«Причина — в самолете». СМИ представили версию катастрофы SSJ-100 в Шереметьево, альтернативную официальной — Югополис
Закрыть
08:25, 10 декабря 2019

«Причина — в самолете». СМИ представили версию катастрофы SSJ-100 в Шереметьево, альтернативную официальной

Причиной катастрофы SSJ-100 в аэропорту Шереметьево, произошедшей в мае, вероятно, стал не человеческий фактор, а самолет. Об этом говорится в расследовании, опубликованном порталом Bombus.

По данным издания, командир экипажа самолета Денис Евдокимов утверждает, что в момент посадки самолет неадекватно реагировал на отклонение боковой ручки управления (БРУ). Задержка реакции составляла около одной секунды, уточнила адвокат летчика Наталья Митусова. Это зафиксировано в отчете Международного авиационного комитета (МАК), отметила она.

«Когда заходили на посадку, проявилась некорректная реакция от БРУ. Грубо говоря, когда ручку тянешь на себя — нос должен подниматься, когда от себя — опускаться, — рассказала адвокат Наталья Митусова. — Евдокимов пытался стабилизировать самолет, отклоняя БРУ на себя, но нос всё равно опускался. Задержка реакции самолета на отклонение БРУ составляла примерно одну секунду. Это смертельно опасная задержка». Всё это есть в отчете МАК.

Авторы расследования напоминают, что в начале полета в самолет ударила молния, после чего отключился автопилот и связь, а экран дисплея переполнили сообщения об отказах, в том числе в системе управления. Bombus отмечает, что удар молнии не должен ни при каких обстоятельствах критически повлиять на управляемость воздушного судна. Если же это произошло, это «серьезнейшая претензия к производителю и удар по репутации Superjet».

Важный вопрос — почему при приземлении произошло разрушение стойкой шасси топливной системы. «Шасси спроектировано таким образом, что оно крепится через силовой элемент части крыла к стенке топливного бака, — указывает Наталья Митусова. — Это конструктивно недопустимо». В части 25 авиационных правил указано, что разрушение шасси ни при каких обстоятельствах не должно приводить к утечке топлива и, соответственно, к  пожару.

По данным издания, к летной экспертизе следствие на первых порах собиралось привлечь Александра Иванова, летчика-испытателя первого класса, длительное время проработавшего ведущим испытателем летной службы АО «ГСС». Отмечается, что он в 2010 году пилотировал первый серийный Superjet. Как утверждает Bombus, Иванов занял бескомпромиссную позицию, «стал говорить следователю, что дело, по всей видимости, не в летчике, а в технике». «Следствие такая версия, вероятно, не устроила, и в ГУРОВД потеряли к испытателю всякий интерес», — отмечают авторы статьи.

В частности, Иванов утверждал, что аналогичные проблемы были выявлены при жесткой посадке Superjet во время испытательного полета в аэропорту Жуковский в июле прошлого года. Подробности в прессу не попали, но Иванов утверждает (и его слова подтверждает другой источник Bombus), что инцидент был также связан с шасси. «Недостаточная жесткость этого участка стенки топливного бака  была известна с момента аварии самолета с отрывом той же правой стойки в Жуковском», — убежден испытатель.

Авторы расследования отмечают еще одну деталь: следствие выявило, что тренажеры, на которых занимались пилоты, не позволяли отработать действия на случай так называемого «козления» (так пилоты называют неконтролируемые подскакивания) самолета. В Шереметьевском профсоюзе летного состава эту информацию Bombus подтвердили.

При этом Superjet имеет принципиальные отличия от других самолетов, и предыдущий опыт тут не поможет, отметил глава Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов. По его словам, в режиме Direct Mode у самолета не выходят спойлеры (щитки на поверхности крыла), и их надо выпускать вручную в условиях, когда обе руки командира заняты рычагами управления.

3 декабря СМИ сообщили о том, что Следственный комитет России (СКР) завершил расследование авиакатастрофы. Вину за гибель 41 человека возложили на Евдокимова. Отмечается, что к моменту предъявления ему обвинения в окончательной редакции следствие успело провести и получить результаты более 100 экспертиз, сообщают «Известия».

