Закрыть
17:16, 28 сентября 2023

«Барби» потерялась сама в себе: почему фильм Греты Гервиг удался, но не получился?

Наконец-то все российские зрители могут познакомиться с «Барби». Фильм Греты Гервиг называют главной премьерой этого лета и даже года. В каком-то смысле так и есть: мы все его очень ждали. Но вот что именно мы получили? Есть ощущение, что даже сам фильм не может ответить на этот вопрос.

Некоторые считают, что интерес зрителей к «Барби» – исключительно заслуга промокампании фильма. И правда, такого масштабного маркетинга, кажется, ещё не было в постковидной эпохе. Warner Bros. и Mattel постарались на славу: любимой куклой себя смогли почувствовать каждый и каждая благодаря нейросетям и коробкам от Барби в полный человеческий рост, установленных в зарубежных кинотеатрах. Сыграл и «Барбигеймер»-фактор: режиссёр Кристофер Нолан и предположить не мог, какую услугу окажет коллегам по кинобизнесу своим фильмом.

Грамотно опубликованные промоматериалы обещали нам чуть ли не главную метафору современности, едкую сатиру с блёстками. Да и сам каст фильма намекал на настроение «Барби». Загибаем пальцы: три актёра из «Полового воспитания», самого «нетоксичного» сериала последних лет, актриса из «Моего безумного дневника», шоу про ментальные проблемы и принятие себя, любимый всеми подростками нулевых Майкл Сера и любимый вообще всеми Райан Гослинг. Уже из такого состава кажется, что создатели фильма готовят что-то грандиозное, но для своих, миллениалов и зумеров, готовых бороться за добро и всеобщий комфорт.

И тут же вступает Марго Робби, ещё в середине 10-х годов решившая стать фемиконой. Актриса не просто исполнила главную партию в фильме, она принимала ярое участие в его продюсировании. В этом качестве она уже опробовала свои силы в женской супергероике «Хищные птицы» и оскаросной «Тоне против всех». Продюсировала она и «Девушку, подающую надежды», спорную, но очень конкретно проговаривающую проблему сексуализированного насилия картину. Марго Робби создаёт фильмы с яркими и сильными женскими персонажами, которые могут быть кем угодно, хоть арлекином-психопаткой, хоть агрессивной спортсменкой, хоть одержимой мстительницей.

Сама же Грета Гервиг, написавшая и снявшая «Барби», находилась на этапе выхода из лиги успешных, но новичков. Как актриса она заработала себе славу неяркой, но уверенной звезды инди-фильмов о старшем поколении миллениалов. Так, в её главной работе – фильме её нынешнего партнёра Ноа Баумбаха «Милая Фрэнсис» – Гервиг играет 27-летнюю неуклюжую, ранимую и очень обаятельную танцовщицу. Героиня ищет себя и большую часть хронометража не принимает тот факт, что надо бы уже начать взрослеть. Сценарий к «Милой Фрэнсис» Гервиг и Баумбах написали вместе, дуэтом они сочинили и «Барби».

Однако свои режиссёрские работы создательница фильма продумывала сама. Начиная с камерной «Леди Бёрд» о подростках начала нулевых Гервиг перешла к претенциозной экранизации книги Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины». И если первый фильм получился очень личным (и снова о миллениалах), то во втором наблюдается беззубая претензия на фемвысказывание и киновизионерство. Гервиг высказывает свои взгляды слишком аккуратно, будто сразу просит за них прощения. И если где-то это может быть даже очаровательно, то не в случае обещанной сатиры, пусть она и с блёстками.

Гервиг и Робби находились под давлением сразу двух гигантских корпораций, одну из которых ещё и нужно прорекламировать как следует. У Mattel, в общем-то, всегда был неоднозначный имидж, но сейчас главный продукт компании и вовсе стал скорее идеей, чем прибылью. Барби освоила новые профессии, получила разрешение быть полной, низкой и высокой, посотрудничала с легендами поп-культуры. Но при этом она потеряла самое ценное – монополию на сердца девочек. А значит, очень большие деньги.

