Аплодисменты!
Генеральный директор Краснодарского муниципального творческого объединения «Премьера» Тина Лысова рассказала «Югополису» о проектах его площадок, которые уже сорвали гром аплодисментов, о роли личности в театре и смешении жанров ради нового слова в искусстве.
– Тина Юрьевна, первая половина театрально-концертного сезона 2022/2023 принесла всплеск спроса на билеты. Так ли это, если взглянуть на идущую сейчас новогоднюю кампанию «Премьеры»?
– Не просто всплеск, а девятый вал: спрос намного превышает предложение. Уходя в отпуск в июле, мы уже знаем, что ставим в новогоднюю кампанию: утверждены названия, сценография, выпущены в продажу билеты, и те, кто пытается их купить уже в сентябре-октябре, обнаруживают, что их осталось немного. И это счастье, что благословенный труд артиста, который дарит детям радость, настолько востребован.
Новогоднюю кампанию мы работаем на пределе наших возможностей: нет ни одного актера и музыканта, который не был бы задействован. Дворец искусств трижды в день показывает «Новогоднюю фантазию-28» – «По следу Таинственного странника», Новый театр кукол трижды в день играет «Волшебную лампу Аладдина», Молодежный театр – «Новый год в Шахматном королевстве, или Тайну белого короля». В Муниципальном концертном зале все билеты на концерты распроданы: не попасть на орган, симфонический оркестр, «Премьер-оркестр», квинтет Live Magic Brass.
– В уходящем году на сцене Муниципального концертного зала актеры Молодежного театра впервые сыграли сказки с «Премьер-оркестром», и эти спектакли-концерты мгновенно стали пользоваться бешеным спросом…
– Дело в том, что абонемент «Сказки с оркестром» Кубанского симфонического оркестра раскупали первым в августе-сентябре: расширить его было невозможно из-за занятости оркестра, а забирать у юной публики полюбившийся жанр – преступление. Так родилась идея соединить актерскую игру и музыку в исполнении камерного «Премьер-оркестра» Даниила Червякова в репертуарных спектаклях на два состава актеров Молодежки.
Ее блестяще воплотил Александр Мацко – режиссер музыкального театра до мозга костей. Тот репертуар, который он выбрал, – по-настоящему театральное действо: все «попадает» в маленького зрителя, захватывает его и погружает в сказку! Опробовано на моей внучке: она и улыбалась, и злилась, и морщила лобик, и переживала за героев… Пока мы выпустили «Теремок» и «Золушку», в следующем году будут еще три постановки Александра Викторовича: «Звездный мальчик», «Аленький цветочек» и «Русалочка».
– Александр Мацко вместе с главным дирижером Кубанского симфонического оркестра Денисом Ивенским выпустил еще один проект: шоу в жанре музыкальной пародии «Формула любви» с участием почти всех коллективов «Премьеры» – от шоу-театра до ансамбля «Родник» до актеров Нового театра кукол и Молодежки…
– Любую постановку «Премьеры» с момента ее основания Леонардом Гатовым всегда отличали две вещи: новаторство и синтез жанров, как в свое время в первом в Краснодаре мюзикле «Вестсайдская история». И в этом смысле мультижанровая «Формула любви» – спектакль, созданный, что называется, по заветам Гатова.
И я радуюсь и испытываю гордость, что постановки такого класса делают наши, краснодарские авторы – и не важно, происходит это на площадках «Премьеры» или коллег. Главный режиссер Молодежки Даниил Безносов ставит в спектакль в театре драмы, и он идет с большим успехом, Денис Ивенский работает в Музыкальном театре, а абсолютный «премьеровец» по духу Александр Мацко приходит к нам на постановки и делает продукт, от которого захватывает дух.
– «Формула любви» стала развитием проекта «Симфония Голливуда»?
