Ситуация 14 ноя 2022, 13:50

Клонирование человека, стволовые клетки, исследование ДНК - чем занимается регенеративная медицина

Всеволод Ткачук

Что действительно могут стволовые клетки? Чем грозит человечеству увлечение сменой пола? Кто стоит у истоков мировой трансплантологии? – об этом и многом другом рассказал Всеволод Ткачук, академик РАН, профессор, доктор биологических наук, декан факультета фундаментальной медицины МГУ, директор Института регенеративной медицины Медицинского научно-образовательного центра МГУ.

Регенерация - способность живых организмов со временем восстанавливать повреждённые ткани, а иногда и целые потерянные органы. Человек - это движущийся автомобиль, у которого на ходу меняется масло, фильтры, колеса и подвеска. Свои 70 или 100 лет мы живем благодаря этому постоянному обновлению. И объем регенерации у человека огромный. За время жизни человека он превышает 10 тонн, за день обновляется килограмм клеток. Мы обновляемся с колоссальной скоростью - клетки крови обновляются за считанные недели, печень - за год. Благодаря этому мы и живем.

У всех органов и тканей свои функции и своя скорость изнашивания. Но механизмы пополнения новых клеток истощаются. Жизнь начинается с процесса регенерации и заканчивается, когда эта функция начинает затухать и органы больше не могут обновляться.

Недавно казалось, что найден эликсир от всех болезней и рецепт вечной молодости – мир охватило повальное увлечение стволовыми клетками. Но постепенно исчезли любые упоминания об этихклетках.

«Стволовые клетки были открыты в России еще в прошлом веке, в 1909 году. Когда выяснилось, что они расходуются за всю жизнь, то первой простой идеей было изъять эти клетки из организма, каким-то образом нарастить и вернуть обратно. Лет 20 назад этим занимались вовсю и у нас, и на Западе. Это был очень опасный период. Ведь никто не проверил - а что, собственно, вырастет? Вы вернули клетку в организм. А откуда ей знать, что именно вы хотели бы «подремонтировать»?» - пояснил В. А. Ткачук.

Этот механический подход был слишком примитивен без нужного исследования, и он ни к чему не привел. Стволовые клетки погибали, потому что они должны были попасть не просто в организм, а именно в свою нишу. Сейчас из этих клеток вне организма научились выращивать органы. Из них выращивают зубы и целые челюсти, щитовидную железу. Выращивают морфологически простые структуры - например, из клеток человека мочевой пузырь и ему же его потом имплантируют.Сложные органы, такие как почка, головной мозг, пока еще не научились.

«В хороших научных центрах это уже делается на практике. Я знаю пациентов, которые уже живут с такими выращенными органами. И живут уже достаточно долго, лет десять. Любая научная находка достигает технологического применения спустя десятилетия. Сейчас это делается по специальным разрешениям под специальным контролем. Такие центры есть в Казани, Санкт-Петербурге, в Томске, в Москве. Но пока это только приближается к переходу в практику, в систему здравоохранения».

Человечество всегда искало способы регенерации. «Сейчас мы можем создавать лекарства, которые будут вызывать процессы обновления клеток в организме, чтобы мы жили дольше. Вот чем отличается регенеративная медицина. Она не создает химические вещества, которые влияют на живые клетки. Она подсматривает, как это сделала природа, потом проверяет это на клетках сначала животного, потом человека, а потом начинает искать эти вещества в организме самого человека и стимулировать их выделение или тормозить выделение веществ, которые мешают».

Академик высказал мнение на тему «переделывания» людей из одного пола в другой. На Западе это сейчас не только модно, но уже и обыденно. «Это очень серьезная опасность. Многие из этих людей действительно психически страдают. Но помогать им надо по-другому. Эти люди, переделанные ножом в другой пол, не дадут потомства. Они не пошлют в далекое будущее поколение внеполых людей. Генетика-то у них все равно останется нетронутой. Мы не можем предсказать, как это отразится в будущем. Это может затронуть все человечество».

Подробнее о том, кто первым пересадил собаке сердце, почему нельзя клонировать человека, какое биологическое оружие может появиться - Клонирование человека - дорога в пропасть - Аргументы Недели (argumenti.ru)

Дорога начинается с проекта

Старейшая проектно-изыскательская организация дорожной отрасли Кубани ООО «Краснодаравтодорпроект» отмечает 65-летний юбилей.

Взгляд на мэра Сочи Копайгородского со стороны: интервью с жителями и мнения экспертов

Мэр Сочи Алексей Копайгородский успел многое сделать для города – это отмечают как сочинцы, так и эксперты в сфере политики и экономики. Узнаем, как оценивают работу Копайгородского на посту мэра и какие его достижения жители города считают особенно важными и знаковыми

Миру – театр!

Сегодня – Международный день театра
Нелли Тен-Ковина

Трагедия в “Крокус Сити Холле”: убийцы, жертвы и герои

Пожарные еще не закончили разбирать завалы сгоревшего “Крокус Сити Холла” в Подмосковье, оперативники еще не завершили работу с подозреваемыми в совершении преступления, но уже с уверенностью можно сказать, что трагедия, произошедшая вечером 22 марта 2024 года, стала одной из самых масштабных в новейшей истории России

Хамить иль не хамить - таков вопрос

Распространен тезис о том, что хамство проникло во все сферы жизни россиян и чуть ли не является частью менталитета. Социологическое агентство "Вебер" узнало у россиян, как часто они сталкиваются с хамством и какие качества характеризуют воспитанного человека.

Дорога начинается с проекта

Иван Прытыка

Выборы на Кубани. День третий

Краснодарский край всегда отличался активностью граждан, высокой явкой на выборах. Для этого приложили усилия и депутаты.