Министерство здравоохранения предложило масштабную реформу медицинского образования, в рамках которой все бюджетные места в медицинских вузах могут стать целевыми. Это значит, что студенты, поступившие на такие места, будут обязаны подписывать договор о целевом обучении и, после окончания учебы, отработать три года по распределению. В случае отказа от отработки или нарушения условий договора выпускники будут обязаны вернуть государству сумму, втрое превышающую стоимость их обучения — включая компенсацию затрат и штраф.
Эта инициатива уже получила одобрение комиссии по законопроектной деятельности при правительстве и вскоре должна быть внесена на рассмотрение в Госдуму.
В настоящий момент вузы ведут набор студентов на общие бюджетные и целевые места, а сами целевые договоры подписываются заранее с конкретными работодателями. При этом конкурс для целевиков отличается: он не требует столь же высоких баллов, как общий набор, что создает неравные условия поступления. Новая система предполагает, что таких различий больше не будет: все студенты-бюджетники будут связаны обязательствами перед государством. Ведомство утверждает, что это необходимо из-за острого кадрового дефицита в здравоохранении, особенно в регионах: по данным главы Минздрава России Михаила Мурашко, стране не хватает более 23 тысяч врачей и свыше 63 тысяч представителей среднего медицинского персонала.
Однако эксперты считают, что эти меры не только не решат проблему, но могут усугубить ее. Заместитель председателя профсоюза работников здравоохранения Михаил Андрочников отметил, что таким образом медицинское образование фактически становится платным — студентам придется либо отработать, либо заплатить крупную сумму. Он сравнил эту инициативу с «ученическим кредитом», который используется в других странах, но там у выпускников есть возможность выбрать работодателя, а тот может взять на себя обязательства по выплатам. В России же предлагаемый механизм ограничивает свободу выбора и лишает гибкости.
Профессор Ирина Абанкина из Института образования НИУ ВШЭ также указала на юридические и этические нюансы. Она обратила внимание на то, что отчисление студента может быть расценено как нарушение условий договора, и тогда ему придется выплатить компенсацию. Это, по ее мнению, несправедливо, особенно если речь идет о студентах, не подписывавших целевые договоры с конкретными работодателями. Абанкина согласна с тем, что идея обязательной отработки в условиях кадрового дефицита может быть оправданна, однако считает, что закон нуждается в уточнении и доработке. Она подчеркнула, что в других странах обязательства по отработке после учебы действительно существуют, но при этом соблюдаются принципы социальной справедливости.
Юрист Иван Япрынцев из компании Verba Legal добавил, что законопроект пока находится на ранней стадии рассмотрения, и его содержание может еще не раз измениться. Он напомнил, что похожие инициативы Минздрава обсуждаются уже на протяжении нескольких лет, но ни одна из них до сих пор не была реализована полностью.
Между тем, в июне законопроект уже публиковался для общественного обсуждения, вызвав шквал критики. Люди писали о противоречии нормам Конституции, Трудового кодекса, а также о том, что обязательная отработка может еще больше отпугнуть абитуриентов от профессии врача. Это подтверждают и результаты февральского опроса среди врачей и студентов, проведенного на платформе «Справочник врача»: треть респондентов заявили, что отказались бы от поступления в медвуз, если бы знали о будущей обязательной отработке.
Скепсис выразил и основатель образовательного проекта «ДОКМЕД ПРО» Дмитрий Гусев. Он отметил, что принудительное распределение снижает у выпускников мотивацию, ограничивает свободу выбора и не решает главные проблемы регионального здравоохранения — низкие зарплаты, высокую бюрократическую нагрузку, отсутствие жилья и социальной поддержки. По его мнению, более эффективными были бы добровольные целевые программы с ощутимыми стимулами, такими как повышенная зарплата, льготная ипотека, служебное жилье и инфраструктура для жизни и работы.
Одновременно с введением обязательной отработки Минздрав намерен расширить регулирование в области ординатуры — планируется устанавливать максимальные контрольные цифры приема, чтобы учитывать реальные потребности системы здравоохранения. Также сохраняется механизм наставничества: выпускник, проходящий отработку, должен будет работать под руководством опытного специалиста, который получит доплату за эти обязанности, сообщает РБК.
Несмотря на логичность идеи — закрепить выпускников в системе здравоохранения и обеспечить медучреждения кадрами — предложенная мера может снизить привлекательность медицинского образования. В условиях, когда молодые специалисты ищут гибкие формы профессионального развития, государственное регулирование и жесткие обязательства могут привести к прямо противоположному эффекту.