Закрыть
18:30, 15 августа 2023

«Третья по точности»: археология сегодня

«Золото находили? А если найдёте – себе заберёте?» – это, пожалуй, самый популярный вопрос, который задаётся археологам. В преддверии профессионального праздника «Югополис» пообщался с кандидатом исторических наук археологом Юрием Каргиным, который уже много лет занимается раскопками на территории Кубани и опубликовал на эту тему ряд научных работ. С ним и его коллегами мы поговорили о состоянии археологии сегодня, о том, какие научные выводы следуют из данных, добываемых в экспедициях, образе жизни археолога и том, как только сплочённость научного сообщества позволяет не допускать изменений в законах, которые могли бы погубить всю эту научную сферу в России.

День археолога празднуется в России 15 августа. Зачастую в этот день студенты исторических факультетов, которых угораздило оказаться на археологической практике именно в это время, проходят импровизированную полосу препятствий и таким образом посвящаются в археологи. На всех или почти на всех раскопах объявляется короткий день, а вечером обычно происходит некоторый праздничный сабантуй. Бывают и более интересные забавы, свойственные экспедиционному образу жизни и зависящие лишь от фантазии празднующих. Однако нужно понимать, что далеко не все причастные к раскопкам даже напрямую – это археологи. И уж тем более реальное положение дел сильно разнится с киношными образами или сюжетами в масс-медиа.

Во-первых: какой бы многочисленной ни была экспедиция, непосредственно профильных специалистов в ней работает не так уж и много. Большая часть сотрудников – это люди, которые трудятся физически: копают, разбирают ямы, расчищают погребения, занимаются организационной работой.

«Но ведь совершенно точно мало копать землю или разбирать погребение, даже если тебя когда-то посвятили в археологи. Чтобы быть археологом, нужно понимать, что ты делаешь, нужно анализировать собранную информацию, иметь определённую насмотренность. Не просто складывать находки в пакеты, а отличать и хотя бы приблизительно датировать стенку керамического сосуда по её внешнему виду. Эту информацию нужно ещё и анализировать», — рассказывает Юрий Юрьевич, сидя на террасе арендованного для сотрудников дома в посёлке Сенном. Вокруг, куда ни посмотри, разложена керамика: целые, склеенные или частично сохранившиеся античные амфоры. За тем же столом роль художника исполняет археолог Светлана Курочкина – вручную, вооружившись несколькими линейками, зарисовывает сосуд с отколотыми ручками и горловиной (здесь её называют венцом, но чаще – венчиком).

Керамика – самая частотная, пожалуй, находка. Целые амфоры или осколки. Как минимум потому, что именно из глины делались многие предметы обихода, а главное – она хорошо сохраняется в грунте. О ней Каргин готов говорить очень много и детально. С неё и начинает показывать, как при помощи находок распутывается клуб исторических фактов.

«На одном из раскопов у нас много целых амфор крымского производства. В данном случае Крым – это провинция Византии. Так что можно говорить, что это византийская керамика, которая производилась в Крыму. Характерная столовая посуда Хазарского каганата –– с лощением, и горшки, про которые говорят, что они булгарского происхождения. Между прочим, от этих горшков происходит вся русская посуда. А если говорить про выводы… Сейчас часто можно слышать, что Русь была впереди планеты всей. Но тут нужно понимать, что городское производство круговой (сделанной на гончарном круге, — прим. ред.) посуды славянами возникает не само по себе, а именно под влиянием Хазарского каганата. До этого делали лепную посуду. Расцвет нового способа же приходится именно на период разрушения Святославом Хазарского каганата – Х век. А на Кавказе такую посуду делали уже в VII веке», — рассказывает он.

Виды керамической посуды таким образом увязываются с конкретными историческими событиями: борьбой основных религий за влияние, историей завоеваний, политикой и экономикой. Но если сосредоточиться только лишь на этом виде находок, то даже процентное соотношение керамических предметов, произведённых разным способами, проанализированное не просто на одной территории, а на большой выборке, приводит к выводам о первых признаках стандартизации в конкретных сферах. Например, в виноделии.

Сравнивая памятник археологии, на котором Каргин работает сейчас на Таманском полуострове, с тем, на котором недавно довелось работать в Краснодаре, рассказывает: «Во-первых, пили много. Во-вторых, в Краснодаре, где памятник датировался второй половиной VIII – серединой IX века, амфоры были более разнообразными по форме. Здесь же сосуды датируются концом IX и первой половиной X века. И они все почти одинаковые. Это говорит о том, что, скорее всего, в винном производстве возникла некоторая монополизация, которая и привела к возникновению некоторых стандартов».