Родственники жертв катастрофы сочли результаты расследования несправедливыми. Адвокат Павел Герасимов, представляющий интересы нескольких семей погибших, заявил, что изначально предполагалось, что обвинят командира или весь экипаж. Однако это, по его словам, несправедливо. «Экспертизу, которую мы заявляли, никто проводить не стал, наши ходатайства проигнорировали», — отметил он.

Напомним, пассажирский самолет Superjet-100 компании «Аэрофлот» (рейс SU1492), летевший в Мурманск, загорелся при аварийной посадке в московском аэропорту Шереметьево около половины седьмого вечера в воскресенье, 5 мая. На борту находились 73 пассажира и пять членов экипажа, из-за пожара погиб 41 человек.

После случившегося прозвучали массовые требования отказаться от использования SSJ-100. Член комиссии при президенте России по вопросам развития авиации Юрий Сытник называл эти самолеты негодными к эксплуатации. «Откройте глаза и прекратите покупать билеты на Superjet… За свои деньги люди купили себе смерть!» — заявил Сытник, напомнив, что неоднократно называл эти воздушные суда негодными к эксплуатации.

По словам источника, у сгоревшего в Шереметьеве самолета Sukhoi Superjet 100 в январе 2018 года во время полета случился серьезный сбой: при снижении не выпустились закрылки.

Однако, несмотря на катастрофу с SSJ-100, полеты воздушных судов этого типа остановлены не были.

Шесть авиакомпаний совершают полеты в аэропорты Краснодарского края — Краснодар, Сочи, Анапу и Геленджик — на лайнерах этой модели. Это компании «Аэрофлот», «Ямал», «Азимут», «ИрАэро», «Якутия» и корпоративная авиакомпания «Газпром авиа».

Подписаться на нас

Вчера, 21:12

Кубанские казаки отправились в зону СВО

Церемонию проводов провели на территории учебного центра

Фото: t.me/admkrai

Около 100 добровольцев будут выполнять боевые задачи в составе отряда специального назначения «Кубань» (БАРС-16).

Кубанское казачье войско продолжает военную подготовку новобранцев. Уже около 2,7 тысячи его выпускников отправились защищать интересы России и поставленные боевые задачи.

Замглавы администрации Краснодарского края, войсковой атаман Александр Власов отметил, что участие в специальной военной операции принимают всего более 8,9 тысячи кубанских казаков.

Фото: t.me/admkrai

Вчера, 20:40

Трамп делает ставку на переговоры с Россией

Визит Уиткоффа в Кремль рассматривается как шаг к урегулированию конфликта

Переговоры Путина и Уиткоффа. Фото: kremlin.ru

В центре международного внимания оказался трехчасовой визит спецпредставителя президента США Стива Уиткоффа в Москву, где он провёл переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Эту встречу президент США Дональд Трамп расценил как важный этап в продвижении американской дипломатии по украинскому вопросу.

Американский лидер охарактеризовал переговоры как крайне результативные и подчеркнул, что по их итогам удалось достичь серьёзного прогресса. Визит Уиткоффа, уже пятый по счёту, был частью более широкой инициативы, которую Трамп активно продвигает в попытке прекратить вооружённый конфликт в Восточной Европе.

Сразу после встречи Трамп уведомил ряд европейских партнёров о деталях переговоров, подчеркнув, что среди союзников сложилось единое мнение: необходимо как можно скорее завершить военные действия. Президент США дал понять, что предстоящие дни и недели могут стать решающими в этом направлении.

По информации из Кремля, в ходе визита Уиткоффа российская сторона получила чёткие сигналы, касающиеся потенциальных путей к прекращению боевых действий на территории Украины. Эти посылы, по словам помощника президента РФ Юрия Ушакова, нашли отклик — Москва передала в ответ свои предложения по стабилизации ситуации и налаживанию диалога.

Однако визит спецпосланника произошёл на фоне нарастающего давления. Трамп ранее поставил жёсткий ультиматум: если до 8 августа не будет достигнуто перемирие, Вашингтон введёт санкции против Москвы и её экономических партнёров. Среди предложенных мер — 100-процентные пошлины, способные существенно ударить по российской внешнеэкономической активности.

