Илья Филиппов: «Просто все хотят слушать хорошую музыку» - Югополис
Закрыть
09:00, 26 октября 2024
Нелли Тен-Ковина

Илья Филиппов: «Просто все хотят слушать хорошую музыку»

Сегодня генеральный директор КМТО «Премьера», художественный руководитель Эстрадно-джазового оркестра (в народе – Оркестра Ильи Филиппова) заслуженный артист Краснодарского края Илья Филиппов отмечает «Первые 40 лет в джазе». На сцене Дворца искусств – большой джазовый квартирник: поздравить юбиляра, поджемить с ним, «круто покачать» приехали лучшие музыканты России и мира, с которыми он когда-то играл. Самый молодой коллектив «Премьеры» исполнит новую программу, в которой будет только лучшее и только любимое.

Илья Филиппов – джазовый пианист, продюсер, композитор, участник (и организатор) многих джазовых событий в России. «Ищем новое, восхищаемся старым» – девиз его оркестра и жизненное кредо.

Мы встретились с Ильёй Сергеевичем и поговорили о том, как прошли его первые 40 лет в джазе.

«Премьера» – это судьба

Когда говоришь о «Премьере» и о судьбе, вспоминаешь ещё одного джазового музыканта из Ростова-на-Дону, чей памятник вот-вот откроется перед Дворцом искусств. Леонард Гатов, народный артист России, основатель «Премьеры». Какие чувства у вас вызывает этот человек?

– Для меня это фигура абсолютно выдающаяся, совмещающая в себе две ипостаси: человека творческого и мощного управленца. Это требует разных мозговых усилий. Нельзя не восхититься, сколько он успел сделать. И насколько его идеи были прогрессивными! Именно поэтому его дело живёт, хотя человек ушёл 17 лет назад. Всё было создано искренне, с любовью, от души. Конъюнктура бы сразу развалилась.

Я рад, что имя Леонарда Григорьевича носит сквер, что у Дворца искусств появится памятник. Дворец искусств – это намоленное место, главная сцена «Премьеры», здесь создавались ведущие коллективы: классический балет, симфонический и духовой оркестры, биг-бэнд. Потом они разошлись по разным площадкам. Но это место созидательное, место силы. Теперь Леонард Григорьевич будет смотреть в сторону Дворца искусств и видеть результаты своих трудов. Мы будем творить согласно его заветам. А он приглядывать за нами.

Руководство «Премьерой» для вас что: обуза? Радость? Ответственность?

– Конечно, ответственность. Но ещё и определённый стимул к самосовершенствованию. В музыке, в исполнительстве я всегда требовал сначала от себя и только потом от музыкантов. И в управлении важно в первую очередь требовать от себя: организованности, стратегического взгляда, коммуникабельности. Внимательного и глубокого изучения современных трендов. Так что это – и стимул, и вызов. И очень интересная работа.

Во Дворце искусств люди боятся затяжного ремонта, в Новом театре кукол – тоже… Стоит ли ждать непопулярных мер?

– Думаю, мы сможем правильно организовать работу, провести ремонт безболезненно для труппы, для зрителей – маленьких и больших.

Когда вы думаете о «Премьере», что даёт вам силы смотреть в будущее с оптимизмом?

– Эволюция строится на достижениях прошлого. Сегодня мы живём в удивительное время. Изменилась музыка, появились новые форматы распространения информации, технологии в области сценического, концертного оборудования. Хочется пользоваться этим богатством и увидеть результат. Это и есть развитие. История, написанная большими, подчёркиваю – большими мастерами, и то новое, что мы можем привнести сегодня.

Вы патриот «Премьеры»?

– Как я могу не быть патриотом? Я всегда хотел играть музыку, которая звучит у меня в голове. Именно в «Премьере» у меня появилась такая возможность. Я же поэтому в 2008-м приехал к Гараняну! Это великий мастер, гений! Чем больше я занимаюсь оркестром, тем больше убеждаюсь, как круто ребята качали (качать на джазовом сленге – классно играть – прим. ред.).

Мне гораздо интереснее слушать, как вы качаете сейчас. Если бы Георгий Арамович вас услышал, что бы он сказал?

– «Осторожней с квартаккордами» (смеётся). После смерти Георгия Арамовича меня вызвала Татьяна Гатова, худрук «Премьеры им. Гатова», и сказала: «Илюша, у тебя новая работа». Я возглавил Биг-бэнд Георгия Гараняна.

Мой путь нельзя назвать хрестоматийным. Мне было 27. Я учился оркестровому исполнительству «наоборот», от оркестра. Оркестр учил меня, как надо.

Такое высочайшее доверие?

– Возможно. Два года назад я оставил Биг-бэнд Гараняна, чтобы играть новую музыку. В краснодарской «Премьере» мне посчастливилось создать свой коллектив.

Что не грозит джазовому музыканту

Помню концерт, на котором вы правой рукой играли на «Стейнвее», левой – на маленькой красненькой пианинке. Для себя я вывела формулу: джаз – это когда правая рука не знает, что делает левая. Вам рук хватает?

– Не хватает. Поэтому у меня такая тяга к оркестру. На клавишных я стремился выйти за рамки фортепиано. В Ростовской консерватории было круто, если на клавишных играешь гитарным тембром как гитарист. Когда никто не может отличить, клавиши это или гитара – это самый топ.

Борис Асафьев, учение об интонации…

– Да. В какой-то момент я купил себе орган «Хаммонд», появилось много тембров. Но потом всё пошло не по плану. Появился оркестр.

Джазисты все юморят или только у в вас?