О ещё более глобальных изменениях говорит появление системы дипинти – лаковых меток на амфорах. Изначально форма амфоры соответствовала продукту, который в ней хранился или транспортировался. С развитием торговли возникла необходимость не просто разделять амфоры по содержимому, но и помечать их получателя. Также сосуды стали использовать повторно, притом не всегда по заданному формой назначению. Дипинти тогда стали помечать и перевозимый продукт. Такие наблюдения и позволяют сделать выводы о возникновении первых логистических приёмов.

Дипинти впервые начали массово использовать в античные времена – примерно в IV веке до нашей эры. Однако с приходом к власти Александра Македонского эта система нарушилась, метки того периода встречаются редко. Второй расцвет этого метода произошёл в III веке. Раскопки же, которые сейчас ведутся на Таманском полуострове, выявили новую для исследователей третью волну развития системы дипинти. Она датируется X веком. «Есть предположение, что плотно эту волну ещё никто не исследовал. А мы её на этом памятнике очень чётко и поймали», — поясняет Юрий.

Видя, как художник кропотливо измеряет и переносит на бумагу рельеф амфоры, невозможно не поинтересоваться тем, почему эту работу у человека ещё не отобрала техника – в то время когда качественные снимки умеет делать уже практически каждый телефон. Светлана Курочкина признаёт, что в чём-то это дань традициям, однако при обработке большого массива данных есть у того и функциональное предназначение.

В первую очередь это более пристальное изучение предмета – способ, который понуждает всё не только рассмотреть, но и ощупать. А значит – передать точно весь рельеф с малейшими деталями. К тому же это стандартизация: предметы переносятся на бумагу в своём точном размере. Таким образом, при анализе больших объёмов данных их легче сопоставлять.

Безусловно, затем все рисунки оцифровываются и отправляются в электронные хранилища. Многие музеи уже давно переполнены и просто не могут принять всех находок. А это значит, что точные рисунки – это главная возможность обратиться к предметам, которые просто нет возможности сохранить физически. С точки зрения музейных работников это может быть просто амфора – такая же, как и сотни, тысячи остальных того периода. А отличающие их детали могут быть выявлены сильно позже. Тогда-то детальные рисунки и придут на помощь. Вкупе с фотографиями, которые также прикрепляются к отчёту, конечно. Но пока являются материалом скорее вспомогательным.

Когда-нибудь, как сейчас фотоаппараты, возможно, распространится и точная технология, позволяющая получать идеальную 3D-модель предмета. Но пока её нет, художники неизменно работают со всеми находками, осматривая, ощупывая их и только потом кропотливо перенося на бумагу, а затем уже и в электронный вид. Тот самый нечастый случай, когда электронный файл производится скорее руками.

Однако заметнее всего ручной труд всё же на раскопе. Экспедиции бывают разными по своему предназначению и методике. Но при наличии в памятнике достаточного количества материала все работы там производятся вручную. От перекапывания огромных объёмов земли до расчистки погребений и всего остального.

Тут-то и трудятся люди, которые могут к тому времени уже много лет провести в археологических экспедициях, однако не иметь исторического образования. Но притом они обязательно должны понимать специфику своей работы. Нельзя на штыке лопаты вместе с комом земли выкинуть в отвал и находку. За тем на раскопах пристально следят, а землекоп может получить существенный штраф или даже быть уволенным из экспедиции.

В значительной части экспедиций землекопам платят за выкопанный кубометр земли. Потому и зовут их «кубатурщиками». В ходу также и словечко «кубатырь». С иронией, но оно всё же говорит о титаническом труде. Есть умельцы, которые могут выкопать и значительно больше 20 кубометров в день. Для понимания: в одном КамАЗе их – около 8. И так каждый день. Шесть дней в неделю.

Мотивация копать как можно больше – прямая финансовая. Больше кубов – больше рублей. Потому в ход идут модернизированные лопаты: на них навариваются куски металла, чтобы «вынести» за раз как можно больше грунта. Если это не мешает притом отделить его от находок, конечно. «Я всегда парням говорю, что копать внимательно – это их работа. И меня не волнует, что они меньше выкопают и заработают. Мы тут не для перекладывания земли, а для того, чтобы найти и систематизировать материал», — добавляет Юрий.

