Закрыть
12:32, 17 июня 2021

Курортный район Краснодарского края может превратиться в пустошь с химикатами

Таманский полуостров имеет уникальное географическое расположение: с севера он омывается Таманским заливом Азовского моря, с запада — Керченским проливом, с юга — Черным морем. Именно здесь, на берегу Азовского моря, крупный инвестор собирается организовать производство химпродукции общим объемом десять миллионов тонн в год. В 2012 году жители Таманского полуострова уже выступали против возведения завода по масштабному производству метанола. Тогда им удалось остановить строительство на стадии проектирования. Однако сегодня ситуация меняется не в лучшую сторону: с апреля 2021 года идут слушания по оценке воздействия работы опасного производства на окружающую среду.Гарантий не даст никто

Метанол производят из природного газа путем смешивания очищенного от примесей подогретого газа с водяным паром и углекислотой при температуре 860 °C. В результате получается так называемый синтез-газ, который затем охлаждают, сепарируют и конденсируют. Весь процесс очень опасен. В первую очередь потому, что конечный продукт — метиловый спирт — сильнейший яд. Чтобы нанести непоправимый вред или убить человека, достаточно от 25 до 600 мл метила в зависимости от массы тела и других особенностей организма. Чтобы потерять зрение, достаточно всего 20—30 мл. При этом пить метиловый спирт необязательно, отравление может произойти также при вдыхании паров или попадании метанола на кожу.

При этом гарантировать полное отсутствие утечек при производстве практически недостижимая задача. Перекачка, погрузка и т.п. — на любом производстве в ходе выполнения производственных операций так или иначе происходят потери. Особенно если не соблюдаются регламенты эксплуатации и ремонта оборудования.

Метанол — вещество водорастворимое, поэтому может отравлять как поверхностные, так и подземные воды. Фильтров, которые полностью устраняют эти риски, до сих пор не изобрели. Обычные угольные фильтры с этой задачей справляются плохо.

Кроме того, при производстве метанола образуются попутные отходы, которые также надо хранить, обезвреживать, утилизировать. И это помимо прямых рисков попадания сильнейшего яда в водную среду, воздух, землю.

Также на Таманском полуострове планируют производить аммиак — еще один яд для любых биологических структур. Аварии с выбросом аммиака опасны заражением атмосферного воздуха, который в виде дождей и росы впоследствии выпадает на виноградники, сельхозугодья и личные подсобные хозяйства. Сжиженный аммиак при утечках легко растворяется в воде и является причиной массовой гибели рыб и других обитателей водоемов.Референдум устоял

Жители Темрюкского района настроены категорически против возникновения подобных промышленных объектов на Таманском полуострове. Кубанцы всерьез опасаются роста загрязненности окружающей среды и заболеваний среди населения из-за производства аммиака и метанола.

Надо сказать, что в России уже есть прецеденты, когда совместными усилиями людей удавалось поставить заслон реализации коммерческих проектов и спасти экологию от возможной угрозы. В апреле этого года «Аргументы недели» писали о референдуме, который организовали в Хабаровском крае. Жители Аяно-Майского района подавляющим большинством высказались против строительства метанолового завода, на котором собирались производить десятую часть всего мирового объема метанола. В результате людям удалось не только добиться на местном референдуме запрета экологически опасного проекта, но и отстоять его результаты в суде.Курорта больше не будет?

«Кроме вреда для здоровья жителей и опасности техногенных аварий на заводе Темрюкский район потеряет курортную привлекательность в целом, — уверен депутат Темрюкского городского поселения Денис Никоноров. — Общественные слушания, которые сейчас проводятся, помимо экологических исследований, должны учитывать прежде всего мнение тех людей, которые здесь живут. В Темрюкском районе существует инициативная группа общественников, которые собирают подписи против строительства химзавода. Жители Таманского полуострова уже разделились на тех, кто уже готов выразить активный протест путем организации и участия в различных акциях, и тех, кто готов собирать подписи, участвовать в обсуждении в соцсетях. Однако на сегодняшний день среди кубанцев нет никого, кто бы поддерживал строительство опасного производства. Считаю, что наш уникальный полуостров нуждается в развитии туристической отрасли, археологии, виноградарства, а не промышленности».

