Автоэксперт: НЕ советуем оформлять европротокол
Начальник отдела автоэкспертизы компании «Фаворит» Денис Черкашин рассказал, почему не стоит доверять европротоколу, для чего нужны эксперты и как не потерять на ремонте после ДТП

Любое ДТП – это стресс, а разбирательство с его последствиями – ещё больший стресс. Нужно принять множество сложных решений начиная от того, «разойтись» ли на месте с виновником, оформить европротокол или идти к экспертам. И главное тут не прогадать, так как именно от этого будет зависеть, в каком виде после всего останется автомобиль и придётся ли вкладываться в приведение его в прежнее состояние. «Югополис» поговорил с начальником отдела автотехнических экспертиз Независимой экспертной компании «Фаворит» Денисом Черкашиным о том, почему стоит остерегаться европротокола, выбрать ремонт, а не деньги, и других подводных камнях при прохождении через эти непростые процессы.
Смотреть глубже
– Зачем вообще нужна автоэкспертиза и в каких ситуациях стоит за неё платить? Нужна ли она, когда поломка очевидна, а цена запчасти легко находится в интернете?
– Даже если говорить просто об оценке ущерба, огромную роль могут играть скрытые повреждения, для обнаружения которых нужны специальные знания и намётанный глаз. У нас в практике был случай, когда человек приехал с помятым бампером, но машина постояла на солнце, и пластик сыграл обратно – полностью выпрямился. Однако притом от его смещения во время аварии лопнуло крепление фары изнутри – это было нельзя увидеть без снятия бампера. А фара стоит 120 тысяч рублей. Финансовую выгоду тут подсчитать легко. При средней стоимости экспертизы в Краснодаре в районе 10 тысяч рублей незамеченное повреждение на 120 тысяч говорит само за себя.
Так же без независимой экспертизы страховая компания не произведет доплату денег на ремонт вашего автомобиля, сославшись на отсутствие правовых оснований для пересмотра первоначальной выплаты, если вы обратитесь с соответствующей претензией.
– Разве сотрудники страховой компании не обязаны осмотреть транспортное средство и указать все повреждения?
– Конечно, должны. Дело в том, что в настоящее время осмотры от страховой компании проводят в большей степени специалисты, которые не являются экспертами-техниками. Эксперт-техник – это специалист, прошедший профессиональную переподготовку и внесенный в Государственный реестр экспертов-техников. Только эти люди имеют необходимую квалификацию, которая дает им право осуществлять независимую экспертизу транспортных средств. Соответственно, если ваш автомобиль будет осматривать специалист страховой компании, не имеющий необходимой квалификации, это грозит тем, что не все повреждения вашего автомобиля будут зафиксированы, а также будут некорректно назначены ремонтные воздействия на поврежденные детали. Как итог – страховая компания произведет выплату, которой не хватит для ремонта вашего автомобиля. Очень важно зафиксировать все повреждения автомобиля сразу при осмотре страховой компании, что позволит увеличить страховое возмещение.
Не в Европе…
– Этот путь кажется непростым по сравнению с европротоколом…
– Мы вообще советуем людям оформлять европротокол исключительно в тех случаях, когда повреждения минимальны и человек точно знает, какая сумма ему необходима для ремонта. Если же есть какие-либо сомнения по сумме, которая необходима для ремонта автомобиля, лучше его не заполнять и вызвать сотрудников ДПС. Практически в любом случае главный подводный камень как раз тот, что мы обсуждали в начале – скрытые или неочевидные повреждения.
Конечно, если вы занимаетесь всю жизнь ремонтом, знаете цены на запчасти, работы, покраску и прочее, тогда вы можете решить всё самостоятельно. Однако на месте непрофессионалу сходу сложно оценить «масштаб бедствия».
– А если воспользоваться услугами аварийных комиссаров?
– То же касается и аварийных комиссаров. Это в данном случае равносильно составлению европротокола. Просто они его оформляют более грамотно, быстро и красиво. Но сути это не меняет. Просто люди говорят, что они занимаются этим профессионально и не нужно ждать долго сотрудников ДПС.
– Ещё европротокол имеет свои лимиты…
– На ущерб при оформлении европротокола есть лимит. В Краснодарском крае он составляет 100 тысяч рублей. Но не все знают, что без вызова сотрудников ДПС на место можно оформить европротокол через «Госуслуги». В таком случае лимит повышается до 400 тысяч рублей.
Однако и там есть свои сложности. Нужно также самостоятельно делать фотофиксацию, прикрепить геолокацию. В этом всём непросто разобраться.

Ремонтировать – не выплачивать
– Тогда в какой момент нужно обращаться к экспертам?
– Ещё до обращения в страховую копанию. Сразу после ДТП. Потому что эксперт может сделать вам предварительный расчёт, и вы будите понимать, сколько выплатит вам страховая компания и хватит ли этих денег на ремонт. Если этой суммы не будет хватать для ремонта автомобиля, необходимо обращаться с первоначальным заявлением в страховую компанию и требовать проведение ремонта, а не перечисления денежных средств.
– Почему этот вариант предпочтительнее?