На данный момент в «кубатуре» работает определённый пул людей, начавший складываться лет 10 назад. Конечно, многие за это время ушли из археологии. Кто-то не выдержал изнашивающего организм физического ритма, иные не смирились с экспедиционной жизнью, при которой ты не видишь дома и семью. Потому нередко пары и семьи складываются непосредственно в профессии. Однако места для женского труда в археологии не так много, оттуда и явный перекос в гендерном составе.

Но немало людей остались и работают «на лопате» уже много лет. До 2019 года был среди них и автор данного текста. Общение с оставшимися в профессии парнями в этом году произвело несколько депрессивное впечатление. Многие хотят раскопы покинуть. Но всех держит достаточно высокая оплата труда. Сейчас топовый кубатурщик может зарабатывать ежемесячно тысяч 200. И с этого заработка трудно «соскочить» при отсутствии зачастую других котируемых квалификаций. Многие стараются накопить на свой бизнес, недвижимость, машину. Чаще всего мужчины обманывают сами себя тем, что слезут с кубатурной иглы после достижения той или иной цели, но остаются в профессии сезон за сезоном. Потому в ходу немало грустных шуток на эту тему. Одна из них, звучащая в миллионе разных вариантов, сравнивает археологию с наркоманией – каждый обещает себе, что этот «куб» будет последним.

Фольклор кубатурщиков меж тем вообще достаточно разнообразен. В нём много остросоциального. Например, в 2012 году землекопы подсчитывали, сколько лет нужно копать с одним выходным в год, чтобы заработать сумму, фигурировавшую в коррупционном скандале с министром обороны Сердюковым. Выходила далеко не одна человеческая жизнь. Есть и свой «фирменный» тост – «Чтобы земля была нам пухом». Но он, кажется, уже отходит в лету.

Один из членов археологической команды, работающий вместе с Каргиным, рассказал, что недавно развёлся. Напрямую развод с экспедициями он не связывает. Однако уверенно говорит, что образ жизни, связанный с постоянными разъездами на длительные сроки, однозначно на этой ситуации сказался. О подобном говорят многие остающиеся в профессии подолгу.

Иного мнения оказываются люди, работающие вышеупомянутыми «семейными подрядами», или те, у кого нет семьи, что позволяет им видеть себя «свободными художниками». Также отличную точку зрения высказывает молодёжь, получающая возможность прилично заработать, да и пожить, например, на морском берегу. Или в каком-нибудь лесу под Брянском – в палатках на протяжении пары месяцев.

Каргин говорит, что таких проблем и вовсе не испытывает, поскольку занимается любимым делом, которое позволяет ему расти в профессиональном плане и заниматься наукой. К тому же, будучи крупным специалистом, он имеет возможность выстраивать свой график так, что задерживается в экспедиции обычно не более чем на пару месяцев.

Однако такая жизнь оказывается приемлемой не для всех. Восемь лет назад в одной из комнат, где жили кубатурщики, высших образований оказалось больше, чем людей. Сейчас же «на кубы» идут в основном люди без специальности, которая могла бы приносить достаточный доход. Потому с выгоранием и текучкой кадров обратно коррелирует степень вовлечённости в научную деятельность. Противопоставленная им рутинная работа «на лопате» или в организации нередко в свою очередь даёт достаточно депрессивную картину. Однако это, пожалуй, тема для отдельного материала, поскольку замеры средней температуры по больнице тут задача непростая, да и люди всё же все разные.

Раскопки – штука достаточно дорогая. Об этом можно судить хотя бы по зарплатному фонду. Большие площади, помноженные на глубину материкового слоя (того, в котором учёные уже не ждут находок) и на цену кубометра – уже крупная сумма. Сверху добавляется аренда недвижимости, организация питания, работа техники, работа научного состава (как во время экспедиции, так и после – пока не будет сдан отчёт в Институт археологии РАН). Так кто же за всё это платит?

В нашей стране сейчас сложилась достаточно парадоксальная ситуация. Казалось бы, первым в голову приходит мысль, что научные изыскания должно спонсировать государство. Особенно сейчас, когда у его руководства есть огромный интерес к историческим процессам. Однако это не так. Раскопки, спонсируемые из бюджета, существуют. Но по сравнению с общими объёмами они уподобляются капле в море. Основу же составляет «хозяйственно-договорная» археология, или попросту «коммерческая». А за неё платим мы с вами. И даже далеко не только из налогов.