Таманский полуостров — это, по сути, природный и исторический памятник. Археологических памятников на территории полуострова множество. Наиболее известный археологический памятник — городище Гермонасса — Тмутаракань. Здесь практически постоянно ведутся раскопки: археологи полагают, что земля Тамани таит еще много открытий. История народов, проживавших здесь, до сих пор до конца не изучена. Тут находились большие греческие колонии, проживали киммерийцы, хазары. Не обошли стороной этот край и древние русичи. «Найти редкую монету или древнюю амфору для тех, кто занимается дайвингом, — обычное дело», — рассказывают любители подводного плавания.

Здесь расположены особо охраняемые заповедные территории, такие как Тамано-Запорожский заказник, водно-болотные угодья. Угодья выполняют важную функцию поддержания баланса пресных вод в крайней юго-западной части Восточного Приазовья, а также являются станциями гнездования многих видов водоплавающих птиц.

Недалеко от поселка Волна Темрюкского района, того самого, где и собираются строить химзавод, находятся грязевые вулканы. Кстати, их на побережье Таманского полуострова несколько десятков. Как установили ученые, самому старшему из вулканов более десяти миллионов лет. Вулканические грязи применяют для лечения дерматологических заболеваний и в косметологии.

В воздухе — угольная пыль

«Сегодня природа Таманского полуострова находится под угрозой уничтожения, — считает активист Темрюкского района, член общественной экологической организации «Чистый воздух» Екатерина Чеботарева. — В июле 2012 года был запущен в эксплуатацию перегрузочный комплекс нефти, нефтепродуктов морпорта Тамань. С тех самых пор многие жители Темрюкского района жалуются на запах мазута. А потом к нему прибавились и облака угольной пыли. В 2020 году Таманский терминал навалочных грузов установил рекорд по перевалке угля. Как сообщает пресс-служба группы компаний, реализующей проект, впервые за всё время эксплуатации объем угля на Таманском терминале навалочных грузов группы превысил миллион тонн. При этом коммерческая структура рапортует, что вся погрузка угля производится закрытым способом. Но наш полуостров находится в степной зоне — здесь постоянные ветра. Люди дышат мелкой дисперсионной угольной пылью, весь берег моря периодически покрывается угольной пленкой. А теперь у нас собираются производить аммиак и метанол! Рыбы в море нет уже давно, дороги разбиты большегрузами, личные подсобные хозяйства содержать в таких экологических условиях невозможно, умирает виноградарство. Некоторые жители Таманского полуострова уже собираются сменить место жительства, уехать за пределы района. Но большинство всё же надеется отстоять свое право на здоровое существование. Оставьте нам чистое море, уникальные пляжи, заповедную природу Тамани!»

Текст «Курортный район Краснодарского края может превратиться в пустошь с химикатами» опубликован на сайте «Аргументы Недели».

Таманский полуостров имеет уникальное географическое расположение: с севера он омывается Таманским заливом Азовского моря, с запада — Керченским проливом, с юга — Черным морем. Именно здесь, на берегу Азовского моря, крупный инвестор собирается организовать производство химпродукции общим объемом десять миллионов тонн в год. В 2012 году жители Таманского полуострова уже выступали против возведения завода по масштабному производству метанола. Тогда им удалось остановить строительство на стадии проектирования. Однако сегодня ситуация меняется не в лучшую сторону: с апреля 2021 года идут слушания по оценке воздействия работы опасного производства на окружающую среду.Гарантий не даст никто

Метанол производят из природного газа путем смешивания очищенного от примесей подогретого газа с водяным паром и углекислотой при температуре 860 °C. В результате получается так называемый синтез-газ, который затем охлаждают, сепарируют и конденсируют. Весь процесс очень опасен. В первую очередь потому, что конечный продукт — метиловый спирт — сильнейший яд. Чтобы нанести непоправимый вред или убить человека, достаточно от 25 до 600 мл метила в зависимости от массы тела и других особенностей организма. Чтобы потерять зрение, достаточно всего 20—30 мл. При этом пить метиловый спирт необязательно, отравление может произойти также при вдыхании паров или попадании метанола на кожу.

При этом гарантировать полное отсутствие утечек при производстве практически недостижимая задача. Перекачка, погрузка и т.п. — на любом производстве в ходе выполнения производственных операций так или иначе происходят потери. Особенно если не соблюдаются регламенты эксплуатации и ремонта оборудования.

Метанол — вещество водорастворимое, поэтому может отравлять как поверхностные, так и подземные воды. Фильтров, которые полностью устраняют эти риски, до сих пор не изобрели. Обычные угольные фильтры с этой задачей справляются плохо.

