Музыка в витражах - Югополис
Закрыть
10:00, 14 сентября 2024
Нелли Тен-Ковина

Музыка в витражах

Сияющая, как солнечный луч, мелодия отрывалась от струн, легко поднималась ввысь и преломлялась в витражах концертного зала.

Такого узнаваемого, неповторимого, единственного в мире.

Витражи здесь появились в тот же год, что и наш сиятельный именинник – орган.

Ровно тридцать лет назад…

С тех пор концертный зал, преобразованный из зала заседаний мэрии, стали называть Органным.

На днях в нём открылся новый сезон.

Начинаем с позитива

Право, лучшей программы для начала сезона и не придумать! Произведения Феликса Мендельсона, прозвучавшие на концерте, словно глоток свежего морского воздуха, влекли к новым берегам, настраивали на позитив и наполняли паруса ветром перемен. Красивая, яркая программа – как обещание прекрасного, полного открытий года.

Концерт для скрипки с оркестром прозвучал в исполнении лауреата международных конкурсов солистки Московской филармонии Юлии Игониной. Любимое произведение всех скрипачей, знакомое до последней ноты, прозвучало элегантно, по-женски мягко, было наполнено игрой света, словно бликами солнца на воде.

Стремительной тарантеллой пронеслась Итальянская симфония, наполненная брызжущей энергией народных песен и танцев. Оркестр под управлением заслуженного деятеля искусств Краснодарского края Дениса Ивенского исполнил лучшую (по мнению исследователей творчества композитора) симфонию Мендельсона на одном дыхании. Музыковед заслуженный деятель искусств Краснодарского края Нина Магдалиц поздравила слушателей с новым концертным сезоном.

Юлия Игонина: «Скрипка никогда не предаст»

Итак, сезон начался с прекрасной, окрылённой музыки в замечательном – живом, трепетном – исполнении Юлии Игониной! Перед концертом нам удалось задать Юлии Валерьевне несколько вопросов.

– У каждого из нас есть своя история, связанная с Концертом для скрипки с оркестром Мендельсона – одним из самых исполняемых произведений в мировой музыке. Наверное, есть она и у вас. Не поделитесь?

–Это случилось в раннем детстве. Я училась в специализированной музыкальной школе при музыкальном училище в Минске. Студенты-старшекурсники играли его в классе. Моя мама – скрипач, поэтому дома я слушала концерт в разных исполнениях на пластинках. А в 14 лет уже сама доросла до исполнения этой музыки. Я впервые играла концерт с Белорусским государственным симфоническим оркестром! Минск – мой родной город. Мой большой дебют состоялся там, именно с этим произведением! Я хорошо помню эти ощущения, это волнение на сцене… Каждый раз, когда я возвращаюсь к концерту, стараюсь подпитываться ими.

– Как сыграть известную музыку так, чтобы звучало как в первый раз? Так же свежо?

–Такой тонкий момент: вопрос вдохновения во время концерта, состояния готовности, внутренней настройки… С годами учишься всё это вырабатывать. Сам себя накручиваешь, чтобы было как в первый раз.

– Мендельсон – умеренный романтик. Для вас его музыка романтическая или ближе к классике?

–Романтическая, хоть и считается ранним романтизмом. Некоторые музыканты даже играют концерт на жильных струнах.

– Неужели модное «исторически ориентированное музицирование» коснулось и композиторов-романтиков?

–Коснулось. Даже Чайковского коснулось. Два века назад музыкальные инструменты звучали иначе.

– Исходя из информации в прессе, похоже, симфонических оркестров в провинции становится больше. Это так?

–Да, их определённо становится больше. Это здорово, это прекрасно!

– Что сейчас в тренде симфонических оркестров?

– Русская музыка. Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович. Сегодня, наверное, она звучит особенно актуально.

– Какие отношения вас связывают с Кубанским симфоническим оркестром?

– Прекрасные многолетние отношения! Я с радостью сюда приезжаю. Последний раз была нынешней весной, мы играли концерт Шимановского.

– Помню ваше чёрное платье с красными цветами, в котором вы играли Концерт Глазунова…

–С ним связана смешная история. Прямо перед концертом у меня сломалась молния. Пришлось зашивать его перед выходом на сцену прямо на мне.

– Кстати, ваши концертные платья вам шьют на заказ?

–Нет, то чёрное, например, я купила на Wildberris. Мама настояла, чтобы я его купила. Я была против красных цветов. Но получилось эффектно.

– Вы уже начали детей «пытать» скрипкой?

– Дочь, ей будет девять, учится во 2-м классе в ЦМШ при Московской консерватории. Сыну три года, ему пока рано осваивать инструмент.

– Дочь отправилась в музыкальную школу под ласковым прицелом родительских взглядов?

–Я с ней начала заниматься ещё во время ковида. Потом ей нашли педагога… Она с радостью воспринимает моменты выступлений. Сцена, аплодисменты ей нравятся. Но занятия – это всегда тяжкий труд, испытание не только для ребёнка, но и для родителей, и для учителей.

– Человек на 90 процентов состоит из воды. А музыкант?