Проблема в том, что фильм Гервиг не внушает желание покупать. Точнее, внушает, но не маленьким девочкам, а старшему поколению миллениалок. Для них Барби – это не ностальгия, а незакрытый гештальт. Домик, машина или классный наряд для куклы не достался им в 90-е и нулевые, потому что их не купили родители. Но сейчас-то можно купить самостоятельно, что держит? Но для себя, а не для дочерей, ведь отношение современных девочек к Барби прямым текстом проговаривается ещё в первой трети фильма.

Создательницы картины, позиционирующейся лентой для всех, на самом деле знали свою целевую аудиторию. Это их ровесницы – женщины от 25 до 40 лет, немножко уставшие, матери и профессионалки, которым язык Гервиг может отозваться во многом потому, что они сами на нём говорят. Они выросли на «Маленьких женщинах», заканчивали школу одновременно с «Леди Бёрд» и взрослели с «Милой Фрэнсис». И гендерные проблемы, буквально проговариваемые устами Глории, работающей матери, не чувствующей своей ценности ни в семье, ни в офисе, актуальны именно для этих зрительниц. Пока девушки борются с потреблением, загрязнением и корпорациями, женщины просто хотят, чтобы от них отстали.

С другой стороны, Гервиг и Робби метят и в партнёров своих зрительниц. Парни и мужья миллениалок, их ровесники, не такие уверенные и маскулинные, как их старшие братья и отцы, но при этом более зажатые, чем их младшие братья и сыновья.

Кажется, единственный взрослый в Барбиленде – Аллан, не принимает установленный Кенами «патриархальный» режим, но не хочет разбираться с этим и пытается бежать. Сами Кены – не дети, а растерянные парни без достижений, хватающиеся за первую возможность почувствовать свою ценность. Место в мире не так просто найти, особенно когда никто не считает тебя важным. И мужчинам, и женщинам.

Поэтому именно Кен в исполнении Райана Гослинга стал звездой «Барби». Его не любят и не ценят, он не чувствует себя ни уверенным, ни способным. Единственное, на что, как ему кажется, он способен – быть парнем Барби. И неважно, хочет он этого на самом деле или нет, если у него это не выходит, значит, он ни на что не способен. Как тут не вспомнить о героине «Милой Фрэнсис», безнадёжно добивающейся профессии танцовщицы, просто потому что таков был план? На самом деле, у героев Гослинга «здесь» и Гервиг «там» настолько много общего, что уже начинаешь сомневаться, что Барби главная в своём фильме.

Но гендерную ситуацию в Барбиленде нельзя назвать перевёрнутой. Всё население этой волшебной страны – дети, но девочки, беря пример со своих матерей, ведут себя покровительствующе по отношению к мальчикам. Это не реальный сексизм, это правила игры. И поэтому «патриархат» Кенов тоже игрушечный, с шубами и лошадями. Барби могут его так легко победить только по одной причине – он ненастоящий. Мальчики заигрались, теперь пора по домам.

Проблема в том, что как фильм «Барби» теряется сам в себе. Вроде определились с аудиторией и её гештальтами, шутки для них написали, роскошный музыкальный номер поставили. Но сюжетно фильм совсем не вписывается в жанр кино для мам и пап. Сначала нам выдают играющую на абсурде сатиру для 20- и 30-тилетних – Барбиленд. Потом мы попадаем в реальный мир, который похож на мультфильмы Pixar для самых маленьких: трогательные зарисовки на тему «Как быть человеком», карикатурные корпоративные злодеи (но не очень злые, это же Mattel) и совершенно детские погони. Затем мы отправляемся в фильм для 40-летних: шутки в стиле «Да, у меня были отношения только с твоим папой» и ребёнок, которому очень не нравится, как себя ведёт мать. А потом начинается типичный «супергеройский» блокбастер, только вместо финальной битвы – финальная манипуляция.

Фабула «Барби» чересчур простая, но не совсем понятная. При обилии проговариваемых шуток и абсурдных отсылок лента совершенно никакая с точки зрения комедии положений. Ну вот представьте, если убрать весь сюжет и оставить только юмор, станет ли он менее смешным? Нет (и не только потому что он настолько прекрасен, что его ничего не испортит).