Кроме того, при производстве метанола образуются попутные отходы, которые также надо хранить, обезвреживать, утилизировать. И это помимо прямых рисков попадания сильнейшего яда в водную среду, воздух, землю.

Также на Таманском полуострове планируют производить аммиак — еще один яд для любых биологических структур. Аварии с выбросом аммиака опасны заражением атмосферного воздуха, который в виде дождей и росы впоследствии выпадает на виноградники, сельхозугодья и личные подсобные хозяйства. Сжиженный аммиак при утечках легко растворяется в воде и является причиной массовой гибели рыб и других обитателей водоемов.Референдум устоял

Жители Темрюкского района настроены категорически против возникновения подобных промышленных объектов на Таманском полуострове. Кубанцы всерьез опасаются роста загрязненности окружающей среды и заболеваний среди населения из-за производства аммиака и метанола.

Надо сказать, что в России уже есть прецеденты, когда совместными усилиями людей удавалось поставить заслон реализации коммерческих проектов и спасти экологию от возможной угрозы. В апреле этого года «Аргументы недели» писали о референдуме, который организовали в Хабаровском крае. Жители Аяно-Майского района подавляющим большинством высказались против строительства метанолового завода, на котором собирались производить десятую часть всего мирового объема метанола. В результате людям удалось не только добиться на местном референдуме запрета экологически опасного проекта, но и отстоять его результаты в суде.Курорта больше не будет?

«Кроме вреда для здоровья жителей и опасности техногенных аварий на заводе Темрюкский район потеряет курортную привлекательность в целом, — уверен депутат Темрюкского городского поселения Денис Никоноров. — Общественные слушания, которые сейчас проводятся, помимо экологических исследований, должны учитывать прежде всего мнение тех людей, которые здесь живут. В Темрюкском районе существует инициативная группа общественников, которые собирают подписи против строительства химзавода. Жители Таманского полуострова уже разделились на тех, кто уже готов выразить активный протест путем организации и участия в различных акциях, и тех, кто готов собирать подписи, участвовать в обсуждении в соцсетях. Однако на сегодняшний день среди кубанцев нет никого, кто бы поддерживал строительство опасного производства. Считаю, что наш уникальный полуостров нуждается в развитии туристической отрасли, археологии, виноградарства, а не промышленности».

Таманский полуостров — это, по сути, природный и исторический памятник. Археологических памятников на территории полуострова множество. Наиболее известный археологический памятник — городище Гермонасса — Тмутаракань. Здесь практически постоянно ведутся раскопки: археологи полагают, что земля Тамани таит еще много открытий. История народов, проживавших здесь, до сих пор до конца не изучена. Тут находились большие греческие колонии, проживали киммерийцы, хазары. Не обошли стороной этот край и древние русичи. «Найти редкую монету или древнюю амфору для тех, кто занимается дайвингом, — обычное дело», — рассказывают любители подводного плавания.

Здесь расположены особо охраняемые заповедные территории, такие как Тамано-Запорожский заказник, водно-болотные угодья. Угодья выполняют важную функцию поддержания баланса пресных вод в крайней юго-западной части Восточного Приазовья, а также являются станциями гнездования многих видов водоплавающих птиц.

Недалеко от поселка Волна Темрюкского района, того самого, где и собираются строить химзавод, находятся грязевые вулканы. Кстати, их на побережье Таманского полуострова несколько десятков. Как установили ученые, самому старшему из вулканов более десяти миллионов лет. Вулканические грязи применяют для лечения дерматологических заболеваний и в косметологии.

В воздухе — угольная пыль

«Сегодня природа Таманского полуострова находится под угрозой уничтожения, — считает активист Темрюкского района, член общественной экологической организации «Чистый воздух» Екатерина Чеботарева. — В июле 2012 года был запущен в эксплуатацию перегрузочный комплекс нефти, нефтепродуктов морпорта Тамань. С тех самых пор многие жители Темрюкского района жалуются на запах мазута. А потом к нему прибавились и облака угольной пыли. В 2020 году Таманский терминал навалочных грузов установил рекорд по перевалке угля. Как сообщает пресс-служба группы компаний, реализующей проект, впервые за всё время эксплуатации объем угля на Таманском терминале навалочных грузов группы превысил миллион тонн. При этом коммерческая структура рапортует, что вся погрузка угля производится закрытым способом. Но наш полуостров находится в степной зоне — здесь постоянные ветра. Люди дышат мелкой дисперсионной угольной пылью, весь берег моря периодически покрывается угольной пленкой. А теперь у нас собираются производить аммиак и метанол! Рыбы в море нет уже давно, дороги разбиты большегрузами, личные подсобные хозяйства содержать в таких экологических условиях невозможно, умирает виноградарство. Некоторые жители Таманского полуострова уже собираются сменить место жительства, уехать за пределы района. Но большинство всё же надеется отстоять свое право на здоровое существование. Оставьте нам чистое море, уникальные пляжи, заповедную природу Тамани!»

