Аналитики зафиксировали в 2022 году падение спроса на потребительские товары в России ниже уровня кризисного 2014-го
Уровень продаж увеличился главным образом за счёт инфляции
pexels.com
Реальное потребление товаров повседневного спроса в России по итогам прошлого года было ниже, чем в кризис 2014-2015 годов. Номинальный рост этого сегмента составил 13,6% год к году, при этом продажи преимущественно увеличились за счет роста инфляции – её вклад составил 17%, реальный спрос снизился на 3,4%. Об этом сообщает РБК со ссылкой на данные исследовательской компании NielsenIQ.
В 2015 году продажи потребительских товаров в РФ в натуральном выражении снизились на 1,5%, а вклад инфляции составил 14,1%. Рост рынка тогда достиг 12,5%. За прошедший период только в 2018 году, когда в России проходил чемпионат мира по футболу, вклад реального спроса в рост оборота рынка был выше, чем влияние инфляции.
Аналитики объясняют снижение реального потребления товаров повседневного спроса в России в 2022 году снижением реальных располагаемых доходов граждан. Увеличение уровня продаж, по данным NielsenIQ, наблюдалось только в марте на фоне сообщений об уходе зарубежных брендов из РФ.
После начала спецоперации России в Украине и введения международных санкций значительное количество крупнейших иностранных компаний приостановили инвестиции или вовсе ушли с российского рынка. По состоянию на начало сентября 2022 года 34% крупнейших иностранных компаний, работавших в России, ограничили деятельность в стране. В их числе Coca-Cola, P&G, Henkel, Ikea, Inditex (сети Zara, Oysho, Massimo Dutti) и другие.
Аналитики указывают, что когда представители иностранного бизнеса заявляли об уходе из РФ, россияне делали запасы продовольствия, бытовой химии и других товаров повседневного спроса с длительными сроками хранения, а также техники. Затем ажиотажный спрос сменился снижением трат на эти товары.