Закрыть
10:22, 26 июля 2023

Возьми «штуку» сейчас, отдай две потом

Краснодарский край уже несколько лет не входит в верхние строчки «антирейтинга» регионов с самым высоким риском мошенничества в ОСАГО. В этом году ситуация стала еще лучше.

Аналитики такой прогресс связывают с тем, что в 2022-м на скамье подсудимых оказались члены более десяти групп, специализирующихся на автоподставах. В то же время страховые компании отмечают активизацию так называемых недобросовестных «представителей пострадавшего» и автоюристов. Эти люди выкупают аварийные дела у потерпевших через заключение договора цессии и взыскивают с продавцов полисов ОСАГО кратно большие суммы убытка при ДТП, а также пени и штрафы, налог с которых потом приходит автовладельцам и зачастую превышает компенсации, полученные на месте ДТП. В чем причины этого явления и как защитить себя от неприятных неожиданностей?

Общая черта и автоподставщиков, и недобросовестных автоюристов в том, что и те, и другие взыскивают деньги со страховых компаний, используя законы. Вернее, лазейки в них. Но при схожести целей и методов эти группы довольно сильно различаются.

При определении места региона в «антирейтинге» по риску мошенничества в ОСАГО один из главных негативов дают автоподставщики. У этих граждан очень широкий выбор инструментов, но есть особенно популярные. Самая любимая «тема», когда берется старый импортный автомобиль, запчасти на который, ввиду их редкости, обходятся в разы дороже самой машины. Затем провоцируется авария. Для этой цели чаще всего используются кольцевые развязки, а в качестве виновника — большегрузы, так как водителя легче подставить: сильно ограничен обзор, большой тормозной путь и наверняка есть полис ОСАГО. Быстрое перестроение под фуру и дефицитные, а потому очень дорогие крыло-дверь-капот смяты. Возможно, деталь уже была деформирована заранее, сути это не меняет. Далее все идет по обычной схеме: оформление ДТП, обращение в страховую компанию, взыскание максимальной суммы через суд.

Эта схема наиболее распространена, так как ДТП вполне реальное, а доказать, что водитель легковушки сам виноват, можно, только если есть видеозапись. Сейчас, когда видеорегистраторы стоят в большинстве машин и каждое ДТП выкладывается в соцсети, мошенникам приходится придумывать новые схемы. Дополнительно мешает злоумышленникам и развивающаяся система видеонаблюдения «Безопасный город», которая позволяет установить истинного виновника аварии.

Евгений Иваненко, начальник отдела раскрытия хищений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий УУР ГУ МВД России по Краснодарскому краю:

— Раскрытие подобных преступлений требует большой доказательной базы, и мы используем для ее сбора все предусмотренные законом пути: информационные технологии, оперативно-разыскные мероприятия и прочее. Также мы работаем в контакте со страховыми компаниями, изучаем повторяемость ДТП с одними и теми же автомобилями и так далее. Результат есть: за прошлый год нами было раскрыто более десяти преступных групп мошенников, которые специализировались на автоподставах. Но если с мошенниками в правовом плане все понятно, то по так называемым недобросовестным автоюристам ситуация иная. Когда пострадавший в ДТП человек взамен полученной на месте суммы оформляет доверенности на незнакомого ему человека или группу людей, он дает разрешение на использование своей ситуации сторонними лицами. При этом делает он это абсолютно добровольно. Здесь Уголовный кодекс Российской Федерации неприменим, так как нет события преступления. Защита только одна – не принимать необдуманных решений.

Эдуард Гайдаенко, председатель Совета ассоциации страховых организаций Краснодарского края:

— Проблема мошенничеств с ОСАГО на Кубани есть, однако в последнее время можно говорить об осторожном оптимизме. Существенное снижение количества мошенничеств произошло после введения в сферу деятельности финансового уполномоченного споров по ОСАГО. Так, если в 2020 году кубанскими страховщиками было направлено в полицию 1 332 заявления о мошенничестве, то в 2021-м – 482, а в прошлом – 293. В то же время криминальные группы находят другие способы преступного заработка, и в этой связи статистика не такая позитивная. Огромной проблемой остается раскрываемость. Если в прошлом и позапрошлом годах по нашим заявлениям возбуждались уголовные дела в трети случаев, то вот до суда доходило всего около четырех процентов дел. В текущем году показатель еще ниже.

