деньги человеку здесь и сейчас, они играют наверняка. Пострадавший думает: лучше так, чем потом месяц ремонта ждать, и еще без гарантий — и соглашается.

В правовом поле нет такого понятия, как «автоюрист». Однако название уже получило широкое распространение и негативную окраску. С каждым может случиться ДТП, и почти наверняка он получит несколько звонков от людей, которые «в курсе проблемы и могут помочь». Просто знайте, что у пострадавшего всегда есть несколько суток, чтобы принять решение. Потратьте их на приведение в порядок нервов и мыслей, чтобы выбрать верный, то есть безубыточный путь. И можете не сомневаться, что все это время вам будут звонить и автоюристы с заманчивыми предложениями.

По данным Ассоциации страховых организаций Краснодарского края, в 2022 году было принято 69 тысяч заявлений о возмещении ущерба по ОСАГО на территории края. В срок закрыто 67,6 тысячи страховых дел. Абсолютное большинство из оставшихся 2,4 тысячи дел ушло к автоюристам. На них пришлись выплаты более 2 млрд рублей. При этом общая сумма составила 10,76 млрд рублей. То есть на 3,5 процента дел пришлось почти 20 процентов выплат.

Самые интересные концерты кубанской столицы на ближайшие две недели – в обзоре «Югополиса».

Подписаться на нас

Сегодня, 21:29

Стало известно, как идет подготовка к строительству гигантского микрорайона «Новый Краснодар»

Власти и специалисты продолжают поиск решений для создания крупного жилого района

Фото: admkrai.krasnodar.ru

Проект «Новый Краснодар» — масштабная инициатива по возведению крупного жилого района в северо‑восточной части кубанской столицы — остаётся в фокусе внимания региональных властей. Как сообщил руководитель департамента архитектуры и градостроительства Краснодарского края Илья Поздняков, сейчас специалисты активно ищут оптимальный механизм реализации этого амбициозного замысла.

История проекта насчитывает несколько ключевых вех. В феврале 2025 года департамент анонсировал работу над выбором подходящего механизма воплощения концепции нового района. Затем, во время прямой линии 5 декабря, губернатор Вениамин Кондратьев обозначил ориентировочный старт строительства — 2026 год.

Основа проекта — освоение муниципальных земель в северо‑восточной зоне города. Планы поистине грандиозные: на территории будущего микрорайона власти намерены возвести свыше 5 млн кв. м жилья и порядка 1 млн кв. м коммерческих площадей (офисы и торговые объекты). Расчётная численность населения — 200 тысяч человек.

Инфраструктура задумана всесторонне развитой. В списке объектов — школы, детские сады, поликлиники, спортивные сооружения, зеленые зоны.

Чтобы новый район не превратился в «спальный», архитекторы заложили в концепцию элементы делового и общественного центра. Среди знаковых объектов — театры, музей, цирк, медицинский кластер с онкоцентром, конгресс‑холл, аквапарк и технопарк. Это должно обеспечить жителей рабочими местами и снизить маятниковую миграцию в центр города.

Технические аспекты реализации тоже требуют тщательной проработки. На первых этапах предстоит организовать транспортные коридоры для магистральной и улично‑дорожной сети; обеспечить достаточную мощность энергетических ресурсов для подключения будущих объектов; избежать дублирования инженерных сетей.

Концепция транспортной доступности предполагает создание пересадочных узлов вдоль железнодорожных путей. В перспективе это может вырасти в замкнутую кольцевую ветку, способную разгрузить центральный район Краснодара.

Важные шаги в оформлении проекта уже сделаны. Так, 1 марта власти утвердили детальную концепцию развития северо‑восточного района. Документ, проработанный совместно со специалистами и включающий функциональные зоны, стал основой для единого плана территориального развития города.

Впрочем, путь к реализации не обходится без препятствий. Проект столкнулся с экономическими сложностями — в первую очередь, с резким ростом стоимости кредитования и строительных работ. Это замедлило темпы подготовки к началу строительства, хотя, как сообщал «Югополис», изначальные планы предполагали старт работ ещё в 2024 году.

