Инновационные технологии в рост
Главные требования к любому виду транспорта — безопасность, надежность и скорость. Поэтому если в транспортную сферу внедрили инновацию, значит, можно быть уверенным, что это проверенная технология, в базе которой — годы испытаний, а в будущем — уверенность в эффективности
Почти год между Петербургом и Москвой в регулярные рейсы ходят беспилотные грузовики на базе тягача KAMAZ-54901. Их запустила X5 Retail Group N.V. «Сибур» заключил соглашение с автопроизводителем «ЭвоКарго» и запустил коммерческие грузоперевозки на электрических автомобилях без водителей на территории завода «Томскнефтехим». В Арктике КАМАЗы-беспилотники перевозят грузы по 140-километровому зимнику к нефтяному месторождению.
В России разрабатываются проекты по созданию сети беспилотных
логистических коридоров. Планируется дополнительно профинансировать
инфраструктуру для высокоавтоматизированных транспортных средств на
автодороге М-11 «Нева» и расширить маршрутную сеть беспилотных
грузоперевозок на трассах М-12 «Восток» и М-4 «Дон».
Первые беспилотные такси в нашей стране появились еще в 2018 году
в Татарстане на территории «Иннополиса». В июне 2023 года «Яндекс»
запустил эксперимент с беспилотным такси на юго-западе Москвы. Над
аналогичными проектами также работают «Ситимобил» и Сбер.
Осенью 2024 года в Москве обещают отправить в рейс первый
беспилотный трамвай. Столичные власти планируют перевести в беспилотный
режим все трамваи города, а затем и метро. Ориентировочно это произойдет
в начале 2030-х годов.
Владислав Давыденко, директор КБ «Спектр», конструктор мотоциклов, гоночных автомобилей, вездеходов:
— В России автоперевозки играют одну из самых значительных, если даже не решающую роль в транспортировке грузов со средним транспортным плечом в пределах условно тысячи километров. В советское время доминировали железнодорожные перевозки, но сейчас автомобильный транспорт стал основным. От состояния дорог и развитости дорожной инфраструктуры зависит экономический рост. Состояние дорожной инфраструктуры приобретает решающую роль в современных условиях, особенно для беспилотных грузовиков. Беспилотные грузоперевозки являются двигателем прогресса и экономического роста в сегменте грузоперевозок, так как исключение человека-водителя оптимизирует процессы. Некоторые высказывают опасения, что беспилотные автомобили вытеснят человека-водителя и уничтожат рабочие места. Однако, любая новая технология, приносящая изменения, создает новые рабочие места. Хотя спрос на водителей грузовиков может временно упасть из-за роста спроса на грузоперевозки, в долгосрочной перспективе ситуация изменится. Сейчас отмечается серьезный недобор водителей грузовиков из-за быстрого роста спроса на грузоперевозки, превышающего возможности рынка труда.
Многие транспортные компании уже используют технологии, такие как GPS, RFID и IoT, для оптимизации своих операций. Правительство России активно поддерживает развитие цифровых технологий в транспорте, например, через программу «Цифровая экономика». Интеграция транспортных средств и инфраструктуры с помощью IoT позволяет оптимизировать процессы, улучшить управление трафиком и снизить затраты на логистику. Использование компьютерного зрения и автономных систем навигации помогает транспортным средствам передвигаться быстрее, безопаснее и эффективнее.