Американская администрация, по информации СМИ, готова к реализации этих санкционных механизмов уже 8 августа. Госсекретарь Марко Рубио заявил, что решение будет озвучено в ближайшее время, а источники в Белом доме подтвердили, что в графике Трампа ничего не изменилось — обещанные меры остаются в силе, несмотря на переговоры.

Ставка на дипломатию — характерная черта подхода Трампа к международной политике. Вместо кулуарных соглашений и затяжных форматов он предпочитает прямые переговоры и конкретные сроки. Визит Уиткоффа стал частью именно такой стратегии: попытка добиться результата быстро и с чётко обозначенными последствиями.

Хотя успех встречи в Кремле официально не закреплён никакими подписанными соглашениями, сам факт её проведения и последовавшие заявления указывают на возможное смягчение конфронтации. Трамп, позиционирующий себя как политик, способный «заканчивать войны», явно рассчитывает использовать этот эпизод как демонстрацию эффективности своего внешнеполитического курса.

Вчера, 20:23

Кубань усиливает поддержку КВН-движения

Его развитие обсудили Вениамин Кондратьев и Александр Масляков

Фото: t.me/admkrai

В Краснодарском крае продолжается активное развитие КВН-движения, являющегося важной частью молодёжной и культурной среды региона. Глава администрации края Вениамин Кондратьев 6 августа провёл рабочую встречу с Александром Масляковым, гендиректором телевизионного творческого объединения «Александр Масляков и компания». Основное внимание было уделено вопросам расширения присутствия КВН в крае, а также созданию дополнительных условий для самореализации молодежи через участие в игре.

Сочи остаётся ключевой точкой на карте КВН уже на протяжении тридцати лет. Именно этот город принимает Международный фестиваль команд, формируя устойчивую культурную традицию и укрепляя статус региона как одного из центров российского КВН. Кроме того, в Краснодарском крае действуют сразу четыре официальные лиги — две взрослые и две детские. Эти площадки предоставляют молодым людям возможности для творческого роста и командной работы.

Администрация региона придаёт большое значение движению КВН как инструменту воспитания активной и креативной молодёжи. В рамках региональной политики рассматривается возможность запуска новых лиг, в том числе в городах, где формат ещё не получил широкого распространения. Одним из таких направлений может стать Геленджик. Таким образом, расширение КВН-движения рассматривается не только как культурная инициатива, но и как часть системной работы с молодёжью.

Весной 2025 года при поддержке краевых властей состоялся первый фестиваль официальной Кубанской лиги, объединивший 21 команду из разных регионов, включая Ростовскую область и Республику Карелию. Осенью планируется проведение полуфинальных и финальных игр, а в начале сентября — «Кубок Краснодарского края».

Александр Масляков подчеркнул значимость роли, которую играет регион в развитии КВН на национальном уровне. Он отметил, что для многих участников путь в профессиональную жизнь начинался именно с выступлений на сочинском фестивале. Поддержка детских и студенческих лиг, по мнению руководства ТТО «АМиК», открывает молодым людям новые возможности для самореализации и помогает формировать уверенность в собственных силах.

Таким образом, взаимодействие региональных властей с ключевыми организаторами КВН способствует укреплению культурной инфраструктуры Кубани, а также создаёт условия для всестороннего развития молодёжи через творчество, юмор и командную работу.

Вчера, 20:09

«Комета» снова в Сухуме: спустя 32 года между Сочи и Абхазией прошёл первый тестовый рейс

Его приурочили к открытию гастрономического фестиваля и запуску нового светомузыкального фонтана на набережной Махаджиров

Фото: mintrans.gov.ru

Впервые за последние три десятилетия в порт Сухума прибыло пассажирское судно из Сочи — «Комета 120М» на подводных крыльях. Этот пробный рейс стал важным шагом к восстановлению регулярного морского сообщения между Россией и Абхазией.