Параметры проекта корректировались со временем. Если в феврале 2022 года заявлялось о расчёте на 330 тысяч жителей и 20‑летнем сроке реализации, то позднее численность населения пересмотрели в сторону уменьшения — до 200–260 тысяч человек, сообщает РБК Краснодар.

Сегодня, 20:46

В Волгодонске суд рассмотрит дело о хищении 6 млн рублей в рамках нацпроекта

Мошеннические действия были осуществлены при благоустройстве сквера на бюджетные средства

Фото: t.me/kubansledcom

Прокуратура Ростовской области сообщила о передаче в суд уголовного дела, связанного с нарушениями при реализации национального проекта «Жильё и городская среда». Речь идёт о махинациях при благоустройстве общественного пространства в Волгодонске.

В центре внимания следствия — руководители двух строительных компаний, которым предъявлено обвинение в мошенничестве. Суть противоправной схемы раскрылась в ходе проверки работ по благоустройству сквера «Дружба». 

В 2023 году одно из предприятий заключило муниципальный контракт на выполнение этих работ в рамках нацпроекта. Как установило следствие, заместитель директора подрядной организации совместно с субподрядчиком сознательно исказили данные в отчётной документации. В бумагах были указаны завышенные объёмы фактически выполненных работ. На основании поддельных сведений компания получила положенное по контракту финансирование, что привело к неправомерному расходованию бюджетных средств.

Ущерб от противоправных действий оценивается почти в 6 млн рублей. Чтобы обеспечить возможное возмещение убытков, в ходе предварительного расследования на имущество обвиняемых был наложен арест.

Теперь судьбу фигурантов будет решать Волгодонской районный суд — именно туда направлено уголовное дело для рассмотрения по существу.

Параллельно в суде рассматривается ещё одно дело, связанное с этим инцидентом. К ответственности за халатность привлечён сотрудник городской администрации, который отвечал за приёмку выполненных работ. Его действия, по мнению следствия, способствовали успешному осуществлению мошеннической схемы.

Ранее «Югополис» сообщал о громком уголовном деле о превышении полномочий, фигурантом которого является бывший сити-менеджер Ростова-на-Дону Алексей Логвиненко. В ходе следственных действий силовики вскрыли его банковские ячейки, обнаружив там большую сумму денег в российской и иностранной валюте, драгоценности и коллекцию дорогих часов.

Сегодня, 20:28

Верховный суд уточнил границы допустимой критики политиков и религиозных деятелей

По мнению судей ВС, негативные оценки их действий не должны считаться разжиганием ненависти

Здание Верховного суда РФ. Фото: pravo.ru

Верховный суд РФ в своём постановлении прояснил, в каких случаях высказывания в адрес политиков, религиозных деятелей и общественных институтов могут считаться преступлением, а когда — нет. 

Как сообщает «Интерфакс», судебная инстанция подчеркнула: сама по себе критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, а также отдельных деятелей, даже если она касается их официальных полномочий или действий, обусловленных статусом, не должна расцениваться как попытка разжечь ненависть или вражду. Это относится и к обсуждению политических, идеологических, религиозных убеждений, а также национальных и религиозных обычаев.

При этом суд обозначил чёткие критерии, при которых подобные высказывания могут стать уголовно наказуемыми. Преступление фиксируется лишь в случае, если высказывания сделаны публично, в том числе в интернете или через СМИ, и содержат призывы к противоправным действиям. Речь идёт о ситуациях, когда кто‑либо оправдывает или провозглашает необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций либо применения насилия в отношении представителей определённой нации, расы, социальной группы или религиозной общины.

Кроме того, Верховный суд разъяснил правила, касающиеся демонстрации нацистской символики. Её показ не считается нарушением закона, если преследует цель борьбы с экстремизмом. Однако если у демонстрирующего имелся умысел сформировать у других людей представление о привлекательности такой символики, экстремистской идеологии или организации, это уже расценивается как преступление.