Алексей Смирнов, директор по развитию компании «STEP. Транспортные решения», аттестованный специалист по системе оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов IRIIS, участник ISOCARP (Международное общество городских и региональных планировщиков), участник рабочей группы Общественной палаты РФ по поправкам в ПДД:
— Сейчас в отечественной транспортной сфере принимается и реализуется множество технологий, стимулирующих экономический рост, начиная от импортозамещения различных компонентов в авиационных перевозках, системах бронирования, и заканчивая переходом на электронные накладные — цифровизация документов, связанных с перевозкой грузов, снижает объем бумажной волокиты и уменьшает издержки. Важное место занимает переход на альтернативные виды тяг, например, электро- и водородная тяга, на устойчивые технологии, удешевляющие использование транспорта. Внедрение подобных инструментов влияет не только на экономику отдельного предприятия, но и на экономический рост в отрасли. Ведь транспортная инфраструктура является основным способом перемещения товаров и людей по территории страны, на чем зарабатывают частные компании и государство в целом. Нельзя не сказать про взаимозависимость инноваций в логистике и развитии e-commerce, начиная от крупных грузоперевозок до курьерских служб. Развивающаяся сейчас в крупных городах микромобильность увеличивает скорость доставки и сокращает удельные расходы на нее. Это привлекает внимание бизнеса: в Москве, к примеру, 50 % курьеров в 2022 году использовали именно СИМы (средства индивидуальной мобильности), обеспечив порядка 3,95 % выручки компаний розничной торговли и общепита. Прогнозируют, что к 2025 году сумма выручки почти удвоится. При этом 83% владельцев бизнеса в ритейл-сегменте отмечают, что развитие инфраструктуры микромобильности способствует повышению их посещаемости примерно в 1,5 раза. Не говоря уже об экономии средств городского бюджета на дорожную инфраструктуру. Подсчитано, что если 10% населения пересаживается с автомобилей на велосипед, то на 2,8-3 миллиарда рублей снижается нагрузка на городской бюджет (подсчитано на примере Санкт-Петербурга, источник velorukovodstvo.ru). В среднем, каждые 100 рублей, инвестированные в проекты велопешеходной среды, приносят экономике города дополнительные 1300 рублей.
По данным агентства «Автостат», на 1 января 2024 года в России было зарегистрировано 39,1 тысячи электромобилей. Это в 2 раза больше относительно прошлого года, но все еще очень мало в абсолютных значениях: всего около 0,1% от общего количества легковых автомобилей в стране.
В прошлом году для поддержки отрасли правительство предоставило субсидии регионам в размере 86,5 миллиардов рублей на период до 2025 года для развития городского электрического транспорта и благоустройства прилегающих территорий. Средства пойдут, например, на создание около десяти тысяч зарядных станций и увеличение выпуска электромобилей в девять раз (36 тысяч единиц в год). Покупателям будут предложены программы льготного лизинга, освобождение от транспортного налога, бесплатный проезд по платным дорогам и другие бонусы.
Что касается производства отечественных электрокаров, то у нас есть собственные разработки – АТОМ, Lada E-Largus и L-Type, а также китайские с российскими шильдами EVOLUT и «Москвич».
Популярные модели электромобилей у россиян
(количество на 2024 год):
Nissan Leaf — 14900 шт.
Zeekr 001 — 2900 шт.
Tesla Model 3— 2200 шт.
Tesla Model Y — 1600 шт.
Volkswagen ID.4 — 1600 шт.
Данные: «Автостат»
Первые опыты с поездами на магнитной подушке, или маглевами (сокращение словосочетания «магнитная левитация») начались в СССР в 1970-х. В 1980-х построили первый полигон. Запустить поезд планировали в 1990-х, маршрут должен был связать Москву и аэропорт Шереметьево. Но политические события отложили реализацию этих планов на два десятка лет.
В мире маглевы разрабатывали и внедряли и в Европе, и в Азии. Если в ЕС технология не прижилась, то в Южной Корее и Китае такие поезда стали вполне привычными. Благодаря магнитным подушкам, поезд способен парить над рельсами, что сокращает трение и обеспечивает достижение высоких скоростей свыше 500 км/ч.
14 лет назад в Петербургском НИИЭФА им. Ефремова вернулись к работе над маглевом для России. К 2017-му был готов прототип. Как пишет журнал «Собака», «Помимо линии от Балтийского вокзала до Пулково, разработчики маглева предлагали проложить линии от Ленинского проспекта до Обухово и Рыбацкого, Купчино — Экспофорум — Гатчина, Бугры — Девяткино… А самой амбициозной идеей была трансроссийская магистраль для пассажирских поездов на магнитной подушке Москва — Владивосток». Однако реализовать идею помешало отсутствие инвестиций и ГОСТов для магнитных поездов.
И вот в 2023 году проект трассы для поезда на магнитной подушке разработал Московский институт теплотехники, входящий в Госкорпорацию «Роскосмос». Похоже, эти планы все же воплотятся в жизнь: монорельс запустят в Ленинградской области в 2025 году.
Фото предоставлены героями, а также из открытых источников в интернете
.