– В 2014 году была принята едина методика определения стоимости ущерба. До того каждый эксперт смотрел самостоятельно, сколько стоит та или иная деталь. Сейчас же он просто заходит в специальный справочник, где вводит название детали, указывает регион. И справочник говорит, что бампер стоит 20 тысяч. Хотя реально в магазине он лежит за 50. И мы не имеем права брать в расчёт 50 тысяч. Но с 2014 года справочник формировался из оригинальных деталей. А с 2021 года правила изменились, берутся в расчёт и дубликаты запчастей. Это даже прямо указано в методике. А за счёт износа вам могут заплатить только 50%. И получив 10 тысяч рублей, вы будете думать, что с ними делать при реальной стоимости вашего бампера в пять раз выше. И в таком случае всё равно нужно будет делать экспертизу и привлекать к ответственности виновника ДТП.
Притом, если мы выходим с требованием отремонтировать автомобиль, а страховая компания этого не делает, собственник имеет возможность обратиться за экспертизой по новым оригинальным запчастям без учёта износа. И получить от страховой эту полную сумму.
– Что для этого нужно сделать?
– Здесь важно, чтобы человек правильно подал первоначальное заявление о страховом случае, сообщил о необходимости провести только ремонт и отказался от любой выплаты. Страховые компании минимизируют свои риски, подсовывают клиентам соглашения, те их подписывают. И если обратиться к эксперту после того, как поставили подпись под формулировкой вроде «я отказываюсь от проведения ремонта, согласен на выплату с учётом износа», шансов на то, чтобы получить полную стоимость ремонта, становится меньше. В суд страховщик смело идёт и показывает там документ о том, что человек сам отказался от ремонта.
Выкуп дела
– Зачастую участникам ДТП сразу после аварии начинают названивать люди с предложениями о выкупе страхового дела. Говорят, что это ещё проще, чем европротокол, и деньги сразу. В чём тут подвох?
– Что касается выкупа страховых дел, действительно, на первый взгляд очень удобно продать дело и забыть о ДТП, получив сразу деньги на ремонт автомобиля. Но в этой процедуре есть определённые риски, о которых необходимо знать. При продаже страхового дела потерпевший делает нотариальную доверенность, по которой доверенное лицо может открывать на него банковский счет. На этот счет страховая компания будет перечислять денежные средства.
У нас было дело, касающееся ДТП, в которое женщина попала в 2016 году. Тогда она продала страховое дело за 60 тысяч рублей. Для этого она сделана нотариальную доверенность с правом открытия счёта… Через 4 года ей пришло уведомление от страховой компании с требованием вернуть перечисленные ей денежные средства по решению суда в размере 500 тысяч рублей, потому что решение было обжаловано.
Те недобросовестные товарищи сделали этой женщине по имеющейся доверенности временную регистрацию в Крыму. Там взыскали ущерб, штрафы, неустойки. Позднее страховая начала разбираться, нашла следы мошенничества, суд решение отменил. А по всем документам эти полмиллиона получила та женщина, которая составила доверенность на открытие счетов от своего имени. И с точки зрения закона получается следующая ситуация: сначала верни страховой компании деньги, а потом уже иди сообщай о мошеннических действиях, доказывай, что эти деньги тебе не передавали.
Не ОСАГО
– Есть ли какие-то тонкости при оформлении КАСКО?
– Конечно. При покупке машины в кредит страховая может предложить застраховать только ту часть стоимости, которая была взята в кредит. Ситуация из практики снова: человек купил машину, которая стоила 3,2 млн рублей. Он 2,2 млн внёс наличкой. Остальную стоимость взял в кредит. При оформлении полиса он ему обошёлся дешевле, конечно. Но в правилах есть условие, согласно которому не проводится ремонт, а выплачиваются деньги, если стоимость ремонта не превышает 75% от застрахованной стоимости. Таким образом, если стоимость ремонта превышает 750 тысяч рублей, ремонт признаётся экономически нецелесообразным. В таком случае страховая предлагает забрать автомобиль как он есть и продать с молотка, от чего, конечно, люди отказываются, так как им это не выгодно. Поэтому в таких случаях, если ущерб большой, человеку проще не обращаться в страховую.
– А если происшествие не связано с действиями других водителей – например, попадание колесом в большую яму. Что делать в таком случае?
– В такой ситуации в первую очередь нужно вызвать сотрудников ДПС, чтобы они зафиксировали сам факт наличия повреждений. Затем делаются соответствующие запросы с целью выяснения, за какой компанией закреплено обслуживание данного участка дороги. После отправляется телеграмма в эту организацию, в которой человек уведомляет о дате, времени и месте проведения независимой технической экспертизы с целью определения стоимости ущерба. Проводится экспертиза, на основании которой потерпевший обращается с претензией к юрлицу, которое было ответственно за содержание данного участка автодороги. Если вопрос закрывается в досудебном порядке – хорошо. Если нет, следует обращение в суд.
Повторюсь: самое главное на начальном этапе – это зафиксировать факт и сделать запрос, узнать, к кому именно обращаться с претензией. Когда мы только начинали этим заниматься, люди часто подавали в суд на администрацию города или края. А в судебный процесс приходили подрядчик, субподрядчик, субсубподрядчик… И на судебное решение мы выходили с пяти разными организациями, с кого этот ущерб можно было бы взыскать. Проще сразу обратиться к одной.