Этому есть объективные причины в виде огромной загруженности правоохранителей, да и в целом государственная машина обладает определенной инерцией, и полиция по определению не может мгновенно перестраиваться, чтобы раскрывать новые мошеннические схемы. В этой связи самым разумным видится адаптированный к России европейский путь: создание внутри страховых компаний или ассоциаций служб безопасности с функцией ведения оперативно-разыскной деятельности. В такие структуры были бы привлечены специалисты с опытом работы в силовых структурах. В таком случае мы бы могли предоставлять правоохранителям готовое, подготовленное по всем требованиям законодательства расследование, что позволило бы сократить время и намного повысить эффективность борьбы с мошенниками. Такая инициатива уже неоднократно озвучивалась на самом высоком уровне, однако пока, к сожалению, пути ее реализации не найдены.

В декабре 2021 года Краснодарский край попал в федеральную информационную повестку: более сотни автовладельцев обратились в правоохранительные органы с заявлениями на действия автоюристов.

Когда стали разбираться, выяснилось, что все заявители в период 2016-2017 годов попадали в ДТП не по своей вине. Вот рассказ одного из пострадавших. Валерий П. попал в аварию под Краснодаром в 2017 году:

— Увидел ящик на дороге и резко затормозил. За мной шел микроавтобус. Он не успел остановиться, ударил в заднюю часть машины. Погнул бампер, крышку багажника, крылья, разбил «габариты» и поворотники. ГАИ ждали недолго. Когда писал объяснение, это с час прошло после аварии, мне позвонили на телефон и предложили помочь в решении вопроса со страховой. Я согласился. Буквально через 10 минут приехали два парня, сказали, что аварийные комиссары. Посмотрели на машину и предложили на месте 60 тысяч рублей, а взамен — чтобы я им отдал право судиться со страховой. Я решил, что цена нормальная. После оформления ДТП заехали к нотариусу, и я подписал доверенности. Потом, через неделю, ко мне еще приезжали, но уже другие люди, машину осматривали. А в июле 2021 года я узнал, что должен в налоговую 91 тысячу рублей подоходного налога. Оказалось, что эти жулики у страховой лишних 700 тысяч отсудили, а на меня платежи повесили. Пошел в полицию, а там говорят, что таких, как я, уже много. Дело до сих пор тянется, но налоги пришлось заплатить из своего кармана.

Такие ситуации уже стали обыденными. Чтобы не стать послушным орудием в руках нечистоплотных граждан, не надо обладать юридическими знаниями, достаточно всего лишь взять паузу на несколько минут и подумать. Изначально определимся, что в сфере автострахования работает много добросовестных и грамотных автоюристов. Эти профессионалы занимаются защитой интересов автовладельцев и получают за это гонорар. Понять, что юрист на вашей стороне, очень просто – он не приедет на ДТП без вашей просьбы.

Как это работает? Если вы считаете, что предложенная страховой компанией сумма меньше необходимой, у вас два безопасных пути: самостоятельно обратиться через сайт (finombudsman.ru) к финансовому уполномоченному или доверить это специалисту, которого вы сами нашли, а не он вас. Кстати, само обращение к финуполномоченному занимает считанные минуты даже для абсолютно неподготовленного человека. Если омбудсмен не нашел нарушений в предложении страховой компании, а вы недовольны, тогда юрист заключает с вами договор по оказанию услуг в качестве представителя ваших интересов в суде. То есть всего одну доверенность надо оформить. В договоре по оказанию услуг прописывается конкретная сумма вознаграждения.

Существует еще один формат законных и честных взаимоотношений: договор цессии. Если юрист предлагает выкупить у вас страховое дело, а сумма вас устраивает, заключается договор цессии – передачи прав требования. В этой ситуации автоюрист отдает пострадавшему оговоренную сумму и самостоятельно судится со страховой компанией за выплаты, а все налоги на средства, полученные сверх возмещения ущерба, добросовестный автоюрист передает участнику ДТП.