Сценарий просто не работает. И из-за этого главная героиня, о которой, в общем-то, и должен быть фильм, вызывает очень смешанные чувства. Барби – далеко не заявленная фемикона, она даже не положительный персонаж. У неё нет чёткого характера, её сюжетообразующие решения толком не мотивированы. А из-за того, что создательницы фильма стесняются открыто сказать, на какой они стороне в борьбе за гендерные права, главная героиня и её подруги ещё и чуть ли не дискредитируют гендерное равноправие как таковое. Действительно, кому оно нужно, это всеобщее избирательное право?

И во всём фильме так. Гендир Mattel высмеивается так аккуратно, что ладно уж, пусть решает, чем должны играть девочки, а потом щекочет коллег. Кенов лишим домов и каких-либо прав, ведь все куклы равны, но некоторые равнее. А проблемы женщин в реальном мире сводятся только к навязываемым стереотипам, конечно же. Заявленной «нетоксичностью» даже и не пахнет. Все жители Барбиленда далеки от доброго и комфортного сосуществования как до переворота Кенов, так и после.

В итоге хочется только оскорбиться, но не столько плохо проработанной повесткой, сколько плохо проработанным сценарием. Ведь сам по себе фильм сделан очень здорово: неплохой саундтрек (точнее, его ретрочасть от Синди Лаупер до Indigo Girls), отличные шутки, достойная режиссёрская и художественная работы. И очень обидно, что такая яркая, творческая и качественная обёртка принадлежит фильму, который сам теряется в своём сюжете. Потрясающие задумки просто остаются набором классных идей, которые работают сами по себе, но не в контексте ленты.

Есть ощущение, что если Warner Bros. попросит Гервиг снять сиквел и посвятить его Кену, он выйдет куда удачнее. Накаченный и загорелый блондин заслуживает продолжения своей истории, и здесь заслуги Гервиг не признать просто нельзя.

Заглавное фото — кадр из фильма «Барби» / Warner Bros.

Самые интересные концерты кубанской столицы на ближайшие две недели – в обзоре «Югополиса».

Подписаться на нас

Сегодня, 12:51

На Кубани подсчитали экономический эффект от внедрения бережливых технологий в туристическую отрасль

Речь может идти о нескольких миллиардах рублей

economy.krasnodar.ru

Экономический эффект от внедрения бережливых технологий в гостиницах и отелях Краснодарского края может превысить 5 млрд рублей. Об этом рассказал министр экономики региона Алексей Юртаев на прошедшей в Сочи конференции “Бережливый отель”.

Для отелей по всей России выработали шесть стандартов операционных процедур в рамках федерального проекта по повышению производительности труда. В разработке стандартов принял участие Росатом.

“Наша амбициозная цель – чтобы все отели и санатории края стали образцом бережливости. Потенциальными участниками, подходящих под критерии проекта, могут стать около 100 организаций сферы гостеприимства”, — рассказал Алексей Юртаев. 

Замминистра курортов Краснодарского края Елена Логунова сообщила, что в отелях внедряют бережливые технологии для повышения производительности труда, сокращения издержек и улучшению клиентского опыта.  

Так, к примеру, в отеле “Эрбелия Роза Хутор” почти на треть сократили время подготовки шведского стола, благодаря оптимизации лишних движений, избыточной обработки и наведения порядка в организации рабочих мест. 

В санаторно-оздоровительном комплексе “Одиссея Wellness Resort” в Сочи ускорили уборку номеров

Сегодня, 12:40

СМИ: Генпрокуратура требует изъять у бывшего вице-премьера Башкирии активы на сотни миллионов

Он ранее получил 13 лет колонии за взятки и вымогательство

Фото: Федор Обмайкин / Югополис

Генпрокуратура подала иск об изъятии активов к Алану Марзаеву, ранее занимавшему должность вице-премьера правительства Башкирии. Заявление принято в Мещанском районном суде Москвы. Ведомство требует обратить в доход государства активы на сотни миллионов рублей: 13 зданий в Северной Осетии, квартиры во Владикавказе и Москве, дом в Кисловодске, дачу в Башкирии и несколько дорогостоящих иномарок. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на источник.

