С 1 января будут проиндексированы страховые пенсии. Размер индексации составит 5,9%, что ниже уровня инфляции за 2021 год (по предварительным подсчётам Росстата, цены за прошлый год выросли на 8,39%). В начале декабря глава Минтруда РФ Антон Котяков заявил, что его ведомство по поручению президента Владимира Путина прорабатывает предложения о дополнительной компенсации инфляции для пенсионеров. Однако никаких подробностей не раскрыл.
В результате индексации средний размер страховых пенсий в России превысит 17 тысяч рублей – это почти на тысячу рублей больше, чем в 2021 году.
С 1 января минимальный размер оплаты труда в России вырастет с 12 792 до 13 890 рублей в месяц.
Вырастет и величина прожиточного минимума. В целом по России на душу населения она составит 12 654 рубля, для трудоспособного населения – 13 793 рубля, для пенсионеров – 10 882 рубля, для детей – 12 274 рубля. Президент предложил проиндексировать прожиточный минимум и МРОТ в 2022 году выше уровня инфляции за предыдущий год – на 8,6%.
Изначально в федеральном бюджете была заложена индексация прожиточного минимума на 2,5%. «Конечно, этого недостаточно, потому что такие параметры значительно отстают от уровня текущей инфляции, которая ускорилась за последние месяцы», — заявил Владимир Путин.
Как пояснил спикер Госдумы Вячеслав Володин, индексация означает, что «вырастут и размеры социальных пособий, которые зависят от величины прожиточного минимума и МРОТ». По его оценке, повышение зарплат и различных выплат затронет 19 миллионов россиян.
Размер материнского капитала будет ежегодно индексироваться 1 февраля — такое правило вступает в силу с начала нынешнего года. Уровень индексации будет определяться с учётом фактической, а не прогнозной инфляции.
С 1 января гражданину нельзя отказать в получении государственных или муниципальных услуг, если он не желает проходить идентификацию с использованием биометрических данных. «Мы защитили права людей, не желающих проходить биометрию. Если гражданин не хочет использовать такие персональные данные для идентификации», — отметил спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Биометрическая идентификация клиентов используется банками при оказании клиентам услуг онлайн, без посещения офиса. При этом в московском метро уже тестируют систему бесконтактной оплаты проезда по биометрической технологии распознавания лиц – то есть оплатить проезд можно лицом (буквально).
Теперь государство может вернуть
гражданину часть денег, которые он потратил на
физкультурно-оздоровительные услуги (фитнес, спортивные занятия и т.д.).
Применить такой налоговый вычет можно к доходам, полученным с 1 января
2022 года.
Максимальная сумма затрат на спорт и фитнес за год, с
которых можно будет получить налоговый вычет, составляет 120 тысяч
рублей. Вернуть можно 13% от потраченной суммы, то есть до 15,6 тысячи
рублей. Получить вычет также смогут родители за несовершеннолетних
детей.
Для оформления вычета необходимо предоставить в налоговую
службу копию договора и кассовый чек на оплату
физкультурно-оздоровительных услуг. При этом компания, оказывающая такие
услуги, обязательно должна входить в определённый правительством
список.
«Уже существуют налоговые вычеты на лечение, обучение,
благотворительность, на покупку недвижимости, для предпринимателей есть
свои вычеты. И все они стимулируют развитие экономики, влияют
положительно на качество жизни», — отметил спикер Госдумы Вячеслав
Володин. По его словам, сейчас здоровье людей особенно важно. «Появление
нового налогового вычета на физкультурно-оздоровительные услуги говорит
о том, что государство приравнивает эти расходы к социально значимым», —
подчеркнул Володин.
С 1
января 2022 года в России больше не оформляют бумажные больничные листы,
электронные листки нетрудоспособности становятся обязательными. Врач
должен подписать этот документ электронной подписью и разместить в
информсистеме Фонда социального страхования. По требованию врач
предоставит выписку с номером цифрового бюллетеня.
Информация о
том, что такой лист открыт, автоматически поступит из поликлиники в Фонд
социального страхования, который проинформирует работодателя. Все
работодатели с начала 2022 года должны подключиться к системе
электронного документооборота Фонда социального страхования. Через неё
фонд будет информировать работодателей об открытии, продлении или
закрытии больничных листов работников, а также запрашивать недостающие
сведения, чтобы начислить гражданину выплату.
С
начала января единовременную выплату по беременности и родам начисляют
без заявлений, если женщина оформила больничный (прежде для этого
требовалось писать соответствующее заявление). По новым правилам Фонд
социального страхования получит сведения в медорганизации и органах ЗАГС
и переведет деньги автоматически.
В беззаявительном порядке с 1
января также назначаются страховые и социальные пенсии по инвалидности,
а также пенсии по предложению органов службы занятости и социальные
доплаты к пенсии.