Дело в том, что в стране действует норма, согласно которой прежде чем что-то построить на земле, в которой могут залегать исторические ценности, там необходимо провести археологическую разведку, а потом – по необходимости – и полноценные раскопки. Интересантом может быть и государство. Как то было со строительством на Кубани трассы в Крым или энергомоста, ведущего в тот же Крым. Но чаще всего это крупные компании, которые строят водопроводы, газо- нефтепроводы, железные дороги, линии электропередач или крупные коммерческие объекты. Так что все эти расходы зашиваются в конечную стоимость производимых ими продуктов и услуг.

Притом Каргин отмечает, что сейчас очень много материала «накапывается», но его почти никто не анализирует. Так как государственное финансирование археологии очень скудное, специалисты и находят себя в коммерческой археологии. А она на то и коммерческая – в ней нужно постоянно работать. И платят не за научные публикации, а за проведённые экспедиции, разработанные площади.

Если сравнивать с советским прошлым, в котором и зародилась современная отечественная археология, ситуация получается диаметрально противоположная. Ранее учёные работали над исследованиями, но были ограничены в разработке памятников. Зачастую стоял вопрос распределения приоритетов: учёным предлагали выбрать, какой памятник спасти, а какой пустить под бульдозер ввиду необходимости глобального строительства здесь и сейчас. Так, например, при строительстве Цимлянского водохранилища выбрали сохранить город-крепость Саркел.

Сейчас же закон позволяет выкапывать много ценного материала, который некому в таком объёме анализировать. А что хуже всего – действующую норму регулярно пытаются изменить. Уже несколько раз рассматривались законодательные инициативы, которые позволили бы сделать изыскания при строительстве необязательными. Это позволило бы компаниям сначала запускать на территории технику, а уже потом обращаться к археологам, если там «пойдёт материал». Притом обнаруживать этот материал им было бы совсем не выгодно. Таким образом крупные лоббисты уже как минимум трижды за последние годы делали попытки «добить» российскую археологию, а главное – уничтожить исторические ценности.

Юрий Юрьевич рассказывает, что при последней такой попытке на экспертный совет были вынесены два одинаковых – буква в букву – законопроекта, отличавшихся только датами. Один из них должен был стать отвлекающим. Так сначала и получилось: сплочённое научное сообщество отправило множество негативных откликов на первый проект в то время, когда второй оставался незамеченным. Если бы трюк лоббистов удался, именно он без отрицательных отзывов и мог пойти в Госдуму.

***

Сами про себя археологи часто шутят, что их наука по точности стоит на третьем месте – после астрологии и хиромантии. Но это всего лишь юмор. На деле она является одним из тех способов практического изучения истории, что позволяет выявлять новые взаимосвязи между историческими событиями, подкреплять и опровергать теории.

Притом примечательно, что на археологов почти никто в стране не учит. Большая часть специалистов имеет историческое образование, которое они получают как будущие учителя истории и обществознания. То есть их учат не узнавать, а преподавать. И уж потом экспедиционная романтика затаскивает их в «поле», где в последствии и рождаются новые открытия.

Самые интересные концерты кубанской столицы на ближайшие две недели – в обзоре «Югополиса».

Подписаться на нас

Сегодня, 17:40

Горнолыжный сезон 2025/2026 на Курорте Красная Поляна открыт

Pеклама. Непубличное акционерное общество «Красная поляна». ERID: 2SDnjcRMiDE

Пресс-служба Курорта Красная Поляна

Сезон горнолыжного катания открылся на Курорте Красная Поляна. Кататься уже можно на высоте свыше 2200 метров – в долине Цирк-2. Расширение зоны катания на более низких участках планируется с появлением там устойчивого снежного покрова. После этого откроют трассы на отметках 1500 и 960 метров, а также запустят вечернее катание.

Первый заместитель гендиректора Курорта Красная Поляна Сергей Глебов отметил, что к старту сезона 2025/2026 акцент был сделан не только на модернизации инфраструктуры, но на закупки запчастей российских производителей для канатных дорог. По его словам, еще несколько лет назад отечественные комплектующие для снегоуплотнительной техники не выдерживали необходимого уровня нагрузок, сейчас же они не уступают импортным аналогам, соответствуют всем необходимым стандартам, а стоят гораздо дешевле. Благодаря этому стало возможно направить высвободившиеся ресурсы на развитие сервисов и активностей для гостей Курорта Красная Поляна, отметил он.