Текст «Курортный район Краснодарского края может превратиться в пустошь с химикатами» опубликован на сайте «Аргументы Недели».

Подписаться на нас

Сегодня, 08:07

Поезд Адлер – Санкт-Петербург врезался в автомобиль в Ростовской области

Пассажиры поезда не пострадали

Фото: Югополис

В Ростовской области поздним вечером 8 декабря поезд №100 Адлер — Санкт-Петербург врезался в автомобиль, выехавший на железнодорожные пути перед приближающимся составом. Авария произошел на перегоне Разъезд 103 км – Цимлянская.

По информации СКЖД, машинист увидел автомобиль, начал сигналить и тормозить, но многотонный состав остановиться не успел.

“Среди пассажиров поезда и локомотивной бригады пострадавших нет. На движение других поездов ДТП не повлияло”, — сообщили в СКЖД.

О состоянии водителя автомобиля ничего не известно.

Сегодня, 07:48

Минобороны РФ отчиталось об уничтожении 121 БПЛА, в том числе двух — над Кубанью

Пять беспилотников сбили в Ростовской области

Фото: Минобороны РФ

В ночь на 9 декабря силы ПВО уничтожили 121 украинский беспилотник. Атака продолжалась с 23:00 до 07:00. Воздушная угроза действовала в 12 регионах, в том числе в Краснодарском крае. Над Кубанью сбили 2 БПЛА. Еще пять — в Ростовской области.

Также средства ПВО работали в Белгородской области, Крыму, Рязанской, Воронежской, Нижегородской, Липецкой, Курской, Брянской, Тульской областях и над Каспийском морем.

Губернатор Ростовской области Юрий Слюсарь сообщил, что беспилотники сбили в пяти муниципалитетах — в Миллеровском, Тацинском, Цимлянском, Сальском и Красносулинском районах. По его словам, пострадавших нет. Об отсутствии пострадавших рассказал и губернатор Воронежской области Александр Гусев. В Воронеже обломки сбитого дрона посекли автомобиль. Об иных последствиях главы регионов не сообщили. 

Нет пострадавших в Тульской и Брянской областях. Информации об итогах воздушной атаки в Белгородской, Рязанской, Нижегородской, Липецкой, Курской областях, а также Калмыкии нет.

В течение ночи вводили ограничения на работу нескольких аэропортов. По состоянию на 07:45 утра продолжает действовать временный запрет на полеты в аэропортах Нижнего Новгорода, Тамбова, Казани, Чебоксар, Грозного, Магаса и Владикавказа.

Сегодня, 07:18

Горнолыжный сезон стартовал на Эльбрусе

На курорте планируют построить 15 гостиниц

t.me/minec_tourism/

На курорте “Эльбрус” уже начался горнолыжный сезон. В этом году для туристов подготовили новую зону катания в восточном секторе. Работает две канатных дороги — кресельная и гондольная. Их назвали балкарскими именами “Баштала” (верхняя поляна) и “Чиран” (ледник).

Обстановку на курорте проверил глава Минэкономразвития Максим Решетников и глава КБР Казбек Коков.

Максим Решетников рассказал, что летом 2026 года на Эльбрусе откроется еще один современный альпинистский приют. Власти сейчас занимаются тем, чтобы упорядочик восхождение на вершины.

“Бизнес активно инвестирует в этот курорт, а для нас приоритетная задача — срастить коммерческие и природоохранные интересы, ведь мы находимся на территории ООПТ — национального парка «Приэльбрусье», — отметил министр.

В курорт “Эльбрус” инвесторы планируют вложить 35,8 млрд рублей. Здесь намерены построить 15 гостиниц. Работы начались над возведением спортивно-оздоровительного комплекса “Азау”. Также в планах — открыть детскую детскую горнолыжную школу и комплекс по восстановлению после активного спорта, сообщили в министерстве.