– У нас это «базовая прошивка». Люди, которые приходят ко мне в оркестр, как правило, состоявшиеся личности. Чувство юмора у них – встроенный навык. Без юмора сложно выжить. Это неотъемлемая часть музыки. Потом, ведь невозможно делать серьёзные дела серьёзно.

Как в фильме про Мюнхгаузена: «Улыбайтесь! Все глупости на земле делаются с умным выражением лица». Эстрадно-джазовый оркестр сформировался меньше двух лет назад. Чего добились? Меня радует, что вы не повторяетесь, идёте вперёд.

– Всю жизнь я стараюсь не повторяться. Даже перед экзаменом: пора бы сыграть то, что «в пальцах», но я рискую и играю новое. Это я привношу и в оркестр. Полезно, когда напряжённо работает голова.

Вашим музыкантам деменция не грозит.

– Точно.

Академики и атомоходы

Помните первый концерт на сцене Дворца искусств? Когда бабушки из зала кричали: «»Катюшу» давай! Пой по-русски»?

– Заметили, что мы стали играть больше русской музыки? Возможно, нам удалось перетянуть ту публику, бабушек, «на светлую сторону». История музыки знает много примеров, когда освистывали великих композиторов. Кто я такой, если неудачи терпел даже Рахманинов?

На самом деле все хотят слушать хорошую музыку, вот в чём дело! Модерновый ли это джаз или Римский-Корсаков. Моему поколению досталась очень плохая поп-музыка. Просто катастрофа! Поэтому когда я работаю с «попсой», я хочу сделать её максимально интересной для той аудитории, которая слушает нас сегодня.

Кто из «академиков джаза» на вас больше всего повлиял?

– Оскар Питерсон. В 2025-м ему будет 100 лет. Один из немногих, кто дожил до пика своей славы и при жизни стал легендой.

Чик Кореа. Показал возможность синтеза жанров. Использовал сложные конструкции из классической музыки.

Кит Джарретт. После инсульта забыл, как играть. Гибридный музыкант. Есть знаменитый концерт в Кёльне, где он импровизирует на рояле полтора часа. При этом удивительная красота фортепианного звука при джазовой подаче, свинге.

Органист Джои ДеФранческо – слышно, как он любит музыку.

Бэнд-лидеры: Каунт Бейси, на его саунд я долго ориентировался.

Уинтон Марсалис. Из гениальных Марсалисов, руководит Jazz at Lincoln Center Orchestra.

Продюсеры Куинси Джонс и Дэвид Фостер.

Из российских мэтров – конечно, Георгий Гаранян.

Ещё мой профессор консерватории – Виктор Георгиевич Бударин, который привил мне любовь к нотам, анализу, профессии музыканта.

Конечно, Игорь Бутман. Неугомонный, невероятно энергичный. Создаёт фестивали, основал Академию джаза… Восхищаюсь его прогрессивным мышлением. Мы много общаемся. Он наш джазовый атомоход в России.

Какие джазовые школы самые интересные в России?

– Московская – за прогрессивный джаз, питерская пропагандирует традиционный. Южная, ростовская, как и екатеринбургская, – за всё. Ты должен уметь играть всё, тогда у тебя будет работа.

Семейное

Мама в детстве вас пугала – будешь плохо учиться, пойдёшь в дворники?

– Не помню. Нет.

У музыкантов долгий путь в профессию. И гарантии никто не даёт. Было желание бросить музыкалку? Нацарапать нехорошее слово на рояле?

– Я мучился, пока однажды не начал импровизировать. И это удержало меня за инструментом. Дальше – лицей, консерватория. Жажда играть новое вела вперёд.

Почему ваша супруга Екатерина так мало поёт на сцене? Должность директора оркестра не позволяет?

– Катя по специальности пианист. Она очень хорошо понимает ответственность профессионального музыканта перед выходом на сцену.

Как вы познакомились?

– В Ростове, ещё в консерватории. У нас были общие друзья. Как-то на вечеринке мне её представили. Я увидел её и сразу подумал: хочу, чтобы эта девушка стала моей женой.

Если вдруг ваша дочь Мирослава скажет: папа, нафиг музыку – что ответите?

– Она любит музыку, мы это видим. Сын Платон тоже пошел в музыкальную школу. Выбрал фортепиано.

Как вас соседи терпят?

– В лифте мне говорят: как вы классно играете! В Ростове после девяти вечера сосед бросал гирю в потолок.

Есть очень хорошие «беззвучные» пианинки, с наушниками.

– Начинать надо на акустическом. Обязательно это напишите.

Вторые сорок лет в джазе

Что вы можете сделать для российского джаза, кроме того, что уже делаете?

– У меня в планах открыть в Краснодаре академию креативных индустрий. В регионе обучают академическому искусству, традиционной культуре. А ниша образовательного контента о современном искусстве пустует. Между тем новые жанры, новые направления появляются раз в полгода… В моём оркестре прекрасные музыканты, они могли бы многому научить. В городе есть уникальные хореографы, владеющие современными стилями танца… Начать можно хотя бы с исполнительских искусств. Танец и музыка будут дополнять друг друга. И это хорошо.

Этим вы планируете заняться во вторые 40 лет в джазе?

– Да, это у меня в планах. И значит, я это сделаю.

Фото: Станислав Телеховец, Алексей Петров, Екатерина Струналь

Зарядиться оптимизмом с Оркестром Ильи Филиппова во Дворце искусств можно здесь:

20 декабря, 19:00

Новый год в кругу друзей с Оркестром Ильи Филипповабилеты по ссылке.

24 января, 19:00

Эра свингабилеты по ссылке.

Реклама. КМТО «Премьера»

ERID: 2SDnjckBMmV