В нынешнем сезоне любителей катания на горных лыжах на курорте ждут 30 км трасс, два сноупарка, 8 фрирайд-зон. Обеспечивать транспортировку отдыхающих будут 13 подъемников. Кроме того, на Курорте Красная Поляна – одна из самых больших зон для ночных спусков длиной в 5 километров.

Курорт Красная Поляна в открывшемся сезоне особое внимание уделяет формированию комфортного пространства для отдыха всей семьей, когда каждый из гостей может найти развлечения по интересам.

Парк «Дача Альпача» с его дружелюбными обитателями порадует детей и взрослых на Поляне 960. Там же расположен мини-зоопарк «Капибары и друзья».

Программа терапевтического горнолыжного спорта «Лига Мечты» для детей с ограниченными возможностями здоровья является частью социальной миссии сезона на курорте.

В декабре на территории курорта открылся первый в стране высокогорный музей современного искусства «Красные Горки». Его постоянная экспозиция состоит из картин российских художников, планируется проводить и отдельные выставки.

Для гостей отеля Rixos внедрена возможность оформить посадочный талон и сдать багаж непосредственно в отеле. Также всех гостей Курорта Красная Поляна ждёт насыщенная программа из более чем 20 мероприятий и концертов звезд в RED ARENA.

Сегодня, 17:39

Российские виноделы встретились на новогоднем мероприятии, посвященном русской классике

Pеклама. ИП Бучацкая Анна Викторовна. ERID: 2SDnjdPgZxU

Фото: Бюро «Винные истории»

Более 150 виноделов из разных регионов России 19 декабря собрались на новогоднем вечере «Винная классика» в Анапе. Организаторами мероприятия выступили «Гермес Трейд» и Бюро «Винные истории».

«Винная классика» — основное культурное событие в винной сфере с развлекательной и вдохновляющей программой из сферы классического искусства. На нём выступили артисты Мастерской академических певцов «Классика АРТ» под руководством Арена Аветяна. Прозвучали вокальные миниатюры, созданные великими русскими композиторами: Михаилом Глинкой, Петром Чайковским, Сергеем Рахманиновым.

Мероприятие прошло в центре культуры «Родина», который расположен в историческом здании. Гостей ждала красная дорожка, а в фойе здания была елка, украшенная в преддверии Нового года.

Анна Бучацкая, руководитель проекта «Винная классика», управляющий партнер Бюро «Винные истории», отметила, что у виноделия и оперного пения есть нечто общее. Виноделы овладевают мастерством изготовления прекрасного напитка всю жизнь, однако не каждый потребитель может оценить сложность вина по достоинству. Оперное пение по праву считается одним из сложнейших видов искусства, артист идёт к овладению им много лет, но не каждый зритель может его воспринять. «Этот вид искусства требует определенной подготовки – так же, как и понимание великих вин», — пояснила она.

Генеральный директор компании «Гермес Трейд» отметила, что «Винная классика» призвана собрать друзей для добрых слов и объятий. Популярность мероприятия у виноделов, по ее мнению, показала, что задумка удалась.

Фото: Бюро «Винные истории»

Сегодня, 17:31

В новогодние праздники медучреждения Кубани будут работать без выходных

Помощь жителям и гостям края медработники продолжат оказывать в штатном режиме

Фото: t.me/evgeniiFilippov23

Медицинские организации Краснодарского края будут функционировать в обычном режиме даже в новогодние каникулы. Об этом сообщил врио министра здравоохранения региона Евгений Филиппов. 

По словам чиновника, пациенты смогут получать необходимую терапевтическую и педиатрическую помощь, сдавать необходимые анализы и проходить первую стадию диспансеризации. При этом кабинеты неотложной помощи будут открыты ежедневно с 8 часов утра до 10 вечера.

Кроме того, аптеки, обеспечивающие население льготными лекарствами, также продолжат работу согласно расписанию медицинских учреждений, выдавших соответствующие рецепты.

Бригаду «скорой помощи» можно вызвать по следующим телефонам: 03 – для стационарных телефонов; 103 – для мобильных; 112 – единый номер для обращения при угрожающих жизни состояниях.

Министерство здравоохранения края напомнило гражданам, что в течение всего праздничного периода функционирует телефон горячей линии ведомства, куда можно обратиться круглосуточно по номеру: 8 (800) 200-03-66. 

