Задача со звез… снежинкой: как общественный транспорт Кубани начал меняться – и что еще болит
Когда за окном жара, а внутри маршрутки – духота, начинаешь понимать, что комфорт не просто слово из отчета. Проблема проста и стара, как лето на Кубани: транспорт есть, но пользоваться им хочется не всегда

Многое улучшилось – и это правда. Новые маршруты, новые трамваи, электронные табло работают. Но если ты с анемией, бабушкой или просто с потом на лбу – шансы комфортно доехать все еще зависят от везения. Можно попасть в автобус-мороженицу, а можно в тропики на колесах.
Дано: своего рода «душнилы»
Лето 2022 года. Студенткой проходила практику в редакции, задание – «прощупать» жару в краснодарском транспорте. Пошла и пару дней каталась на всем, что ездит: трамвай, троллейбус, маршрутка. Результаты: в салонах 37 градусов. Не в Сахаре. В трамвае № 5.
У меня анемия, у друзей – сердечно-сосудистые заболевания. Единственный выход – такси. А значит, либо минус стипендия, либо поездка с двумя литрами воды и высоким риском потерять сознание на пересадке. Такое действительно случалось.
На тот момент, по словам руководителя пресс-службы КТТУ Надежды Постовой, кондиционеры находились в 39% подвижного состава. Но стоя в душном вагоне, где солнце светит прямо в окна, пахнет старым дермантином и шаурмой – эти цифры теряли всякий смысл. Это была лотерея.
Решение пахнет миллиардами и новым автопарком
Прошло три года, и ситуация ощутимо изменилась. С 2015 года на обновление общественного транспорта Краснодара направили 12,5 миллиарда рублей. Город получил 609 новых транспортных средств: 108 трамваев, 70 троллейбусов, 408 автобусов и 23 электробуса (только за 2024 год добавили 40 трамваев, 7 электробусов и 83 автобуса).
Чем больше транспорта выходит на маршруты, тем меньше нагрузка на каждый отдельный вагон или автобус и проще строить логистику. Люди получают возможность ехать сидя, не в тесноте, и не в духоте. Из личных наблюдений: раньше трамвай № 10, хотя и один из самых коротких маршрутов, ходил столько же (если не чаще), сколько топ-5 по востребованности № 4. Теперь же приоритет смещен в сторону реальной загруженности, и самые популярные маршруты получают больше единиц подвижного состава.
Параллельно улучшилось и соблюдение расписания. Недавно стояли на остановке с другом, и он говорит: «Посмотри, когда автобус приедет». Я по привычке – «зачем, он все равно приедет как захочет». Но глянула. И он приехал. Минуту в минуту. И вот ты стоишь и думаешь – маленькая штука, а в душе тепло. И это – первый шаг к доверию.

А другие города?
Изменения происходят не только в Краснодаре. С 2015 года в Сочи на транспорт направили 5,6 миллиарда рублей. Курорт получил 400 низкопольных автобусов и 10 электробусов, появилось 16 новых маршрутов, а транспортная карта «Пальма» упростила оплату и снизила стоимость проезда.
Новороссийск за шесть лет приобрел 84 единицы техники, из них 45 – низкопольные автобусы. Добавили 8 городских маршрутов и 1 пригородный. Это ощутимо улучшило доступность транспорта для пожилых и маломобильных пассажиров.
В Геленджике, Кореновске, Тихорецке, Кропоткине в 2023 году закупили 163 новых автобуса на сумму 2 миллиарда рублей. Эти машины работают и на междугородних направлениях – теперь поездка в Усть-Лабинск уже не кажется испытанием в духе стамбульской маршрутки.
И дороги тоже «вылечат»
Обновить подвижной состав – только половина решения. Чтобы транспорт был быстрым и надежным, ему нужны качественные дороги.
За последние 10 лет дорожный фонд Кубани вырос почти в пять раз – с 13,7 до 60,5 миллиарда рублей. За это время отремонтировали 5,5 тысячи километров региональных и межмуниципальных дорог, а сам край вошел в лидеры нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
В Краснодаре впервые за 20 лет построили новую трамвайную ветку – от улицы Московской до Петра Метальникова. Уже ведется проектирование линии на Западный обход и в микрорайон Гидрострой.
На 2025 год запланированы масштабные реконструкции: Тургеневский мост, улицы Красных Партизан, Западный обход, Есенина, Фадеева и другие. До 2035 года на развитие дорожной инфраструктуры региона направят 150 миллиардов рублей. Это позволит соединить развивающиеся районы с транспортной сетью и сократить пробки. Что ж, как говорится, «мы строили, строили и наконец…»

А кондиционеры?
Но при всей динамике одно «узкое горлышко» остается – отсутствие кондиционеров в отдельных транспортных средствах. Особенно летом, когда температура за бортом +36 и выше, отсутствие охлаждения превращает поездку в испытание.
Пассажиры регулярно жалуются. Ходит народное правило: «Если на вагоне есть снежинка – дышим, если нет – выживаем». Люди воспринимают это как безразличие.
Как рассказал директор КТТУ Александр Грачев, сейчас на балансе предприятия 695 единиц подвижного состава, из которых 376 оснащены кондиционерами. Лучше всего ситуация с автобусами – они оборудованы системой охлаждения на 100%. При этом часть из них, так называемое «Олимпийское наследие» 2013 года выпуска, уже достаточно возрастные, и ремонт итальянских кондиционеров требует времени и усилий из-за нехватки запчастей.
Трамваи оборудованы кондиционерами на 44% (144 единицы), троллейбусы – на 35% (72 машины). При этом, по словам Грачева, неисправны около 11% всех кондиционеров, но на линии выходят только 4% таких машин, остальные стоят в ремонте.
Переоборудовать старый транспорт невозможно: кондиционеры слишком тяжелые, а несущие конструкции кузова не рассчитаны на их установку. К тому же это потребовало бы массу документов и согласований.
Техника работает в сложных условиях: солнце сверху, душный воздух внутри, постоянные перепады температур. Система формально функционирует, но в реальности часто не справляется. И с учетом того, что жара в Краснодаре давно перестала быть погодной аномалией, это – проблема, с которой пока не научились справляться.
Вместо послесловия
Общественный транспорт Кубани напоминает подростковые романы с тропом «ненависть/любовь». Сначала раздражает, потом бежишь за ним и веришь, что он изменился. И он действительно меняется. Не идеально, но честно. С выдохами, со сбоями, но с движением. В прямом смысле.
Из хаоса выстраивается система. Из вынужденной меры – альтернатива личному авто. Из недоверия – постепенное привыкание и даже симпатия.
Еще поругаем и похвалим. Главное не останавливаться, а значит – едем дальше.