Вчера, 21:06

За день в Краснодаре произошло два смертельных наезда на пешеходов

Погибли 10-летний ребенок и 89-летняя женщина

Фото: t.me/gibdd123region

Тяжелые автоаварии с трагическими последствиями произошли днем 8 декабря в двух районах краевого центра.

Как рассказал начальник Госавтоинспекции УМВД России по Краснодару Александр Глотов, на перекрёстке улиц Кузнечной и Базовской 51-летний водитель грузовика DAF с полуприцепом пытался повернуть направо на разрешающий сигнал светофора. Однако в этот момент по регулируемому переходу, также на зелёный свет, дорогу переходил мальчик. Затормозить водитель не смог и совершил наезд.

Ребёнок скончался на месте до прибытия скорой помощи.

Вторая смертельная авария, как сообщал «Югополис», произошла на улице Московской. По словам замначальника Госавтоинспекции города Виталия Савина, 48-летний водитель автомобиля ПАЗ, выполняя маневр, сбил женщину очень преклонного возраста. Она также погибла на месте ДТП.

Правоохранители устанавливают все обстоятельства произошедших аварий.

Видео: t.me/gibdd123region

Вчера, 20:44

Паромный проект потерпел неудачу: попытка зайти в Сочи обернулась убытками в 90 тысяч долларов

Власти Краснодарского края и спецслужбы резко высказались против возобновления грузопассажирских перевозок в таком формате

Фото: Черноморский Союз промышленников и предпринимателей

В начале ноября компания‑оператор паромной линии Seabridge столкнулась с серьёзной проблемой: попытка запустить регулярное сообщение между Трабзоном и Сочи завершилась ощутимыми финансовыми потерями. 

Как сообщил генеральный директор «СВС Шиппинг» Сергей Туркменян изданию «Коммерсант‑Сочи», убытки составили около 90 тысяч долларов. 

Всё началось вечером 5 ноября, когда паром Sea Bridge отправился из турецкого Трабзона с 20 пассажирами на борту. Утром 6 ноября судно достигло акватории Сочи, где должно было дождаться официального разрешения на заход в порт. Однако планы резко изменились: оказалось, что в этот день в районе проводились морские учения, из‑за чего доступ в порт оказался закрыт.

Паром вынужден был оставаться на внешнем рейде более 40 часов. Даже после этого ситуация не улучшилась: судну позволили войти лишь во внутренние российские воды, но не дали разрешение на швартовку. В итоге 8 ноября капитану пришлось принять непростое решение — развернуть судно и отправиться обратно в Трабзон

Компания позаботилась о пассажирах: их доставили до пунктов назначения за счёт перевозчика. Тем не менее сам оператор понёс существенные расходы — на содержание судна в море, обеспечение людей всем необходимым и решение сопутствующих организационных вопросов. Именно эти затраты и сложились в итоговую сумму убытков, оцениваемую в 90 тысяч долларов.

История паромного сообщения между Трабзоном и Сочи насчитывает не один десяток лет: регулярное движение существовало с 1993 года, но прекратилось в 2011‑м из‑за резкого сокращения пассажиропотока и грузоперевозок. С тех пор неоднократно возникали попытки возобновить маршрут, однако каждый раз возникали серьёзные препятствия. Власти Сочи и края указывали на целый ряд проблем: неподготовленность порта, отсутствие необходимой инфраструктуры для досмотра судов и грузов, а также риски перегрузки городской дорожной сети. Дополнительным барьером стало требование получать разрешение ФСБ.

Весной 2025 года проект вновь оказался в центре внимания, и летом Росморречфлот всё же выдал разрешение на организацию линии Seabridge. В октябре был проведён пробный рейс, но и он не принёс успеха — заход в порт снова отклонили. Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев пояснил, что сочинский порт пока не обладает технической возможностью обрабатывать такие суда, особенно если речь идёт о перевозке большого количества автомобилей. При этом перевозчик настаивал, что линия рассчитана исключительно на пассажиров и легковые машины, а грузовые операции не предполагаются. Организаторы проекта подчёркивали его туристическую направленность и важность для укрепления экономических связей между двумя городами.

После неудачной попытки ноября в Сочи вновь подтвердили: инфраструктура морского порта по‑прежнему не готова к обслуживанию грузопассажирских судов. Среди ключевых проблем — отсутствие мобильных инспекционно‑досмотровых комплексов, а также неудобное расположение транспортных маршрутов, которые проходят через перегруженные центральные районы города. 

Тем не менее, компания-перевозчик не оставляет надежд на возобновление регулярного паромного сообщения между портами двух стран.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.