–Из воли, из трудолюбия. Из внутреннего стержня. Мой первый учитель Вячеслав Абрамович Хавкин говорил: «Скрипка тебя никогда не предаст. Что бы ни происходило вокруг, она останется с тобой». Я несу эти слова по жизни.

– Восток наступает повсеместно: мы ездим на китайских машинах, появились прекрасные китайские рояли. И даже, говорят, есть приличные скрипки. Много талантливых музыкантов родом из Китая. Это потому, что в Китае, как писал Андерсен, так много китайцев?

–В последние годы музыканты из Китая занимают высшие ступеньки на престижных мировых конкурсах. Мы видим выдающихся пианистов, скрипачей, уже сделавших имя, и следом за ними шагает армия талантливой молодёжи… Дело не только в знаменитом восточном трудолюбии, мотивации, умении добиваться цели. Дети из Китая обладают особенной моторикой, природной ловкостью, «приспособленностью» к игре на рояле и на скрипке.

– Может ли наша мягкая славянская ментальность выдержать конкуренцию с музыкантами из Китая, стран Востока?

–Очень надеюсь, что сможет. Мы, славяне, сильны своей толерантностью к другим культурам. Нас нельзя противопоставлять. Мы прекрасно дополняем друг друга, и от этого становимся только сильнее.

– Вы по-прежнему играете на коллекционной скрипке работы Винченцо Панормо?

Мне пришлось её вернуть. Я играла на многих итальянских инструментах из Госколлекции. Решила больше их не брать. Возникает много бюрократических вопросов, связанных в первую очередь с гастролями. Сегодня я играю на инструменте немецкого мастера. Это прекрасная скрипка, которой я очень довольна.

Наш блестящий именинник

30 лет назад в Краснодаре впервые зазвучал орган, поставив победную точку в споре о необходимости этого инструмента в нашем городе. Первый в Краснодаре, второй в Краснодарском крае, он уступил пальму первенства лишь органу города Сочи.

Голос органа прославленной фирмы «Рудольф фон Беккерат» зазвучал 2 сентября 1994 г. Преображённый за лето концертный зал встречал зрителей прохладой, обновлённой сценой и сиянием витражей. Любимое место городских меломанов преобразилось. Орган – фантастически красивый, с лёгким налётом готики и всё же современный – словно по мановению волшебной палочки, превратил бывший зал заседаний в современный культурный центр.

Событие – презентация органа – было столь высокого статуса, что попасть на него оказалось почти невозможно. Зал ломился от слушателей. Присутствовали первые лица города, гости из других регионов и даже… стран. Из Гамбурга прибыла делегация представителей фирмы «Рудольф фон Беккерат». Главный интонировщик Тим Скопп, ученик и творческий наследник основателя органостроительной фирмы, чувствовал себя именинником, как и его творение – великолепный инструмент, один из лучших органов в мире.

По традиции право первого исполнения предоставили представителю страны-производителя: известному органисту и композитору Тео Брандмюллеру. В финале Тео Брандмюллер исполнил импровизацию на тему любимой песни мэра города Валерия Самойленко «Я люблю тебя, жизнь». Именно благодаря волевому решению Валерия Александровича, как и деятельным усилиям основателя «Премьеры» Леонарда Гатова, у нас появился орган.

В завершение концерта представители фирмы вручили символические ключи от органа молодому перспективному органисту из Краснодара Михаилу Павалию.

С тех пор, все 30 лет, заслуженный артист Краснодарского края Михаил Павалий – единственный хранитель инструмента. Ученик легендарной органистки Нины Оксентян, «музыкальный внук» великого педагога и органиста Исайи Браудо, он продолжает и развивает традиции русской органной исполнительской школы.

30 лет для органа – детский возраст. Впереди – долгая, наполненная музыкой жизнь…

«Титаны» и другие органисты

Органный сезон открылся «Записками сумасшедшего» по повести Н.В. Гоголя в постановке заслуженного артиста Краснодарского края Виктора Плужникова. Как всегда, с гарантированным аншлагом.

А скоро мы увидим новый спектакль для органа и солистов – «Дуэль титанов»! Как известно, два музыкальных гения – Георг Фридрих Гендель и Иоганн Себастьян Бах – никогда не видели друг друга. Что, если бы два величайших композитора XVIII века встретились за обедом?

Смотрим и слушаем спектакль-фантазию в исполнении трёх заслуженных артистов Краснодарского края: Михаила Павалия (орган), артистов Молодёжного театра Анатолия Дробязко (И.С. Бах) и Алексея Алексеева (Г.Ф. Гендель).

5 и 6 октября, 19:00.

Билеты по ссылке.

В октябре нас ждёт органный фестиваль. Для нас играют лауреаты международных конкурсов Владимир Королевский из г. Сочи.

12 октября, 19:00.

Билеты по ссылке.

Тарас Багинец из Екатеринбурга – 19 октября, 19:00, билеты по ссылке.

Михаил Павалий – 26 октября, 19:00, билеты по ссылке.

«Премьера» ждёт вас в Органном зале!

Фото: архив КМТО «Премьера»

Реклама. КМТО «Премьера»

ERID: 2SDnjegpAg2