Хамить иль не хамить — таков вопрос
92% россиян считают себя воспитанными людьми. При этом 89% из них сталкиваются с хамством. Такие удивительные результаты проведенного исследования представило агентство “Вебер”. Корреляцию между этими цифрами социологи не дают, оставив читателям простор для фантазии. То ли воспитанные люди позволяют себе хамить, то ли есть некие 8% невоспитанных людей, с хамством которых сталкивались подавляющее большинство опрошенных.
В таком случае возникает вопрос, кто такой воспитанный человек, каковыми считают себя подавляющее большинство опрошенных. “Вебер” выяснил, что, по мнению респондентов, воспитанный человек — это тот, кто всегда вежлив и доброжелателен к собеседнику, уважает другие культуры и взгляды, соблюдает правила этикета, имеет грамотную русскую речь, опрятен, обладает широким кругозором, не выражается нецензурно, никогда не опаздывает.
В числе качеств невоспитанного человека респонденты перечислили: неуважение к окружающим, безнравственность и аморальность, неумение вести себя в обществе, дебоширство, несоблюдение чистоты, проявление агрессии, громкие разговоры и вызывающее поведение.
Больше таких людей стало или меньше, каждый читатель может сделать вывод для себя сам, в зависимости от окружения, в котором он находится. Но, согласно данным исследования, более половины респондентов уверены, что хамить россияне стали чаще за последние 30 лет.
Хамство определяют как грубое, неуважительное отношение к собеседнику, проявляющееся не только в открытой словесной агрессии, но и иногда маскирующееся под шутку или заботу. Чаще всего хамство используют для явной демонстрации своего превосходства и более высокого социального статуса. При этом такая демонстрация может быть как вербальной, так и невербальной. К примеру, на дорогах в качестве хамства воспринимают неаккуратное вождение или проезд по обочине. С последним, наверное, встречался каждый автомобилист в Краснодарском крае. Для такого типа водителей даже укоренилось слово “обочечники”, употребляемое с негативной коннотацией.
Согласно данным исследования, именно на дорогах респонденты чаще всего сталкиваются с хамством. Так ответили 60% опрошенных. Такой же результат и у социальных сетей. Хамством и грубостью в комментариях к постам, к сожалению, уже никого не удивить. Складывается ощущение, что люди перенесли всю свою агрессию в более безопасную среду — в сеть, тогда как в реальной жизни за подобные слова “и рожу набить могут”.
Также постоянными источниками неуважительного отношения, по мнению россиян, являются общественный транспорт и поликлиники (по 48%). А вот на улице и в магазинах хамят, как считают респонденты, гораздо меньше (28% и 22% соответственно). К слову, действительно сложно вспомнить, когда последний раз в магазине на покупателя накричали и обозвали. Кажется, подобные ситуации и образ пергидрольной недовольной блондинки за кассой ушли в прошлое.
Удивительно так же и то, что в опросе ни один респондент не указал чиновников в качестве источников неуважительного отношения. Подобные случаи хоть и редки, но встречаются, несмотря на предпринимаемые высшим руководством страны попытки образумить “слуг государевых”. Так, к примеру, зимой 2022 года в Нижнем Новгороде чиновник бросил шкурку от мандарина на снег и потребовал от женщины, которая вышла чистить дорогу, убрать за ним. Конечно, мужчина в этот момент не думал о том, что его снимает камера видеонаблюдения. Иначе, несомненно, сдержал бы свой хамский порыв. Но в итоге он поплатился креслом.
Несмотря на укоренившееся представление, что Россия — это страна победившего хамства, жители которой не могут спорить, не переходя на грубость, сами россияне с такой точкой зрения не согласны. По данным исследования, 66% жителей страны уверены, что хамство не является частью менталитета, а в нормах социальной жизни заложено желание заступиться, помочь и позаботиться. “Вместе с тем, каждый второй (45%) уверен, что на хамство не нужно отвечать хамством”, — добавила руководитель социологического агентства “Вебер”, начальник управления социологии АНО “Диалог” Елена Удалова.
А исходя из жизненного опыта, можно сказать, что лучшим средством противодействия хамству является юмор. Но навык отвечать шуткой на агрессию, конечно, является сложным и порой требует предварительной тренировки.
В опросе респонденты рассказали, что, сталкиваясь с грубостью, стараются ее игнорировать (48%) или снизить градус конфликта (41%). Именно это желание не разводить конфликт, по мнению опрошенных, становится причиной того, что некоторые люди терпят грубость в свой адрес. Так ответили 74% респондентов.
Почти половина респондентов считают, что государство должно влиять на то, чтобы люди реже грубили друг другу в общественных местах, путем введения штрафов, а также популяризации вежливого поведения. А вот куда государство и общество не должно вмешиваться, по мнению респондентов, так это в вопросы супружеских отношений.
Социологическое агентство “Вебер” — совместный проект АНО “Диалог” и АНО “Диалог Регионы”. Изучение общественного мнения проводилось АНО “Диалог Регионы” 11 марта 2024 года в сети методом River Sampling среди 1400 респондентов старше 18 лет.
.