Что мешает логистике в Краснодарском крае расти быстрее
Состояние и качество логистики Кубани имеет принципиальное значение для всей российской экономики
Краснодарский край – важный регион, влияющий на экономику всей страны. Растущие транспортные потоки и новые торговые направления создают повышенную нагрузку на местную логистику. Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали», рассказал, как решить эти проблемы и стимулировать краснодарскую экономику к росту с помощью современных технологий.
Перевозки под нагрузками
Российская экономика находится в фазе серьезной трансформации: меняются приоритеты и партнеры, перестраивается международная торговля, заново налаживаются цепочки поставок. Этот процесс оказывает существенное влияние на логистическую отрасль, можно даже сказать, что она находится на первой линии событий.
Значительный рост внутренних грузоперевозок, вызванный переориентацией логистических маршрутов, стал большим стресс-тестом для отрасли. Высокий спрос фиксируется как в масштабах страны, таки на региональном уровне. Например, в Краснодарском крае в III квартале 2024 года спрос на междугородние перевозки увеличился по сравнению с прошлым кварталом на 5% .
Следствием растущей нагрузки становится обострившийся кадровый вопрос. За тот же квартал потребность краснодарских работодателей в специалистах по логистике выросла в 3,6 раза относительно предыдущего периода. На общероссийском уровне проблема тоже выражена ощутимо. По данным портала hh.ru, за первое полугодие 2024-го года число вакансий в секторе «Транспорт, логистика и перевозки» выросло более чем в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В абсолютных числах неудовлетворенная кадровая потребность составила 312,5 тыс. мест.
Кадровый дефицит охватывает почти весь спектр логистических специальностей. Согласно информации «Авито Работы», особенно значительный рост спроса (практически в три раза) летом 2024-го был зафиксирован на приемщиков товаров и диспетчеров. Но также нарасхват у компаний оказались специалисты по закупкам, сортировщики, кладовщики и логисты.
Хотя проблемы у всех схожие, справляются с ними регионы с разной успешностью. Краснодарский край в последние годы традиционно занимал высшие места в рейтинге логистически развитых регионов страны. Однако конкуренты постепенно начинают наступать на пятки. В частности, эксперты отмечают заметный прогресс сибирских городов, развивающих логистику активнее, нежели российский Юг.
На это указывает генеральный директор InfraProjects А. Безбородов: «Если сравнить города Северного Кавказа и даже Кубань с такими городами, как Екатеринбург, Новосибирск, другие миллионники, то мы видим, что на Юге есть над чем работать. При более богатом в среднем населении, зачастую большем валовом городском продукте вся логистика строится «с колес»».
О логистическом прогрессе Сибири говорилось и на ПМЭФ-2024. В Новосибирской области за последние пять лет было запущено 50 складских контейнерных площадок, включая промышленно-логистический парк и первую очередь федерального мультимодального транспортно-логистического центра «Сибирский». На осень текущего года запланирован ввод второй очереди, с которым новосибирцы будут претендовать на статус одного из крупнейших транспортных хабов страны.
Технологии – антикризисный резерв
«Соревнование» между областями в эффективности логистики — не просто вопрос престижа, от этого параметра напрямую зависит успешность бизнеса как отдельного предприятия, так и всего региона.
Это очень наглядно видно на примере текущего кадрового кризиса в отрасли. Так, дефицит водителей на многих автопредприятиях влечет за собой простой транспорта. По разным оценкам, один день простоя большегруза обходится компаниям от 15 000 до 50 000 рублей. Попытка решить проблему сугубо финансовой мотивацией порождает новые издержки, постоянный рост уровня зарплат сказывается на себестоимости перевозок.
Гораздо эффективнее в подобных случаях показывает себя оптимизация ресурсов с использованием цифровых инструментов. Причем возможности, которые автоматизация дает бизнесу, относятся как к человеческим ресурсам, так и к материальным. А чаще всего эффект оказывается комплексным.
Например, благодаря данным с телеметрических систем (сигналы о необходимой замене агрегатов, прохождении техобслуживания и т.д.) можно своевременно и четко контролировать расходы на обслуживание транспортных средств. Таким образом и сокращаются расходы на персонал, и исключается риск необоснованных затрат.
Также современные технологии позволяют отслеживать параметры, относящиеся к расходованию топлива: уровень заправки, недобросовестные действия (сливы или недоливы), режим эксплуатации и качество управления ТС. Опираясь на эти данные можно значительно сократить расходы на ГСМ и оптимизировать использование транспортных ресурсов.
Возможности современных решений для логистики охватывают построение оптимальных маршрутов, учет рабочих смен водителей, расчет загрузки транспортных средств. Все это в совокупности значительно поднимает КПД, сокращает издержки и риски, повышает скорость и объемы доставки.
С учетом сложной кадровой ситуации в логистике, одним из важнейших направлений становится автоматизация складских процессов. Это позволяет сократить потребность в рабочих руках и снизить влияние «человеческого фактора» (усталость, ошибки и т.д.).
Таким образом, современные технологии способны закрыть практически весь спектр потребностей и «болей» логистической отрасли. Более того, в нынешних условиях сверх-нагрузок, автоматизация логистики оказывается необходимым условием для успешного функционирования предприятия в целом. Поэтому консерватизм и недоверие бизнеса к технологическим новациям негативно влияет на конкурентоспособность региональной экономики.
Развитие на базе прогресса
Состояние и качество логистики Краснодарского края имеет принципиальное значение для всей российской экономики, что подчеркивается неофициальным статусом региона как «южных ворот России». Географическое положение края стратегически выигрышно для создания транспортных коридоров с нашими новыми ключевыми партнерами — странами Евразийского экономического союза и Шанхайской организацией сотрудничества.
Новые задачи на фоне перегруженности имеющихся транспортных и логистических ресурсов требуют внедрять в отрасль принципиально новые подходы. Цифровые технологии должны помочь вывести краснодарскую экономику на более высокий уровень.
Показательно, что во главе процесса технологического перехода, как в целом в стране, так и на Юге, идет государство. Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края с 2023 года задействует цифровую логистическую платформу для решения задач цифровой трансформации в области сельского хозяйства. По итогам первого года сотрудничества объем автоперевозок зерна на Кубани вырос более чем в два раза, превысив 2,5 млн т. Число грузоперевозчиков, работающих с платформой, увеличилось на 90%, составив более 16 тысяч. Подобная эффективность может послужить убедительным примером и стимулом даже для консервативной части регионального бизнеса. В разных отраслях экономики автоматизация уже демонстрирует большой потенциал для роста. От успешного внедрения современных инструментов в логистические процессы зависит конкурентоспособность отдельных компаний и успешность экономики региона в целом.