Таким образом, суд провёл чёткую грань между свободной критикой и действиями, подпадающими под статью 282 УК РФ о разжигании ненависти или вражды.

Ранее «Югополис» сообщал о том, что Верховный суд выступил с инициативой сажать женщин в СИЗО только в исключительных случаях.

Сегодня, 20:01

Летом следующего года в Сириусе планируют открытие пассажирского морпорта

Сейчас идёт переоборудование существующего морского терминала под пассажирские перевозки

ФТ Сириус / sirius-ft.ru

Летом 2026 года на ФТ Сириус планируется открыть пассажирский морской порт. Об этом сообщил глава администрации Сириуса Дмитрий Плишкин на заседании совета федеральной территории.

Первый этап реализации проекта предусматривает продление маршрута скоростного судна «Комета» (Севастополь — Сочи) до Сириуса. В августе 2026 года намерены запустить четыре маршрута — два экскурсионных и два транспортных. Для их обслуживания строят четыре судна: два типа «Соммерс» и два типа «Котлин». По прогнозам, за сезон услугами порта смогут воспользоваться около 200 тысяч человек.

Второй этап развития порта запланирован на 2030 год. Он связан с выходом на международный уровень: власти Сириуса намерены организовать морские рейсы в Абхазию, Грузию и Турцию. Ожидается, что пассажиропоток на этих направлениях достигнет 100 тысяч человек за сезон.

Третий этап, который намечен на 2033 год, предполагает серьёзное технологическое обновление — перевод маршрутов на электросуда морского класса. Это решение призвано снизить экологическую нагрузку: по оценкам экспертов, выбросы углекислого газа от водного транспорта удастся сократить до 30 тысяч тонн в год, сообщает ТАСС.

Важно отметить, что развитие порта в Сириусе происходит на фоне изменений в морской логистике региона. Как сообщал «Югополис», ранее Росморречфлот принял решение о закрытии паромной линии «Лидер Лайн» между Трабзоном и Сочи. 

Таким образом, проект развития морского порта в Сириусе не только создаёт новую транспортную артерию, но и частично замещает выбывшие маршруты. В перспективе он призван обеспечить как внутренние пассажирские перевозки, так и международное сообщение с последующим переходом на экологически чистый транспорт.

Сегодня, 19:32

В Краснодаре юный угонщик попал в ДТП на похищенной машине

16-летний парень, не справившись с управлением, разбил угнанную «семёрку»

Фото: Денис Яковлев / Югополис

В краевом центре произошла история с участием несовершеннолетнего, которая началась с пропажи автомобиля и завершилась дорожной аварией. 

Как сообщили в пресс‑службе УМВД России по Краснодару, в полицию Карасунского округа обратился житель Приморско‑Ахтарска. Мужчина заявил об угоне своего автомобиля «ВАЗ‑2107», который он оставил на парковке у дома на улице Лизы Чайкиной в Краснодаре. Вернувшись к месту стоянки, владелец обнаружил, что машина исчезла.

Сотрудники уголовного розыска незамедлительно приступили к поискам и в ходе оперативно‑розыскных мероприятий вышли на след предполагаемого угонщика. Им оказался 16‑летний краснодарец, уже имевший проблемы с законом из‑за краж. В отделе полиции юноша рассказал, как всё произошло: прогуливаясь с другом, он заметил незапертый отечественный автомобиль. Импульс «прокатиться» оказался сильнее здравого смысла — парень решился на угон.

В салоне машины нашёлся ключ от замка зажигания. Несовершеннолетний завёл двигатель и выехал на улицу Ставропольскую. Однако опыта управления автомобилем юноше явно не хватило: он не справился с маневрированием и врезался в дорожное ограждение. После аварии подросток скрылся, оставив разбитую машину на обочине.

Вся цепочка событий, от угона до ДТП, была восстановлена силами сотрудников краснодарской полиции. Угонщику грозят крупные неприятности.

Ранее «Югополис» сообщал о похожем случае: подростки сбежали из реабилитационного центра, угнав автомобиль и попав на нём в аварию.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.