Во Дворце искусств «готовят сани летом» – разрабатывают стратегию «Новогодней фантазии – 30». Новый театр кукол собирается удивить премьерой «Русалочки». В Молодёжном театре ожидает репетиций забавная история «Любовь и голуби»…

В КМТО «Премьера» весна и волшебство – почти синонимы.
Весна и волшебство

Ученик чародея

Вечно молодая и всегда современная музыка звучала в Муниципальном концертном зале в исполнении Кубанского симфонического оркестра под управлением заслуженного артиста России Андрея Шлячкова.

Известный дирижёр, лауреат национальной премии «Имперская культура», автор проекта «Романтика романса» ВГТРК «Культура» Андрей Шлячков в Краснодаре впервые. Но благодаря музыкальным традициям, носителем которых является Кубанский симфонический оркестр, чувствует себя как дома.

– Почему приглашённые дирижёры выбирают для концерта лёгкую классику? Некоторые слушатели предпочли бы кое-что потяжелее…

– Это не видение провинции глазами приглашённого дирижера. Музыка должна быть понятна слушателям, в том числе подрастающему поколению, нашим будущим слушателям. Это наше родное, наше русское. Глинка, Чайковский, Рахманинов. Это «наше всё». Но в первую очередь я выбрал программу для знакомства с коллективом.

– Знакомство состоялось? Вы много гастролируете по городам России, знакомы с лучшими оркестрами. В вашем личном табеле о рангах наш коллектив на каком месте?

– Я бы сказал, на очень достойном. Оркестром много лет руководил Владимир Александрович Понькин, он заложил основы. Сейчас его развивает Денис Ивенский, ученик Владимира Александровича. Коллектив в прекрасной творческой форме, он развивается в нужном направлении.

– Возвращаясь к лёгкой классике. В рамках дискурса, что есть современное искусство, является ли исполняемая в концерте программа современной музыкой? Восьмой квартет Шостаковича, написанный 60 лет назад, – современная музыка или нет?

– Классическая музыка потому и является классической, что она всегда современна.

– Вы трижды дирижер народного, оперно-симфонического и симфонического оркестров. Что ближе, роднее?

– Поскольку меня взрастила народная музыка, роднее, конечно, народное оркестровое исполнительство. Но если сравнить оркестр народных инструментов с ручейком, вся остальная музыка – океан.

– Страшный сон дирижёра «широкого профиля»: не перепутать, где виолончели, а где баян…Кстати, в оркестре народных инструментов домра или балалайка – кто главнее?

– Характерная особенность оркестра народных инструментов – это тембр. Его проводник – балалайка.У нас говорят: чтобы оркестр звучал красиво, нужно, чтобы домра звучала как балалайка.

– Как давно вы брали балалайку в руки?

– Давно. Очень давно.

– Композиторы проявляют интерес к народному оркестру. А нет ли попыток создания синтетического оркестра?

– Римский-Корсаков пытался ввести балалайку в оперный оркестр, но получилось не очень. У народных струнных более жёсткая атака. Хотя есть прекрасные концерты для балалайки и симфонического оркестра.

– Почему вы покинули пост главного дирижёра оркестра им. Некрасова?

– Одна из причин – репертуарный голод. Мало музыки, которую можно переложить для оркестра народных инструментов без потери качества.

Весна и волшебство

– Вас обучали три народных артиста: народный артист СССР Николай Николаевич Некрасов – главный дирижёр оркестра народных инструментов ВГТРК, в котором вы проработали четверть века; легендарный балалаечник, народный артист СССР Павел Иванович Нечепоренко и народный артист России Владимир Александрович Понькин. Чему вы у них научились?

– У Владимира Александровича Понькина я продолжаю учиться до сих пор. Хочу сказать о душевной щедрости моего учителя. Всем, что он умеет, он щедро делится. Другое дело, готов ли ты это взять.

– А Николай Некрасов?

– Николай Николаевич привёл меня в «свой» оркестр, за что я ему бесконечно благодарен.

– Павел Нечепоренко?