– «Симфония…» родилась как шоу симфонического оркестра, где главным действующим лицом являлась музыка. Когда эмоции от ее успеха схлынули и мы с режиссером и дирижером сели поговорить, оказалось, что всем видится логичным сыграть музыку советского кино: от Таривердиева до Дашкевича. И вот тут начался мучительный выбор: музыки из фильмов, которые хотелось вспомнить, оказалось так много, что «Формула любви» получилась длиннее «Симфонии Голливуда». Первые аплодисменты раздаются, как только актеры выходят на сцену: зал по первым нотам узнает каждый фильм…
Мне очень нравится, как в «Формуле любви» киноприемы перенесены на театральную сцену и благодаря онлайн-трансляции мы видим глаза и крупные планы актеров Молодежки. Меня восхищает, как точно воссозданы огромной командой художников по костюмам, гримеров и пастижеров образы из лент «Родня», «Три тополя на Плющихе» или «Раба любви». Как зритель смеется на показе мод из «Бриллиантовой руки», и удивляется танцу двенадцати Остапов Бендеров, и замолкает от кристальной чистоты русской песни в исполнении «Родника», выходит из зала счастливым после номеров солистов Музыкального шоу-театра «Премьера».
– Шоу-театр, который в «Формуле любви» классно поет с оркестром, можно поздравить еще и с недавним обретением худрука: им стал экс-дирижер биг-бенда Георгия Гараняна Илья Филиппов.
– Когда 25 лет назад я пришла в «Премьеру», шоу-театр состоял из вокалистов, балета и инструментальной группы. Воссоздать последнюю мы мечтали много лет, но найти музыканта, который разбирается в эстрадно-джазовом пласте культуры, непросто. С Ильей Филипповым мы еще летом обсуждали концерт его трио в МКЗ и выяснили, что у нас есть общая мечта: инструментальный ансамбль, исполняющий классную эстраду.
Сегодня в шоу-театре есть серьезная вокальная группа, куда недавно пришли двое новых солистов и педагог по вокалу, сейчас мы занимаемся покупкой музыкальных инструментов. Уверена, публика не только не потеряет Илью Филиппова в качестве пианиста, но и обретет нечто большее, чем новые концертные программы. Когда такие музыканты, как Илья Филиппов и Денис Ивенский, работают рядом и на одной сцене, у них непременно должны родиться новые идеи, новые проекты на стыке разных жанров: того же симфоджаза или симфорока. И помочь их воплотить на сцене – моя задача.
– Уже на Рождество в МКЗ прозвучит вторая программа цикла «Рахманинов» к 150-летию со дня рождения композитора…
– И солировать в ней будет пианист Константин Емельянов, начинавший свой путь в Краснодаре. Юбилей Сергея Васильевича мы отмечаем не одним концертом, а полновесным циклом Кубанского симфонического оркестра: это и есть любовь к Родине и патриотизм, который наши скупые на слова музыканты проявляют, искренне пропагандируя русскую музыкальную культуру. Что всегда отзывается у публики: старт цикла «Рахманинов» пришлось перенести, но ни один слушатель не сдал билет!
– Новый театр кукол, который в 2022-м году впервые вошел в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая маска» со «Сказками Гримм» и успешно показал этот спектакль на Большом детском фестивале в Москве, тоже готовит премьеры?
– Надо отдать должное его директору Алексею Кунченко, который больше десяти лет методично и скрупулезно пестует труппу, наполняет афишу репертуаром для всех возрастов и приглашает на постановки таких режиссеров, которые помогают ей расти. Новый театр кукол – безусловно, директорский театр, но за последние пару лет он окреп и засверкал другими гранями. Ребята – большие трудяги: за год сыграли огромное количество спектаклей, около 400! В будущем году в театре будет две премьеры: одну из них с рабочим названием «Мифы Эллады» ставит режиссер «Сказок Гримм» Александр Янушкевич.
– Какие новые названия появятся во второй половине сезона в афише Молодежки, где публика занимает очередь за билетами на премьерную «Афазию» по мотивам «Войны и мира»?
– Поставленная Александром Плотниковым «Афазия» стала первым после довольно долгого перерыва опытом обращения театра к современной драматургии. И мы немножко виноваты перед своей публикой, поскольку долго сохраняли интригу, анонсируя выпуск постановки «Войны и мира» Льва Толстого. «Афазия» – очень необычный спектакль: соединяя линию князей Болконских и современных героев, он говорит со зрителем о войне и мире в его душе, о любви и жалости к тому, кого любишь, как о чертах русского характера.
