Два дебюта и премьера
Новую сказку на сцене Нового театра кукол увидели зрители в конце апреля. «Русалочку» Г.Х. Андерсена поставил режиссёр заслуженный артист России Александр Антоненко.
– Она больна! Она больна добротой и способна любить!..
Морская колдунья, которую не пустили во дворец, ставит страшный «диагноз» Русалочке, внучке и наследнице королевы Полипомедузы, правительницы Холодного Дна. Когда Русалочка только родилась, луч солнца упал на дитя и кровь её стала тёплой. А в королевстве, где всё строится на интригах и подводных камнях, такой «врождённый порок» несовместим с видами на престол. Но всё, чего хочет морская дева с непозволительно тёплой кровью, – быть человеком.
Русалочка должна исправиться. Или…
Спешим успокоить родителей: в истории, которую пересказала для нас драматург Нина Гернет, всё будет хорошо. «Русалочка» – это про нежные чувства. И про красоту. Которая снаружи и которая внутри.
Как заворожённые зрители внимали истории, которая вот уже два века волнует и взрослых, и детей. Мы с головой окунулись во мрак морского царства и вдохнули прибрежного солёного воздуха. Внизу, под водой, – тьма и холод. Наверху – свет, радость, песни. «Красоту» в чёрном кабинете сцены навела художник-постановщик Наталья Кашенина, музыку подводного и надводного мира написал композитор Александр Шишкин.
Перед нами предстали куклы: выразительные колдунья и владычица морская, придворные, разнообразные обитатели морских глубин и люди. Мы не видим артистов, но их голоса, их похожее на магию искусство делают кукол живыми.
В спектакле заняты: Виталий Бегун (принц Ивар, Морской Чёрт), Марина Карпенко (Колдунья), Антонина Есипова (рыбачка Улла), Борис Максимов (отец Уллы, Омар), Оксана Житникова (правительница Холодного Дна Полипомедуза), заслуженный артист Краснодарского края Александр Гилязетдинов (Осьминог, Морской Ёж), Мария Арешкина (Морской Конёк), Владислав Семенихин (капитан, Морской Пёс).
В слаженном звучании морского и наземного хора выделялся голос Русалочки. Её роль исполнила молодая актриса Валерия Феоктистова, живой, трепетный голос которой как нельзя лучше передавал искренность и отвагу героини. Это первая большая роль Валерии, с которой, безусловно, актрису хочется от души поздравить.
Два слова о дебютантке. Валерии 20 лет. До театра профессионально занималась акробатикой. В Новый театр кукол поступила в этом сезоне, сразу после окончания театрального отделения Краснодарского педагогического колледжа. Куклами «заболела» на втором курсе. Благо её педагогами были основатель Нового театра кукол Анатолий Тучков и главный художник Юлия Тучкова.
Перед премьерой мы задали несколько вопросов режиссёру-постановщику спектакля Александру Антоненко.
– За два века жизни «Русалочка» неоднократно ставилась в театрах кукол и ТЮЗах, по сказке сняты сотни фильмов… Сколько «Русалочек» было на вашем кукольно-театральном веку? Какое воплощение истории на вас произвело самое сильное впечатление?
– Я участвовал всего в одной «Русалочке» – в Нижегородском академическом театре кукол, откуда я приехал. А самое сильное впечатление на меня произвёл японский мультфильм. Видел его очень давно, ещё в кинотеатре. В стиле «напряжённого» минимализма. Там «работали» застывшие маски, у которых двигались одни глаза. Получилось очень выразительно.
– У вас нет ощущения, что американская версия истории нанесла большой вред имиджу сказки Андерсена и образу Русалочки в частности?
– Создатели индустрии мультиков часто пускаются в комикование. Я понимаю, зачем они это делают. Дети хорошо «клюют на плохое»: им часто нравится то, что взрослые запрещают. В драматических моментах это бывает опасно. Прочтение первоисточника может быть разным. Самое главное, чтобы в итоге оставалась нежность, доброта.
– Андерсен возмущался, когда его считали детским писателем. Ваша «Русалочка» для какого возраста?
– Для четырёх-пяти лет. Малыши могут напугаться. Раньше у классика театра кукол Сергея Владимировича Образцова возрастная градация была с пяти лет. Сейчас изменился возрастной ценз.
– Все сказки Андерсена приправлены горечью. «Русалочка» – одна из самых печальных историй: девушка превращается в морскую пену, но счастлива тем, что попадает на щёку возлюбленного. Если бы ставили сказку для взрослых, какой бы она была?
– В творчестве Андерсена прослеживаются христианские мотивы: любовь невозможна без жертвы. В «Русалочке» тоже есть мотив жертвы. Весь Андерсен на этом построен.
– В театре кукол вы работаете в традициях русского психологического театра. Сложно ли это?
– Никогда не задумывался! (смеётся – прим. авт.). Нет, не трудно. Если эмоции идут изнутри, если переживание искреннее. Это невозможно объяснить. Кукла – твоё продолжение. Она точно сделает, если ты задашь ей точный посыл.
– Театральные критики вынуждены отметить печальный факт: уходит профессия, связанная с вождением кукол.
– Ушла уже.