Жёсткий педагог. Его слова: «Забудьте о том, что вы лауреаты!» - многие студенты не выдерживали. Но это закалило характер!

– Вы родились на Урале?

Я родился в Дрездене. Мой отец военный. Потом семья переехала в Пензу, затем был посёлок Вербовский под прекрасным старинным Муромом. Там я окончил музыкальную школу. А позже перед отцом стал выбор: переводиться на Украину с повышением звания либо в Нижний Тагил, где было музыкальное училище. Победила музыка.

– Балалайка – единственный ваш инструмент?

В музыкальной школе я учился на баяне. Спал, видел баян во сне. Потом появилась балалайка… А сейчас (Владимир Александрович дал наказ – освоить скрипку) я учусь играть на скрипке. Я никому об этом ещё не рассказывал…

– Вау! Здорово!

– Это долгая история (улыбается – прим. авт.). Я начинал, бросал, снова начинал…Сейчас у меня третья попытка. Два года я держусь… Понькин сказал: «Каждый дирижёр должен уметь держать в руках скрипку». Когда я слышу скрипку – словно волны накатывают! До мурашек доходит.

– Новый год вы встречали в Китае с Московским симфоническим оркестром. Что играли? Как вас принимали?

– Играли «зимнюю» классику. Принимали прекрасно.

– Мне было приятно узнать, что оркестр им. Некрасова под вашим руководством принимал участие в экологическом фестивале. Считаете ли вы, что музыка способна изменить мир к лучшему? Какое ваше самое большое, самое искреннее желание?

– Да. Музыка способна изменить мир. Наверное, если бы все люди учились музыке, вражды в мире было бы меньше. А понимания – больше.

Хочется мира. Чтобы каждый мог услышать голос скрипки.

Весна и волшебство

Шостакович в квадрате

Событием весенней афиши стало исполнение в Муниципальном концертном зале одного из самых популярных произведений камерного жанра - квартета № 8 Д.Д. Шостаковича.

«Никому не нужный и идейно порочный» квартет (Д.Д. Шостакович) сочинён в июле 1960-го за три дня, осенью в Ленинграде с большим успехом состоялась его премьера. Сам автор называл глубоко автобиографичное сочинение эпитафией – за обилие авторских цитат, преобладание медленных темпов и беспросветный минор. Шостакович посвятил квартет памяти жертв фашизма. Позже на его основе была создана Камерная симфония.

Об истории создания рассказала музыковед Анастасия Ситалова. Квартет исполнили артистки Кубанского симфонического оркестра: Станислава Тимофеева (скрипка), Эльмира Флёрова (скрипка), Роксана Кудзоева (альт), Регина Заремба (виолончель). Внутреннюю сосредоточенность музыки Шостаковича оттенил оптимизм «Американского» квартета № 12 А. Дворжака, который прозвучал в первом отделении концерта.

История становления струнного квартета отражает основные вехи развития академической музыки. Жанр существует с середины XVIII века, это один из самых сложных и тонких видов инструментального исполнительства. Квартеты писали Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Брамс, Чайковский, Бородин, Танеев…

Вот бы их услышать!

Весна и волшебство

Неизлечимая болезнь доброты

Она больна! Она больна добротой и способна любить!..

Кажется, мы удачно зашли. На реплику. Морская колдунья, которую не пустили во дворец, ставит страшный «диагноз» Русалочке, внучке и наследнице королевы Полипомедузы, правительницы Холодного Дна. Когда Русалочка только родилась, луч солнца упал на дитя и кровь её стала тёплой. А в королевстве, где всё строится на интригах и подводных камнях, такой «врождённый порок» несовместим с видами на престол.

Русалочка должна исправиться. Или…

На сцене Нового театра кукол вот-вот созреет новая история. (Спойлер для родителей: всё будет хорошо.) Лирическую сказку по мотивам произведения Г.Х. Андерсена в традициях русского психологического театра усердно репетируют актёры. «Русалочка» - это про нежные чувства. И про красоту. Которая снаружи и которая внутри…

Весна и волшебство

«Красоту» в чёрном кабинете сцены наводит художник-постановщик Наталья Кашенина, музыку подводного и надводного мира написал композитор Александр Шишкин.

