Люди Ситуация 06 мая 2019, 16:27

​«Некачественная сборка», «проблема подготовки пилотов». Бывшие пилоты рассказали о причинах крушения самолета «Аэрофлота»

Специалисты рассказали о возможных причинах трагедии и правильности действий пилотов SSJ100.

SSJ100 за полтора года до катастрофы

Как сообщал «Югополис», в воскресенье, 5 мая, в московском аэропорту Шереметьево при заходе на посадку потерпел крушение принадлежащий «Аэрофлоту» лайнер SSJ100, который выполнял рейс из Москвы в Мурманск, но был вынужден вернуться в аэропорт вылета.

По словам пилота Дениса Евдокимова, у лайнера отказала электроника после удара молнии. Посадка получилась жесткой, при ударе о полосу загорелось топливо лайнера — это вызвало пожар. Жертвами трагедии стал 41 человек из 78 находившихся на борту. Среди погибших — 22-летний бортпроводник Максим Моисеев, помогавший пассажирам эвакуироваться из горящего самолета.

Бывшие пилоты рассказали о возможных причинах трагедии и правильности действий пилотов SSJ100. Мнения специалистов приводит газета «Ведомости».

По словам гендиректора авиакомпании «Ямал» (крупнейший в России после «Аэрофлота» эксплуатант SSJ100), пилота с 40-летним стажем Василия Крюка, определить причины катастрофы можно будет только после расшифровки черных ящиков, а отключение электроники вследствие попадания молнии — пока одна из рабочих версий.

«Конструкция любого самолета имеет систему отвода электричества, как накопленного статического, так и полученного в результате разряда. В 2018 году в России было около 30 случаев попадания молний в самолеты, но все полеты завершились благополучно.

Составной частью системы отвода электричества является металлизация судна — соединение компонентов судна между собой, позволяющее электричеству до отвода перетекать внутри самолета, не нарушая его работы. Причиной отказа электроники вследствие попадания молнии могла быть только некачественная сборка металлизации производителем. Опыт эксплуатации показывает, что качество сборки SSJ100 оставляет желать лучшего.

Безопасно произвести посадку с такой посадочной массой (с полными баками), да еще при неработающих пилотажных приборах практически невозможно. Действия летчиков заслуживают уважения», — сказал эксперт.

Президент Шереметьевского профсоюза летного состава, бывший пилот Ту-134, Boeing 737 и Boeing 767 Игорь Дельдюжов говорит о том, что попадание молнии в исправный самолет не должно вызывать отказов радиосвязи или электроники.

«Также расследование будет оценивать правильность действий пилотов: самолет оснащен локатором, почему он влетел в грозу? Почему было принято решение не вырабатывать топливо, а садиться с полными баками? Превышение посадочной массы и посадка в режиме Direct Mode (при неработающей электронике, когда самолет управляется механически. — Прим. ред.), скорее всего, и стали причинами жесткой посадки», — резюмирует Дельдюжов.

По мнению пилота «Аэрофлота» в 1970–2016 годах, управлявшего Ан-2, Як-40, Ту-154, Ил-96 и SSJ100, Владимира Сальникова, одной из причин катастрофы «вполне мог стать разряд молнии».

«Самолеты, конечно, защищены от разряда, но его мощность могла быть настолько велика, что защита не сработала и произошел отказ электроники. При отказе электроники, скорее всего, самолет не смог выдвинуть закрылки, что привело к слишком высокой скорости при посадке. Стандартная скорость при посадке — 250–260 км/ч, в данном случае скорость превышала 300 км/ч. Пилоты по инструкциям должны избегать попадания в грозу. И, по моему мнению, следовало перед посадкой выработать топливо.

Есть и проблема подготовки пилотов. В инструкции по эксплуатации SSJ100 сказано, что самолет может управляться в различных режимах, в том числе в ручном. Но руководство «Аэрофлота» примерно год назад запретило пилотирование в ручном режиме, разрешен только автоматический. Управление судном в ручном режиме отрабатывается только раз в полгода на тренажерах, навык теряется. Здесь же сажать судно пришлось в ручном режиме, да еще с превышением посадочной массы, что снижает управляемость», — говорит эксперт.

