Новая «ДНК архитектуры» для краснодарского бизнеса: кому и зачем придется менять информационные вывески — Югополис
Закрыть
Закрыть
14:57, 23 июня 2025
Маргарита Шпак

Новая «ДНК архитектуры» для краснодарского бизнеса: кому и зачем придется менять информационные вывески

В Краснодаре начали действовать новые требования к вывескам магазинов и других торговых предприятий. Изменения затронули не только оформление, но и месторасположение информационных конструкций. О том, как новые правила повлияют на бизнес-среду и кому, зачем и в какие сроки придется менять вывески – читайте в материале «Югополис».

Фото: Югополис

В кубанской столице с 17 июня вступили в силу новые правила размещения и содержания информационных конструкций. При их составлении за образец были взяты правила, действующие в других городах-миллионниках — таких как Москва и Челябинск. Об этом на пресс-брифинге рассказали представители городской власти.

«Это новые правила игры для бизнеса, для администрации Краснодара, для собственников торговых точек, заведений общепита и различного рода коммерческих объектов», — подчеркнул заместитель главы Краснодара Илья Павлов.

Как пояснили в мэрии, изменения коснутся в первую очередь малого и среднего бизнеса. Предприятия, имеющие зарегистрированный товарный знак, сохранят его в прежнем виде. К ним относятся, например, известные маркетплейсы и другие крупные игроки рынка.

Фото: Югополис

Сейчас на территории краевого центра установлен порядок выявления самовольно размещенных временных сооружений: торговых объектов, рекламных щитов, гаражей, ограждений. Теперь в него добавится критерий, касающийся вывесок. Те информационные конструкции, которые собственники разместят самовольно или не в соответствии с новыми правилами, будут подлежать демонтажу, сообщили в мэрии Краснодара.

Чтобы проинформировать бизнес-сообщество о новом порядке, в городе планируют собирать семинары, на которых будут подробно обсуждать все нюансы. Организацией встреч предпринимателей с представителями местной власти займется «Опора России». Об этом сообщил Станислав Домбровский, председатель Краснодарского городского отделения общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

Базовый порядок, но с некоторыми дополнениями

Согласно новым правилам об информационных вывесках, большинство требований останутся прежними. Они были интегрированы из правил благоустройства города Краснодара, утвержденных в 2013 году. Однако появился и ряд новых пунктов. По словам замдиректора департамента архитектуры и градостроительства Краснодара, главного архитектора Ильи Чикаева, были взяты базовые критерии, но расширился перечень мест размещения вывесок. Таким образом, уточнил чиновник, у предпринимателей стало больше возможностей.

«Теперь можно размещать вывески на карнизах козырьков, по их плоскости, хотя раньше этого нельзя было делать. Также разрешено устанавливать информационные конструкции между цокольным и первым этажами; на заборах, выполненных бетоном или искусственным камнем, при условии, что здание предприятия или производства находится в глубине участка; на козырьках и зонтиках летних кафе. Появилась также возможность размещать меню на дверях и возле входных групп ресторанов. Витрины и остекления зданий теперь тоже доступны для размещения информации. И, наконец, при строительстве какого-либо объекта разрешено устанавливать на его земельном участке название объемными буквами», — объяснил Чикаев.

Он добавил, что максимальная высота букв не должна превышать 60 сантиметров, а длина может занимать не более 70% от фасада здания. Цветовая гамма и шрифты также ограничены, а подсветка должна быть статичной неяркого оттенка, сообщил спикер.

Кроме того, для всех бизнесов, кроме крупных компаний с зарегистрированным товарным знаком, сохранился запрет на оформление вывесок на иностранных языках (включая транслитерацию).

С полным перечнем критериев можно ознакомиться на сайте администрации и городской думы Краснодара.

Когда пора менять вывески и чем чревато невыполнение требования

В новом порядке для собственников информационных конструкций прописаны конкретные сроки, в которые им нужно будет заменить вывески, если те не соответствуют нормам:

— в исторической части города и на главных магистралях вывески необходимо привести в надлежащий вид в течение 3 месяцев;

— во внутригородских округах – за 6 месяцев;

— в сельских поселениях – за 9 месяцев.

Как уточнили в мэрии, по мере удаления бизнеса от центра города срок увеличивают, чтобы предприниматели могли, не ухудшая своё финансовое положение, выполнить эти работы.

По словам Ильи Павлова, сжатые сроки для центральной части города обусловлены его исторической значимостью. Он также дополнил, что на объектах капитального строения, которые являются объектами культурного наследия либо ценными градоформирующими, размещение или демонтаж вывесок невозможен без согласования с управлением Госохраны памятников Краснодарского края.

При этом Павлов подчеркнул, что для администрации Краснодара важно убедить бизнесменов следовать новым нормам при помощи «мягкой силы».