Как известно, Андерсен не любил, когда его причисляли к детским писателям. И тем не менее специально для родителей и учителей младших классов мы задаём вопрос режиссёру-постановщику заслуженному артисту России Александру Антоненко: «Чему учит эта сказка?»

– Она о том, что надо любить. Просто любить жизнь и, если понадобится, быть готовым отдать её за того, кого любишь…

Срочная новость! Спектакль «Метаморфозы» Нового театра кукол (режиссёр Александр Янушкевич) прошёл конкурсный отбор на VII Большой детский фестиваль! Он состоится осенью в Губернском театре! Поздравляем коллег!

Весна и волшебство

Очень семейная история

«Новогодняя фантазия – 30», стратегия которой разрабатывается в недрах Дворца искусств,- про чудеса, русские сказки и любимый семейный праздник.

Композитор Андрей Семёнов и автор либретто Андрей Сёмин, авторы «очень семейной истории», детали сюжета, как и название сказки, пожелали пока оставить в секрете. Действие происходит, конечно, зимой, и конечно, в волшебном лесу (куда ж без него). Одна современная городская семья отправляется в путешествие. Но что-то пошло не так (компас сломался, или кто-то шустрый наступил на волшебный сучок, или в дупле дуба вдруг открылся таинственный портал) и технологически продвинутые, не верящие в чудеса люди оказываются…

А где они оказываются – это уже большой-большой секрет. Героев ждут настоящие приключения в духе занимательного русского фэнтези или квеста. Ясно только, что, пройдя испытания, персонажи истории многое начинают понимать иначе, взрослеют и становятся ещё более дружными.

Планы постановки будущей «Фантазии» вынашивает режиссёр-постановщик Жанна Пономарёва. Нынешняя «Фантазия» для неё восьмая. Балетмейстеры - заслуженная артистка Краснодарского края Валентина Скобликова и заслуженный артист Краснодарского края Александр Драчков - хоть сейчас готовы водить хороводы вокруг ёлочки. К разработке эскизов декораций и костюмов (а их в «Новогодних фантазиях» бывает невероятно много) уже приступили художник-постановщик Жанна Валяева, художники по костюмам Наталья Галкина и Кристина Хартюнова. В спектакле заняты Музыкальный шоу-театр «Премьера», артисты Молодёжного театра и Дворца искусств.

Грядущая «Новогодняя фантазия» будет юбилейной. Тридцать лет красочные, шумные, весёлые представления во Дворце искусств радуют глаз и трогают сердце.

…И каждый год из этих тридцати лет на сцене Дворца искусств рождается, живёт и продолжает звучать в сердцах маленьких и взрослых зрителей самая нежная, самая трогательная, самая семейная история…


Фото: Дарья Григорьева, Алексей Петров

Первая полоса

Город

Поеду я в город Анапу!

О новинках курортного сезона 2024 года, о том, как самый солнечный город-курорт России встречает гостей в этом году, на большой пресс-конференции рассказал глава администрации Анапы Василий Швец.

Город Ситуация

Фестиваль клубники прошел в Краснодаре

Сильный ветер и прохладная погода не помешали сотням краснодарцев собраться в центре города на фестивале клубники. Праздник в честь самой весенней ягоды состоялся 26 мая. Гости могли не только выбрать вкусную клубнику, но и принять участие в мастер-классах, потанцевать на шоу-программе, а также выбрать товары по душе на широкой ярмарке

Ситуация Weekend

Дикий Запад по-крымски или перегон лошадей у Белой скалы

Для того, чтобы почувствовать себя как на Диком Западе вовсе не надо ехать в Америку или изобретать машину времени. Достаточно приехать в Белогорский район Крыма к подножью Белой скалы (Ак Кая). Каждый день утром и вечером там устраивают перегон лошадей с пастбища в стойла и обратно. Посмотреть на коней можно абсолютно бесплатно. Нужно только уточнить в конном клубе точное время.