Как сообщал «Югополис», после трагедии в Шереметьеве в России требуют отказаться от использования SSJ-100. Член комиссии при президенте России по вопросам развития авиации Юрий Сытник называет эти самолеты негодными к эксплуатации. «Откройте глаза и прекратите покупать билеты на Superjet… За свои деньги люди купили себе смерть!» — заявил Сытник, напомнив, что неоднократно называл эти воздушные суда негодными к эксплуатации.

В Росавиации считают, что говорить о возможном запрете полетов «Суперджетов» после случившегося в аэропорту Шереметьево преждевременно.

После катастрофы в Шереметьеве возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).


Оставайтесь с нами в Telegram, Facebook, Twitter, ВКонтакте, Одноклассниках и Яндекс.Дзен.

Материалы по теме

Первая полоса

Последние новости

Город Люди Ситуация Наука и техника

Хочешь стать «юбилейным» студентом?

У абитуриентов 2020 года есть уникальный шанс стать «юбилейными» студентами, если они поступят в Кубанский государственный университет — один из ведущих вузов на юге России, который в нынешнем году отмечает столетие со дня основания.
Евгения Вольская
Город Люди Weekend

Три комедии… на выбор

Краснодарский академический театр драмы имени М. Горького провёл в июне режиссёрскую лабораторию комедийной драматургии. Она состоялась онлайн. Необычные, надо сказать сразу, ощущения остались от неё. Театр — это всё-таки живой обмен энергиями между актёрами и зрителями. Да, до пандемии, например, популярными стали проекты, когда премьеры и нашумевшие постановки на ведущих театральных подмостках мира транслировались в прямом эфире в кинотеатрах. Но это совсем другое…

Город Люди Ситуация Бизнес Weekend

Мы гостям, конечно, рады, но не всем

После того как 12 июня в нашем крае отменили «красные» пропуска, мои родственники начали планировать свои поездки под вздохи сестры: "Засиделись дома, так хочется побродить по лесу и подышать чистым воздухом".

Сергей Даниленко: «Наш профсоюз – это ковчег, в котором каждый должен чувствовать себя в безопасности…»

«Какой толк от профсоюза – только взносы собирает…» - эта фраза наверняка знакома многим. Однако, среди членов краевого профсоюза работников образования она не популярна...
Елена Назарова
Люди Ситуация Бизнес

Налогу предложили прогрессировать

С 1 января 2021 года россияне, чей годовой доход превышает 5 млн рублей, будут платить НДФЛ по повышенной ставке — не 13, а 15 процентов. Разговоры о переходе на прогрессивную шкалу налогообложения велись уже давно. Что изменится от её введения?

Город Люди Ситуация Бизнес

Закрыть нельзя открыть: на Кубани остаётся всё меньше коронавирусных ограничений

В Краснодарском крае остаётся всё меньше карантинных ограничений, регулирующих жизнь кубанцев в последние три месяца. На состоявшемся в четверг, 25 июня, очередном заседании регионального оперативного штаба кубанские власти сделали новые шаги к возвращению в русло нормальной жизни.

Город Люди Ситуация

Семь дней отмерено, в один — проголосуй

1 июля в Российской Федерации объявлено выходным днем — именно на этот день назначено голосование по внесению поправок в Конституцию. Нам предлагается прийти на избирательные участки и проголосовать. Исходя из того, что именно Конституция является основным законом страны, было принято решение вынести эти поправки на всеобщее обсуждение и голосование.

Город Люди Ситуация

Ковид-тест на профпригодность

Россияне рисуют в честь врачей граффити, поют песни, организуют флешмобы и акции, вешают билборды. Центробанк выпускает специальные монеты, правительство платит повышенную зарплату (за надбавки, правда, местами приходится бороться). Медики за последние месяцы получили столько внимания и столько признания, сколько не получали за последние несколько десятков лет.

Город Люди Ситуация

Выбор главного

Вопрос с выдвижением на пост губернатора Кубани кандидатуры действующего главы региона Вениамина Кондратьева фактически решен – положительно.
Иван Прытыка