В числе соответчиков по иску – ещё шесть человек: родители Марзаева, двое его сыновей, мать младшего сына, а также водитель.

Алан Марзаев долгое время работал на разных должностях в налоговой службе. В 2019 году стал помощником главы Башкирии, в 2022-м был назначен вице-премьером правительства региона. В 2024 году Марзаева задержали по подозрению во взяточничестве. В ноябре 2025-го суд приговорил бывшего чиновника к 13 годам лишения свободы и штрафу в 560 миллионов рублей за получение крупной взятки и вымогательство – Марзаев требовал откаты с госконтрактов в сфере дорожного строительства. Он не признал вину.

Сегодня, 11:57

В Санкт-Петербурге школьник напал на учительницу с ножом

Сообщается, что они оба в больнице

Фото: Федор Обмайкин / Югополис

Утром 15 декабря ученик 9-го класса напал с ножом на учительницу в одной из школ Санкт-Петербурга. Затем подросток попытался покончить с собой, прибывшие на место полицейские ему помешали. Учительница госпитализирована, сообщает пресс-служба полиции города.

По предварительным данным, нападение произошло из-за плохой оценки, которую школьник пытался исправить. Правоохранители выясняют все обстоятельства случившегося.

«Фонтанка» уточняет, что нападение произошло в школе в Красногвардейском районе Петербурга до начала уроков. Подросток пришёл в учебное заведение в начале восьмого утра по договорённости с учительницей, чтобы исправить плохую оценку за контрольную работу. Когда 29-летняя преподавательница отвернулась, он ударил её ножом и ранил в спину. По информации издания, школьника также доставили в больницу.

Сегодня, 11:55

Для руководителей региональных парламентов в Москве проведут семинар “Обеспечение защиты исторической правды”

Юрий Бурлачко. Фото: пресс-служба ЗСК

Председатель ЗСК Юрий Бурлачко проводит сегодняшний день в Москве. Там проходят мероприятия Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ.

На президиуме Совета законодателей также обсудят вопросы сбережения здоровья детей в общеобразовательных учреждениях. Для руководителей законодательных органов власти проведут семинар на тему “Обеспечение защиты исторической правды”.

Одним из вопросов, который планируют обсудить законодатели — это  интеграции новых субъектов в правовую, социальную и транспортную системы РФ.

«Законодательное Собрание максимально погружено в данный процесс. Уже неоднократно на площадке кубанского парламента проводились встречи с нашими коллегами из воссоединенных исторических регионов России. Мы активно делимся с коллегами нашим опытом развития экономики, поддержки граждан и базой модельных нормативных правовых актов», — сообщил Юрий Бурлачко.

Кроме того, депутаты ЗСК регулярно сами выезжают в новые регионы с гуманитарной помощью и для встреч с местным руководством. Некоторые из его представителей прошли кубанскую правовую школу, добавил председатель ЗСК.  

Более того, законодатели Краснодарского края выступили за включение парламентов Донецкой, Луганской Народных Республик, а также Херсонской и Запорожской областей в состав Южно-Российской Парламентской Ассоциации.

Сегодня, 11:28

Число сбитых БПЛА, летевших на Москву, превысило 20

Вводились ограничения на работу столичных аэропортов

Фото: Минобороны России

С полуночи 15 декабря мэр Москвы Сергей Собянин сообщил об уничтожении 21 беспилотника, летевшего в сторону столицы. Экстренные службы работают на местах, где упали обломки. Данных о разрушениях нет.

Минобороны отчиталось об уничтожении в течение ночи 25 БПЛА над Московским регионом, из них 15 пытались атаковать столицу. Всего за ночь сбили 130 беспилотников над разными регионами и Каспийским морем.

За период с 7 до 8 часов утра над Московским регионом, по данным военного ведомства, уничтожено ещё четыре беспилотника, три из которых летели в сторону столицы.

Аэропорты Домодедово и Жуковский ночью дважды приостанавливали приём и отправку рейсов. В 09:50 для них вновь были введены ограничения. Также утром приостанавливал работу Шереметьево.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.