Эдуард Гайдаенко:

— Понятно, что человек, попавший в ДТП, оказывается в стрессовом состоянии. Но просто задумайтесь, если к вам через несколько минут после аварии приехал незнакомый человек и предложил помощь, какие у него мотивы? Он думает о вас или о себе? В этом и состоит главная разница между честным юристом и человеком, который таковым представляется. Первый защищает интересы клиента, второй – свои. То есть появление незваного автоюриста с высокой долей вероятности сулит проблемы. Если же он предлагает вам на месте подписать договор цессии, да еще и доверенности у «нотариуса поблизости», будьте уверены – обманет. Такие «специалисты» оформляют доверенности не только на представление интересов пострадавшего в суде, но также на открытие расчетного банковского счета на имя владельца полиса ОСАГО (доступ к нему остается у автоюриста), на распоряжение средствами… Таким образом, тот самый договор цессии, если он вообще был заключен, просто исчезает. А с вашими доверенностями «автоюрист» идет в суд, где всячески затягивает процесс, чтобы увеличить размер штрафов и пеней. Так и набегает астрономическая сумма.

Эти средства поступают на банковский счет, который «автоюрист» открыл на ваше имя по доверенности. Он их снимает и растворяется. А по документам именно вы получили выплаты, с которых теперь обязаны заплатить 13 процентов НДФЛ в казну государства. Еще один важный момент: как может автоюрист определить ущерб, не изучив скрытые повреждения? Страховые компании всегда это делают и совершенно не заинтересованы в том, чтобы снизить сумму, так как репутационные потери стоят гораздо больше. Эти «азы» мы совместно с региональным министерством экономики уже не первый год доводим до людей в рамках программы «Финансовая грамотность». А в автошколах по нашей инициативе ввели обучение правилам поведения при ДТП: пока это делается в рекомендованном порядке, но надеемся, что вскоре станет обязательной частью подготовки водителей. Эти аспекты тоже влияют на снижение числа мошенничеств в сфере ОСАГО.

Активизация действий недобросовестных автоюристов и страховых мошенников происходит не на пустом месте: она всегда связана с изменениями на рынке. В данном случае возможностей больше, чем обычно: санкции и последовавшие за ними скачки цен на запчасти, снижение курса рубля, рост инфляции. Эти негативные моменты могут нивелировать только сильные институты, в которые люди верят. По ОСАГО, к сожалению, у населения пока много непонимания, мало кто полностью погружен в этот вопрос.

Когда в 2003 году появилась «автогражданка» ОСАГО, естественно, не все автовладельцы восприняли ее с восторгом. Однако нельзя отрицать, что с ОСАГО на дороги пришла цивилизация: не надо выяснять отношения, бегать за виновником, считать убытки. Люди оценили и стали пользоваться полисами. Но государство для более широкого внедрения этого вида страхования пошло на популистский шаг – заморозило на несколько лет цены. Это была стратегическая ошибка. Инфляция и другие экономические объективности постепенно свели на нет выгодность ОСАГО для страховщиков и, к сожалению, пошатнули доверие автомобилистов. Сейчас очевидно, что постепенное увеличение цены полиса, хотя бы в размере инфляции, не только бы не затормозило процесс, а напротив, мы бы видели совершенно иной уровень развития ОСАГО.

Владимир Коробчак, председатель Краснодарского регионального отделения ОО «Всероссийское общество автомобилистов», член Общественной палаты РФ:

— В последнее время были предприняты очень правильные шаги: например, появилась возможность приобрести полис онлайн, повысили сумму возмещаемого ущерба и так далее. Но восстановить доверие очень сложно. Это одна из причин того, что многие автомобилисты не покупают «автогражданку». По различным данным, до 40 процентов автовладельцев ездят без полисов ОСАГО. А сегодня ударили еще и санкции, которые вытеснили с рынка многих производителей, как следствие, запчасти стали быстро дорожать и сроки доставки увеличились кратно. В этой ситуации человек, который не виновен в ДТП и имеет полис, все равно несет убытки, так как не может полностью покрыть затраты на ремонт. Выходом я вижу более широкое распространение денежных компенсаций, которые должны выдаваться в течение 3-5 дней и не позже. Только так можно минимизировать потери от роста цен на детали и работы.