– Вы на одном языке с артистами Нового театра кукол разговариваете?
– Ваши ребята, артисты, очень хваткие, молодые, влюблённые в профессию. Они всё понимают на раз. С ними приятно работать.
– Я где-то читала, что всю жизнь писатель мучился зубной болью. В детстве он чувствовал себя гадким утёнком, ему доставалось от сверстников. А в подростковом возрасте он даже ненадолго онемел… Насколько жизнь писателя адекватна произведениям? Можно ли творчество автора наложить на жизнь так, чтобы нигде не перекосило?
– Всё идёт из детства. Характер, взаимоотношения оттуда. Вот почему истории для детей должны оканчиваться хорошо. Как у нас в «Русалочке». А можно ли быть плохим человеком и хорошим писателем одновременно – для меня открытый вопрос. Возможно, в душе хорошего автора, но плохого человека, живёт большая, чистая, высокая мечта, которую он хотел бы воплотить в жизни, но получилось только на бумаге. В каждом из нас есть плохое и хорошее. Главное – процентное соотношение.
– Вопрос, который любят учителя младших классов и составители тем школьных сочинений: чему учит эта история? Какой урок нам преподносит Андерсен, ошибочно зачисленный в «детские» писатели?
– Нужно любить жизнь. Просто любить и отдавать, если понадобится, за близкого человека.
Спектакль «Метаморфозы» Нового театра кукол едет на VII Большой детский фестиваль! В этом году он проходит не только на традиционной сцене – в Москве, в Губернском театре, но и в Санкт-Петербурге. Так что Овидия «с кубанской пропиской» увидят жители и гости обеих столиц!
Это один из самых престижных отечественных фестивалей, ориентированных на детскую аудиторию. Художественный руководитель фестиваля – Сергей Безруков. Краснодарские кукольники принимают участие в БДФ второй раз. Впервые это случилось два года назад, тогда театр показал зрителям «Сказки Гримм».
«Метаморфозы» – премьера нынешнего сезона. Из 250 мифов и историй поэта и философа Овидия в спектакль вошло несколько. Это проверенные тысячелетиями истории, «обнуляющие» жестокость Древнего мира и дающие потомкам надежду на призрачное счастье…
Новую поэтическую реальность языком театральных образов сотворили для нас номинанты и лауреаты «Золотой маски»: режиссёр Александр Янушкевич (он же автор «Сказок Гримм») и художник Татьяна Нерсисян, композитор Андрей Евдокимов и постановщик пластических сцен Степан Баннов. Автор инсценировки – Алёна Иванюшенко.
Обличья богов, эпох и мифологических персонажей примерили на себя артисты Нового театра кукол: Виталий Бегун, Борис Максимов, Марина Карпенко и Владислав Семенихин. Голос за кадром – заслуженный артист Краснодарского края Александр Гилязетдинов.
P.S. На днях в театре прошли первые читки «Пиковой дамы» А.С. Пушкина. Репетиции в формате онлайн проводит Александр Янушкевич. Так что готовимся писать сочинение на тему: «Русская классика в современном театре»!
Труппа Музыкального шоу-театра «Премьера» пополнилась новыми солистками.
Элина Воистинова и Вероника Травкова, без пяти минут выпускницы Краснодарского государственного института культуры. Судя по овациям, которые устроила публика на недавних спектаклях дебютанткам, «приз зрительских симпатий» артистки получили раньше, чем диплом об окончании вуза.
Их истории чем-то похожи. Обе приехали издалека: Элина – из Уфы, Вероника – из Улан-Удэ. У обеих имеется диплом об окончании музыкального колледжа. Определиться с окончательным выбором профессии помог… коронавирус. Пришлось изрядно посидеть в интернете, прежде чем нашёлся (именно в Краснодаре!) творческий вуз с необходимой «опцией» предметов и специальностей… Прослушаться в «Премьеру» девушкам посоветовали их педагоги по вокалу: Марина Сташкевич (педагог Элины) и Надежда Подпоринова (Вероники).
Их дебют был внезапен: музыкальный материал двух сложнейших спектаклей – «Страсти по Бродвею» и «Магия солнца» – пришлось освоить за считанное количество репетиционных дней. А совсем недавно девушки ввелись в «Ретро.ru».
– Для меня в «Премьере» всё оказалось новым: работать в больших спектаклях, в большом профессиональном коллективе… В «Магии солнца» пришлось разучивать песни на семи языках. А в «Страстях по Бродвею» столкнулась со сложным театральным жанром, – делится впечатлениями Элина.
– Меня всегда интересовали произведения, в которых есть история, жизнь. Спектакли Музыкального шоу-театра «Премьера» дают богатую почву для воплощения актёрских задач, – комментирует Вероника.
Элина Воистинова и Вероника Травкова мечтают петь в мюзиклах, где драматическое начало ищет равновесие в музыке. Фрагменты из легендарных мюзиклов «Страсти по Бродвею» – лишь первая ступень освоения жанра.
Сейчас перед молодыми солистками стоит сложная, но вполне посильная задача – ввестись в репертуар Музыкального шоу-театра «Премьера». И получить диплом.
Фото: Алексей Петров
.