«Новый порядок – это не карательная мера для коммерсантов. Наша первостепенная задача – разъяснить и убедить собственников привести их вывески в тот вид, который соответствует требованиям. Представители бизнеса всегда могут обратиться в департамент архитектуры и получить консультацию. А управление муниципального контроля, которое будет проводить рейдовые мероприятия по выявлению самовольно размещенных информационных конструкций и их демонтажу, – это уже крайняя мера», — сказал чиновник.

Фото: Югополис

За несоблюдение правил предусмотрены определенные санкции. Так, если предприниматель в установленный срок (3, 6 или 9 месяцев) не приведет в соответствие с правилами свою вывеску, на ней и на сайте администрации города появится уведомление о нарушении. После этого бизнесмену дадут дополнительный срок в 30 дней для изменения вывески. В случае если он и тогда не предпримет никаких действий, в мэрии издадут положение о демонтаже вывески и предоставят еще некоторое время предпринимателю. Однако если тот вновь не исправит ситуацию, информационную конструкцию силами муниципалитета снимут и отправят на площадку ответственного хранения. Собственник сможет её забрать, но разместить её заново в том виде, какая она есть, у него не получится.

К 2027 году меры наказания предпринимателей ужесточатся. Когда порядок размещения и содержания вывесок вновь будет интегрирован в общие правила благоустройства города Краснодара, бизнесменам, не соблюдающим требования по вывескам, придется платить штраф.

Привлекательность города – в приоритете

Как отметил Илья Павлов, силы городских властей направлены на сохранение исторического достояния кубанской столицы и на привлечение в город туристов из других уголков страны. Именно поэтому сроки, особенно в центральной части Краснодара, такие короткие. При этом в мэрии признают, что замена вывесок может ударить по карману предпринимателей, но внешняя привлекательность краевой столицы является приоритетом для властей.

«Мы понимаем, что для предпринимателей это будет определенная финансовая нагрузка, но сделать это придется. Нужно быстрее предпринять все действия для того, чтобы город стал чище, опрятнее и все конструкции были в едином стиле. Когда люди в большей степени поменяют все эти вывески, на живом примере будет видно, насколько это красиво», — резюмировал замглавы Краснодара.

Взгляд предпринимателей на новый порядок

Бизнес-сообщество уже реагирует на изменения, касающиеся информационных конструкций. Однако нововведения затрагивают не всех предпринимателей.

Так, владелец магазина «Мясо индейки» Максим Черкасов объяснил, что выполнил все требования к оформлению своей вывески еще 10 лет назад, а за это время они существенно не изменились. Мужчина относится к правилам положительно и считает, что такой порядок необходим городу.

«Такая регулировка, безусловно, нужна – это общемировая практика. Если дать людям волю, начнется буйство красок и цветов. А так как не каждый обладает чувством прекрасного, выглядеть это будет совсем не привлекательно. Причем, когда я только открывал бизнес, требования были немного жестче, а сейчас их смягчили – например, разрешили располагать информационные вывески на стеклах, тогда как раньше это было запрещено», — рассказал предприниматель.

С ним согласен и другой бизнесмен – руководитель студии индивидуального пошива мужской одежды INDEVER в Краснодаре Эдуард Аюпов.

«Если город разрабатывает своего рода ДНК архитектуры, я считаю, это правильно. Единый регламент по материалам, цветам и стилю при строительстве или ремонте зданий позволит Краснодару выглядеть гармонично. Такая практика уже давно существует в Европе. Например, в Гамбурге, прежде чем построить новый район, нужно согласовать его с властями. Дело в том, что районы, возведенные в 1700-х годах, не должны радикально отличаться от современных. Иначе получится «винегрет»», — отметил он.

Кроме того, по словам Эдуарда Аюпова, важно, чтобы государство, край и город стимулировали малый и средний бизнес не только путем запретов.

«С одной стороны, предприниматели как будто бы должны обеспечить многообразие для людей и следовать тенденциям. Например, если модно использовать английские слова в названиях компаний – то делать именно так, если модно использовать русские – то писать их на русском языке. И если государство будет мотивировать бизнес создавать названия брендов на русском языке – это хорошо. Но мне кажется, что одними запретами вопрос не решить. Государство, край и город должны стимулировать малый и средний бизнес не только путем запретов, но и поддержки. Ведь для малых и средних предпринимателей поменять вывеску – дорого по сравнению с какими-то большими компаниями», — заметил бизнесмен.

Он также добавил, что товарный знак бренда INDEVER давно зарегистрирован, поскольку это было обязательным условием для развития федеральной сети магазинов.

Сегодня представители власти и бизнеса сходятся во мнении, что наведение визуального порядка в городском пространстве — задача нужная. Однако предпринимательское сообщество подчеркивает, что новые требования не должны обременять бизнесменов. Иначе даже самые благие инициативы рискуют обернуться непосильной нагрузкой, особенно для малого бизнеса. В конечном итоге важно не только создать эстетическую среду, но и сохранить в ней живую предпринимательскую энергию.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.