Естественно, в этой ситуации недобросовестные автоюристы увидели еще один шанс. Предлагая деньги человеку здесь и сейчас, они играют наверняка. Пострадавший думает: лучше так, чем потом месяц ремонта ждать, и еще без гарантий — и соглашается.

В правовом поле нет такого понятия, как «автоюрист». Однако название уже получило широкое распространение и негативную окраску. С каждым может случиться ДТП, и почти наверняка он получит несколько звонков от людей, которые «в курсе проблемы и могут помочь». Просто знайте, что у пострадавшего всегда есть несколько суток, чтобы принять решение. Потратьте их на приведение в порядок нервов и мыслей, чтобы выбрать верный, то есть безубыточный путь. И можете не сомневаться, что все это время вам будут звонить и автоюристы с заманчивыми предложениями.

По данным Ассоциации страховых организаций Краснодарского края, в 2022 году было принято 69 тысяч заявлений о возмещении ущерба по ОСАГО на территории края. В срок закрыто 67,6 тысячи страховых дел. Абсолютное большинство из оставшихся 2,4 тысячи дел ушло к автоюристам. На них пришлись выплаты более 2 млрд рублей. При этом общая сумма составила 10,76 млрд рублей. То есть на 3,5 процента дел пришлось почти 20 процентов выплат.

Самые интересные концерты кубанской столицы на ближайшие две недели – в обзоре «Югополиса».

Подписаться на нас

Вчера, 21:39

В аэропорту Краснодара введены ограничения на полеты

«Для обеспечения безопасности полетов»

Фото: t.me/favt_ru

Росавиация ввела временные дополнительные временные ограничения на приём и отправку воздушных судов в аэропорту Краснодара вечером 13 декабря.

«Ограничения необходимы для обеспечения безопасности полетов», — указано в сообщении. Такие меры обычно применяются при атаках БПЛА.

Аэропорт Краснодара принимает и отправляет гражданские рейсы ежедневно с 9 до 19 часов.

Минобороны сообщало об отражении атаки БПЛА над Кубанью в ночь на 9 декабря. Над регионом было уничтожено 2 беспилотника, всего за ночь над разными регионами и Каспийским морем – 121 БПЛА. В Краснодарском крае обломки упали на автобус на дороге между Армавиром и станицей Отрадной, никто не пострадал.

Вчера, 19:54

Губернатор Кондратьев рассказал об урожае фейхоа и хурмы на Кубани

«Именно поэтому результат сочинских садоводов вызывает особую гордость»

admkrai.krasnodar.ru

В Краснодарском крае собрали почти 100 тонн фейхоа и хурмы – фруктов, которые не входят в перечень традиционно выращиваемых в регионе. Об этом сообщил губернатор региона Вениамин Кондратьев.

«Именно поэтому результат сочинских садоводов вызывает особую гордость», — подчеркнул он (цитата по сайту администрации края).

Под фейхоа и хурму в Сочи отведено более 70 гектаров. Специалисты каждый год тестируют разные сорта экзотических культур, чтобы сформировать на Кубани традиции субтропического земледелия. Всего же в 2025 году в Краснодарском крае собрали около 510 тысяч тонн различных фруктов.

Фейхоа – ягоды из семейства митровых, родом из Южной Америки – богаты йодом и витамином С, клетчаткой, антиоксидантами и другими полезными для организма элементами. Их можно есть сырым, также из них делают джемы и варенье, добавляют в десерты и салаты.

Хурма – растущая на деревьях ягода, в природе распространена в субтропиках. Она богата витаминами, в том числе провитамином A (бета-каротином), который необходим для нормального зрения. Из-за высокого содержания каротиноидов мякоть хурмы ярко-оранжевого оттенка.

Вчера, 19:05

Глава Краснодара Наумов: на улицы выйдет спецтехника из-за вероятности гололедицы

«Водители, не выезжайте на летней резине»

t.me/emnaumov

С 19 часов 13 декабря, в субботу, на улицы Краснодара выйдет спецтехника в связи с вероятностью гололедицы на дорогах – в столицу Кубани пришли заморозки. Об этом заявил глава города Евгений Наумов.