Теплоход «Космонавт Павел Попович», рассчитанный на 120 человек, отправился из Сочи утром 6 августа. Судно прошло 146 километров вдоль Черноморского побережья и достигло столицы Абхазии за 2,5 часа. Для сравнения: поездка на автомобиле или по железной дороге занимает вдвое больше времени. По прибытии гостей встречали президент Абхазии Бадра Гунба, первый замглавы администрации президента РФ Сергей Кириенко и местные жители.

Перед запуском маршрута специалисты из России и Абхазии проделали серьёзную подготовительную работу. Были согласованы все вопросы, касающиеся границы, таможни, санитарных норм и технического обслуживания. Это позволило провести тестовый рейс без сбоев.

Хотя расписания постоянных рейсов пока нет, в «Росморпорте» сообщили, что оно может быть сформировано по итогам анализа первого путешествия. Также уточняется, что все три причала Сочинского морвокзала технически готовы к приёму таких судов. В Сухуме для «Кометы» тоже создали все необходимые условия.

Запуск нового морского направления обсуждался заранее и получил поддержку со стороны российского Минтранса и Росморречфлота. Власти считают, что этот маршрут поможет укрепить туризм в регионе и усилить транспортную связь между государствами.

Если проект будет одобрен, «Комета» сможет вновь стать привычным видом транспорта между Сочи и Сухумом, как это было когда-то давно, сообщает пресс-служба Минтранса России.

Видео: mintrans.gov.ru

Вчера, 19:46

Появилась информация об обязательной установке мессенджера Max и его интеграции с «Госуслугами»

Таким образом, он превращается не просто в средство коммуникации, а в стратегически важный элемент цифровой экосистемы

Логотип мессенджера MAX. Фото: max.ru

С начала сентября 2025 года вступает в силу требование об обязательной установке российского мессенджера Max на все новые смартфоны, предназначенные для продажи на территории России. Помимо функции обмена сообщениями приложение станет официальным каналом для получения и подписания документов с помощью электронной подписи. Эта норма утверждена на федеральном уровне и подлежит исполнению всеми производителями мобильных устройств, сообщил агентству РИА Новости руководитель центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский.

Одновременно с этим Max активно интегрируется с порталом государственных услуг. Разработчики мессенджера совместно с компанией «Инфотекс Интернет Траст» провели успешные технические испытания оборудования, предназначенного для подключения к Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Для безопасного взаимодействия между сервисами используется протокол OpenID Connect, который позволяет передавать данные между системами только при добровольном согласии пользователя. Все технические и нормативные условия были соблюдены: закуплено специализированное оборудование, получены необходимые разрешения, завершено закрытое тестирование.

Первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин сообщил, что завершение интеграции ожидается в течение ближайших недель. По его словам, обеспечение безопасности данных — основной приоритет команды разработчиков. Они акцентируют внимание на том, что защита пользователей от взломов и утечек информации реализуется с учетом современных стандартов.

Тем не менее, нововведение вызвало бурные обсуждения в обществе. Специалисты в области цифровой безопасности выражают обеспокоенность недостаточным уровнем защиты персональной информации в мессенджере. По их оценкам, приложение собирает широкий спектр пользовательских данных, включая IP-адреса, геолокацию и поведенческую активность. В отличие от зарубежных аналогов, таких как WhatsApp*, в Max пока не реализована технология сквозного шифрования — используется лишь базовая защита канала связи, что потенциально делает передаваемую информацию уязвимой при хранении на серверах.

Напомним, на фоне стремительного внедрения отечественного мессенджера также обсуждаются возможные ограничения в отношении популярных иностранных платформ. Регуляторы подчеркивают, что некоторые зарубежные сервисы систематически нарушают российские правовые нормы, в связи с чем могут быть приняты более жесткие меры регулирования. Под особым наблюдением находятся Telegram и WhatsApp*, которым вменяется игнорирование требований местного законодательства.

Тем временем отдельные региональные органы власти уже начали внедрять Max в свою внутреннюю инфраструктуру. В частности, администрация Краснодара приняла решение о переходе на новый мессенджер для повышения информационной безопасности. Это решение может стать примером для других муниципалитетов в условиях стремительного распространения платформы и её закрепления в государственных и коммерческих структурах.

*Компания Meta, которой принадлежит WhatsApp*, признана экстремистской и запрещена в России.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.