Российские архивы начали отказывать исследователям в выдаче дел реабилитированных жертв политических репрессий. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на специалистов, которым отказали в выдаче документов.
Причиной, предположительно стал приказ Росархива № 38, который устанавливает порядок внесения документов в закрытый перечень «служебной информации ограниченного распространения». По информации издания, Росархив подтвердил, что архивные документы, содержащие данные о жертвах политических репрессий, получили статус «для служебного пользования».
Исследователь Олег Новоселок, изучающий документы в Государственном архиве административных органов Свердловской области (ГААОСО) с 2018 года, рассказал «Коммерсанту» о проблемах с доступом к документам о жертвах репрессий. По его словам, в сентябре сотрудники архива сообщили ему, что не могут выдать необходимые документы без подтверждения того, что он приходится родственником тем людям, информацию о которых запрашивает.
Закон об архивном деле позволяет ограничивать доступ только для родственников к тем документам, которые содержат сведения о личной и семейной тайне, частной жизни гражданина, на 75 лет со дня создания. Далее получить доступ к таким документам могут не только родственники.
При этом «Фонтанка» уточняет, что для Санкт-Петербурга описанные сложности с получением документов жертв репрессий не актуальны. По информации издания, подобные документы хранятся в архиве ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Ведомственные архивы ФСБ не подчиняются Росархиву, потому в Санкт-Петербурге порядок выдачи дел не изменился.
Напомним, в сентябре 2024 года Генпрокуратура предложила пересмотреть часть решений о реабилитации жертв политических репрессий. Пересмотр должен затронуть решения, которые выносили Генпрокуратура и суды на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий от 1991 года. Указывалось, что мера направлена на выявление и отмену решений о реабилитации граждан, которые совершили тяжкие и особо тяжкие преступления.