Он отметил, что в течение субботы в Краснодаре не ожидается существенных осадков, однако вечером похолодает – температура опустится до минусовых значений, возможна гололедица. Городские службы отслеживают ситуацию на дорогах в круглосуточном режиме. Техника будет дежурить у мостов, путепроводах и на пригородных трассах. При необходимости проезжую часть будут обрабатывать смесью, предотвращающей появление льда на дорогах, пояснил Наумов.

«Водители, не выезжайте на летней резине», — подчеркнул он и попросил жителей и гостей города соблюдать необходимые меры предосторожности.

Вчера, 17:13

Белорусская оппозиционерка Мария Колесникова вышла на свободу

Сообщается, что освобождены более 120 человек

Фото: Денис Яковлев / Югополис

Мария Колесникова, один из лидеров белорусской оппозиции и протестов после президентских выборов 2020 года, вышла на свободу из колонии. Сестра Колесниковой Татьяна Хомич уже поговорила с ней по телефону. Об этом сообщают белорусские СМИ.

По данным журналистов, Колесникову за некоторое время до освобождения перевели из колонии в СИЗО, чтобы она набрала вес и лучше выглядела. В 2021 году её осудили на 11 лет лишения свободы по обвинениям в призывах к действиям, угрожающим национальной безопасности Белоруссии, создании экстремистской группировки, а также в заговоре с целью захвата власти.

Близкий к пресс-службе белорусского президента Александра Лукашенко Telegram-канал «Пул Первого», глава государства помиловал 123 гражданина разных стран, осуждённых за «шпионскую, террористическую и экстремистскую деятельность». Такое решение, как уточняется, принято в рамках договорённостей с президентом США Дональдом Трампом и «по его просьбе» на фоне снятия американских санкций с белорусских производителей калия.

О снятии санкций ранее объявил спецпосланник США по Белоруссии Джон Коул, который сегодня, 13 декабря, находится с визитом в Минске и провёл переговоры с Лукашенко.

Список заключённых, освобождённых белорусской стороной, неизвестен. Однако, по данным СМИ, на свободу также вышли кандидат в президенты Белоруссии в 2020 году банкир Виктор Бабарико и правозащитник, лауреат Нобелевской премии мира 2022 года Алесь Беляцкий.

Колесникова возглавляла избирательный штаб Бабарико в 2020 году. По данным СМИ, в сентябре того же года её и ещё нескольких оппозиционеров пытались принудительно выдворить на территорию Украины: Колесникова на границе порвала паспорт и осталась в Белоруссии, после чего её задержали.

Александр Лукашенко уже освобождал несколько десятков заключённых после переговоров с представителями США в июне и сентябре нынешнего года. В частности, в июне на свободу вышел оппозиционный блогер Сергей Тихановский. За пять лет в тюрьме, как сообщалось, он похудел со 135 кг до 79 кг.

Обновлено в 18:28

Колесникова, Бабарико и ещё 112 человек, в числе которых 104 гражданина Белоруссии и 5 украинских граждан, находятся на территории Украины. Алесь Беляцкий и ещё 8 человек — в Вильнюсе (Литва).

Вчера, 16:18

Пешеход погиб в ДТП в горном кластере Сочи

Ночью в этом районе прошёл сильный снегопад

t.me/police_sochi

Авария произошла в ночь на 13 декабря в селе Эстосадок горной части Сочи. 35-летний водитель за рулём Renault из сервиса каршеринга сбил пешехода, который переходил дорогу в непредназначенном для этого месте.

Пострадавши – 21-летний молодой человек, который не проживал в Сочи – скончался до приезда медиков, сообщает пресс-служба городского УВД.

В горном кластере Сочи в ночь на 13 декабря прошёл первый сильный зимний снегопад. В ближайшее время, по данным администрации курорта, ожидаются сильные снегопады. Все службы города работают в усиленном режиме, дороги очищают и обрабатывают противогололёдной смесью.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.