Подобных с точки зрения жанра постановок в Молодежке еще не было: этот спектакль строится не столько на сюжете, сколько на ощущениях. Кому-то он нравится, кому-то нет, но ведь и вальс когда-то считался запрещенным. Тому, кто что-то делает первым, вместе с аплодисментами достаются и камни: так было, когда молодой еще режиссер Даниил Безносов поставил в Молодежке свой первый спектакль «Зимняя сказка» по Шекспиру… В новом году в театре два спектакля поставят молодые режиссеры: ученик Сергея Женовача Артем Устинов и выпускник мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова Иван Миневцев.
– Создание нового спектакля или цикла требует затрат. Насколько «Премьера» чувствует себя уверенно экономически?
– Мы работаем очень много, и все, что зарабатываем, вкладываем в собственное развитие: покупку музыкальных инструментов, светового и звукового оборудования, многое другое. Вместе с тем мы всегда ощущаем постоянную, но деликатную поддержку заместителя главы города Лилианы Егоровой – человека творческого, наполненного, мультиобразованного. Между «Премьерой» и нашими учредителями – полное взаимопонимание.
Лилиана Николаевна дает нам возможность творить, всегда поддерживает советом и подталкивает к экспериментам, которые в итоге приводят на площадки «Премьеры» новую, качественную и преимущественно молодую публику. Достаточно вспомнить три выставки мультимедийного проекта «Выход в город» в МКЗ, которые посетили больше 30 тысяч краснодарцев.
– «Премьера» одной из первых не только пригласила в свои залы молодого зрителя по Пушкинской карте, но сама отправилась к нему: расскажите об этой практике.
– В силу камерности Молодежки или МКЗ подростки и молодежь не всегда могут успеть купить билет по Пушкинской карте, чтобы приобщиться к классике. Поэтому при поддержке администрации Краснодара мы запустили большой проект, зрителями которого этой осенью стали более четырех тысяч подростков: коллективы и артисты «Премьеры» приезжали с концертами классической музыки или чтениями в школы.
Этот продукт будет развиваться, переосмысливаться режиссерами:
возможно, в формате урока литературы или внеклассного чтения в
сопровождении классической музыки, «Премьер-оркестра». Тот же Алексей
Замко из Молодежки – великолепный чтец: когда он читает главы из
«Евгения Онегина», мурашки бегут! Перед нами стоит непростая задача дать
услышать молодым русскую речь, живое, классическое слово Чехова,
Толстого, Тургенева, Куприна – и сделать так, чтобы оно легло им на
душу.
– Прикоснуться к
классике и творчеству в культурно-оздоровительный центр «Премьера» в
Анапе приезжают сотни ребят со всей страны. В нынешнем году КОЦ еще и
принимал фестиваль спектаклей для детей «Под солнышком»: продолжение
последует?
– Знаете,
на что чаще всего жалуются родители ребят, приезжающих в «Премьеру»?
«Не можем дозвониться до ребенка». Детвора с утра и до отбоя занята
творчеством: более 30 видов кружков, спорт, мастер-классы, уроки
актерского мастерства, концерты, патриотические акции, выступления
театров и оркестров «Премьеры» – центр
все время в движении и общении. Вероятно, именно поэтому большинство
путевок на 2023 год уже забронированы, хотя на сайте «Премьеры» до
апреля можно подать заявку.
Летний сезон в КОЦ мы завершили в сентябре фестивалем спектаклей для детей «Под солнышком»: приняли около 500 артистов всех возрастов из разных регионов и большое жюри. Фестиваль несколько раз проходил в Краснодаре на площадках Нового театра кукол и Молодежки, а в этом году председатель Краснодарского отделения СТД РФ Анатолий Дробязко попросил провести его в Анапе: как не поддержать? У нас есть желание и возможности и дальше вместе с СТД развивать фестиваль «Под солнышком». Поскольку решением президента страны во всех российских школах появятся ученические театры, на будущий год мы планируем собрать их руководителей и педагогов в Анапе на мастер-классы и встречи с режиссерами.
Реклама. КМТО «Премьера»
Самые интересные концерты кубанской столицы на ближайшие две недели – в обзоре «Югополиса».