Денис Кузенков, Корпорация развития Краснодарского края: транспорт становится эффективным инструментом политики
Как развитие транспортной инфраструктуры стимулирует рост экономики?
Рассуждая об аспектах транспортной инфраструктуры, я позволю себе сослаться на анализ данной тематики в контексте работ Нины Демидовны Бергман, очень верно обобщившей выводы целого ряда исследований и заключений целого ряда российских и зарубежных исследований в этой области.
Транспортная инфраструктура относится к системообразующим секторам экономики, связана со всеми ее элементами, от которых зависит устойчивое развитие. Транспортная сеть способствует социально-экономическому развитию и повышению качества жизни за счет создания внутригородских и междугородних связей, способствует мобильности и интеграции граждан, что значительно стимулирует региональное и национальное экономическое развитие регионов, принося в том числе социальные и экологические выгоды. В частности, строительство транспортной инфраструктуры может снизить транспортные расходы, привлечь инвестиции и расширить торговлю как для крупных, так и для небольших предприятий. С точки зрения социального капитала, развитие объектов и предприятий отрасли играет решающую роль в индустриализации страны и оказывает позитивные побочные эффекты на региональные инновации и рост производства.
От транспортной доступности зависит экономическое развитие страны и региона. Как и на что именно влияет оптимизация логистических схем в России?
Качественная инфраструктура является предпосылкой для обеспечения эффективных транспортных услуг для грузовых и пассажирских перевозок, которые в свою очередь поддерживает основные виды экономической деятельности и устраняет географические барьеры.
Грамотно функционирующие логистические системы облегчают торговлю за счет снижения затрат для доступа на международные рынки и путем повышения конкурентоспособности отечественных фирм и товаров, что сегодня крайне важно в плане развития российского экспорта.
Пассажирское транспортное сообщение увеличивает производственные возможности экономики, расширяет рынки труда и за счет роста агломераций, оказывает содействие промышленной специализации и обеспечивает взаимодействие между предприятиями и специализированными работниками в секторах услуг высокой стоимости экономики.
Транспортная инфраструктура может быть эффективным инструментом политики для решения социального и территориального дисбаланса путем подключения сельских и отдаленных районов к более крупным центрам производства и потребления, создавая больше экономических возможностей для жителей и сокращение миграции.
Какие существуют финансовые инструменты для инвестиций в сфере транспорта?
Транспортной инфраструктуре свойственны характеристики общей инфраструктуры, такие как, значительные инвестиции, сложная организация, риск и низкий доход. В виду обозначенных факторов наиболее эффективным финансовым инструментом инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры является государственно частное партнерство и механизмы концессии. В большей степени практика применения концессионного механизма проработана в отношении автомобильных дорог. Накопленный при реализации концессионных проектов в отношении инфраструктуры автомобильных дорог опыт можно транслировать также на другие отрасли транспортной сферы, например, строительство железнодорожных магистралей, морских и речных портов, аэропортов и аэродромов, на сегодняшний день большое количество таких проектов находятся в стадии инициирования и разработки.
Ключевые преимущества концессии — повышение качества управления объектом инфраструктуры при сохранении права собственности у концедента, а также равномерное распределение рисков и ответственности, позволяющее сделать проект более инвестиционно-привлекательным. Также стоит отметить, что применение концессионных механизмов может способствовать сокращению бюджетных расходов.
Накопленный при реализации концессионных проектов в
отношении инфраструктуры автомобильных дорог опыт можно транслировать на другие
отрасли транспортной сферы
Методы финансирования для транспортных стартапов?
На рынке транспортных стартапов в основном превалируют логистические проекты, связанные с грузоперевозками. Рынок цифровых экспедиторских услуг активно развивается в США, Германии и Великобритании, из семи крупнейших стартапов в последние годы пять были основаны именно в последних двух странах.
В России создание стартапов в области железнодорожного транспорта активно стимулирует ОАО «РЖД» на базе своего подразделения «РЖД Логистика». В основном вложения такого рода проекты осуществляются крупными финансовыми структурами, так например в 2020 году «дочка» ВЭБ.РФ VEB Ventures инвестировала 500 миллионов рублей в стартап для цифровизации грузоперевозок Deliver.
Но также в последнее время наметилась тенденция к финансированию подобного рода проектов через участие в них паевых инвестиционных фондов и краундфандингового финансирования.
НАО «Корпорация развития Краснодарского края» также имеет в своем портфеле разрабатываемый проект развития транспортной инфраструктуры «Округ Юга», который призван создать сеть придорожных туристических сервисов на территории региона и образовать новый региональный автомобильный туристический маршрут. Данный проект создается во взаимодействии ГК «АвтоДор», Ассоциации автокемперов России и Национального союза профессионалов индустрии кемпингов и автотуризма, а также в сотрудничестве с финансовой организацией АО «Аварест Инвест».
Интервью: Сергей Артемов
Фото: пресс-служба Корпорации развития Краснодарского края
.