Забота о здоровье кубанцев остается приоритетом региональных властей, подчеркнул Евгений Филиппов.

Сегодня, 17:12

Звёздный гость курорта «Мрия»: яркое шоу Вани Дмитриенко покорит сердца крымчан и туристов

Pеклама. ООО "Мрия". ERID: 2SDnjc64C96

Курорт «Мрия» вновь удивляет своих гостей незабываемым праздником искусства и эмоций. В честь Международного женского дня здесь состоится исключительное событие — сольный концерт талантливого молодого исполнителя Вани Дмитриенко. 

Это долгожданное музыкальное действо пройдет 8 марта и объединит сотни преданных фанатов творчества музыканта.

Программа вечера включает премьеры свежих треков, написанных специально для концерта в «Мрии», а также полюбившиеся публике хиты вроде зажигательной «Венеры-Юпитера», романтичной баллады «Шелк», атмосферной «Вишневой» и проникновенной — «Силуэт». Под чарующие мелодии гости смогут насладиться волшебством живого исполнения и зарядиться позитивом от искреннего и ответственного отношения певца к своему делу.

Самобытный стиль артиста, его голос и непосредственность делают каждое выступление ярким зрелищем, способным вдохновить даже самого искушенного слушателя. Именно благодаря таким эксклюзивным творческим проектам курорт «Мрия» становится одним из главных культурных ориентиров региона, ежегодно привлекая туристов и любителей качественного отдыха со всех уголков России.

Ознакомиться с программой концерта можно на сайте курорта

«Мрия давно зарекомендовала себя не только как место, предлагающее безупречный сервис, но и как уникальное пространство для проведения масштабных мероприятий высокого уровня. За прошедший год здесь состоялось больше 100 концертов, фестивалей и выставок, собравших десятки тысяч участников и гостей. Благодаря постоянному развитию своей развлекательной инфраструктуры комплекс обеспечивает комфортное пребывание посетителей и гарантирует каждому гостю качественный отдых мирового класса.

Эксклюзивный концерт Вани Дмитриенко обещает стать ещё одной яркой страницей в истории культурного развития Крыма и укрепить репутацию «Мрии» как места, где рождаются незабываемые впечатления и вдохновение.

Сегодня, 16:46

В медиацентре «Дом журналистики» отметили юбилей издания «Югополис»

В медиацентре «Дом журналистики» состоялась торжественная встреча Ассоциации пресс-служб Краснодарского края, приуроченная к знаменательным датам — 15-летию сетевого издания «Югополис» и пятилетию одноименного бизнес-журнала.

С приветственным словом к собравшимся обратилась Юлия Рудик, коммерческий директор медиахолдинга. Она тепло поприветствовала всех гостей и выразила искреннюю радость по поводу того, что так много друзей и партнеров смогли собраться вместе на третьей ежегодной встрече. Юлия подчеркнула важность этого события для всего коллектива и отметила, что такие встречи — это не только диалог между коллегами, но и рождение общего смыслового поля.

В мероприятии принял участие Игорь Владимирович Стурит, заместитель руководителя департамента информационной политики Краснодарского края. Он подчеркнул значимость издания для региона.

— «Югополис» — это знаковое издание для края, которое не стоит на месте и постоянно развивается, — отметил Игорь Стурит.

От имени департамента информационной политики были вручены награды сотрудникам медиахолдинга. Почетную грамоту департамента получил Егор Юрьевич Харитонов, благодарностями департамента отмечены Екатерина Владимировна Пономарева и Елена Револьдовна Крылова.

Среди почетных гостей мероприятия была Александра Алексеевна Кошелева, руководитель Ассоциации пресс-служб Краснодарского края. Она выразила благодарность медиахолдингу за внимание и поддержку ассоциации.

— Журналисты и пиарщики — это две стороны одной медали. Мы живем в удивительное время, когда являемся первооткрывателями новой вселенной медиа. Совсем недавно появился виртуальный мир, открывающий новые возможности для нашей профессии, — подчеркнула Александра Кошелева.

Андрей Арендаренко, главный редактор сетевого издания «Югополис», поделился своими мыслями о пройденном пути.

— За время своей деятельности я постарался максимально сохранить ядро команды, которая создавала портал первоначально, и очень ценю вклад каждого члена нашего коллектива, — отметил Андрей Арендаренко.

Встреча прошла в теплой атмосфере и стала важным событием для медиасообщества региона.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.