Закрыть
16:58, 24 ноября 2023

На поверхности Земли открыто почти всё

Чем сейчас занимается география как наука? Об этом «Аргументам недели» рассказал президент географического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, первый вице-президент Русского географического общества, доктор географических наук, профессор, заслуженный географ Российской Федерации, академик РАН Николай Касимов.

География – это наука о пространственных явлениях. И для неё осталось большое поле работы. Это не просто объекты на поверхности планеты, которые когда-то открывались великими путешественниками. Это процессы и явления, происходящие в географической оболочке Земли в разных масштабах измерения — от глобального до локального.

Наша работа связана с изучением того, чего мы раньше не знали, с применением самых новейших методов исследования, ранее нам недоступных.

География сегодня – это целый цикл более специальных наук. Первое очевидное разделение – на физическую и социально-экономическую географию. Физическая география, в свою очередь, делится на массу научных направлений, по сути, самостоятельных наук – геоморфология, палеогеография, мерзлотоведение, гляциология, география почв, биогеография, большой пласт гидрометеорологических наук, океанология и масса других.

Вода недоизмерена

Последние десятилетия очень много приходится заниматься водой. Я могу сказать, что она до сих пор недоизмерена. Чаще всего её оценивают как раствор. Тогда как вода состоит из собственно воды и твёрдых взвешенных частиц, которые в ней находятся. Химические элементы при этом периодически переходят из растворённого состояния во взвешенное и наоборот. В паводок, когда воды много, с водосборов идёт больше взвеси, а летом многие элементы переходят в растворённые формы. Поэтому первое, что нужно делать, – это правильно мерить. Кроме того, имеется масса химических соединений, в которых находятся те или иные элементы – карбонаты, сульфаты и т.п. Что касается малых рек, то это, конечно, начало всего, начало начал, откуда берут свой путь потоки, несущие воды как в моря и океаны, так и в озёра и другие замкнутые водные объекты. Поэтому так важно их состояние.

Большую реку загрязнить очень трудно, слишком много в ней воды, слишком большое будет разбавление, чтобы загрязнение радикально сказалось на её чистоте. А вот малую реку загрязнить очень просто.

Все элементы есть везде

— В нашей науке существует закон, который называется «Закон Вернадского». Вернадский говорил о глобальном рассеянии, или, его словами, «всюдности» элементов. То есть все элементы есть везде. Нет такой точки земной поверхности, где бы полностью отсутствовал какой-либо элемент. Их определение в окружающей среде зависит только от наших технологических возможностей. Поэтому и свинец есть абсолютно везде. Как и уран, торий, золото и любые редкоземельные металлы. Вопрос в количестве. Есть нормальное количество, присущее данной территории и в целом миру. Среднее значение, например, свинца – 16 миллиграмм на один килограмм, или 10 в минус четвёртой степени процента. Для человека такое количество – норма. Он родился в среде, содержащей такое количество свинца, и полностью адаптирован к таким условиям жизни. То же касается и других элементов. Проблемы могут начаться, если содержание чего-либо превысит предельно допустимую концентрацию – ПДК.

Данные по Лондону я, например, показываю своим студентам с чувством геохимического патриотизма. Он хорошо изучен, и пробы его почвы просто потрясают. К примеру, очень много кадмия.Откуда он там?Камины! Они дымят в Лондоне сотни лет! Когда-то весь Лондон отапливался исключительно углём и круглый год был окутан чёрным угольным дымом. Лондонский смог вошёл в легенды. Москва в списке грязных городов мира где-то глубоко внизу.

Подписаться на нас

Сегодня, 22:32

Аэропорт Геленджика приостановил работу 8 ноября в целях безопасности

Воздушная гавань не осуществляет приём и отправку самолётов

Фото: пресс-служба аэропорта Геленджика

Росавиация сообщила о временном закрытии аэропорта Геленджика. Приём и отправка самолётов приостановлены. Эти меры введены в дополнение к уже существующему уведомлению для пилотов с целью обеспечения безопасности воздушных перевозок.

В официальном заявлении Росавиации уточняется: «Аэропорт Геленджик: введены временные ограничения (в дополнение к действующему NOTAM) на приём и выпуск воздушных судов».

Ранее «Югополис» писал, что вечером 8 ноября Краснодарском крае была объявлена угроза, связанная с беспилотными летательными аппаратами.

Сегодня, 22:24

Угрозу атаки БПЛА объявили в Краснодарском крае вечером 8 ноябрям

Фото: Югополис

В Краснодарском крае объявлена беспилотная опасность. Оповещение от РСЧС поступило жителям в 20:15 в субботу, 8 ноября.

В таких ситуациях важно сохранять спокойствие и быть внимательными. Рекомендуется избегать открытых пространств и оставаться в укрытии до получения информации об отмене угрозы.

«Если вы в здании — отойдите от окон, укройтесь в помещении без остекления (коридор, кладовая)», — говорится в оповещении.

Если вы на улице, найдите ближайшее здание, паркинг или подземный переход. В случае нахождения в транспорте рекомендуется выйти и укрыться в защищенном месте», — отмечается в сообщении МЧС.

При обнаружении беспилотников или любых подозрительных объектов следует немедленно обратиться по номеру 112. Приближаться к обломкам сбитых БПЛА запрещено.

Сегодня, 20:36

В Таиланде перевернулся автобус с россиянами: пострадали 11 туристов

Среди пострадавших двое находятся в крайне тяжёлом состоянии

Фото: Югополис

В Лум-Сумском районе Таиланда произошло ДТП с участием экскурсионного автобуса, в результате которого 11 российских туристов получили травмы. Как сообщает Mash, автобус перевернулся и упал с холма.

Среди пострадавших двое находятся в крайне тяжёлом состоянии. Они госпитализированы в медицинское учреждение Канчабури. Ещё двое туристов получили травмы средней степени тяжести. В списке пострадавших — Анастасия Я. (28 лет), Светлана П. (20 лет), Анна П. (30 лет), Анастасия А. (26 лет), Никита Ш. (27 лет), Артём Ш., Виолетта, Сергей М. (52 года), Дмитрий К. (50 лет) и Виктор К. (45 лет).

Туристы направлялись к водопаду Сай Йок Вохит в рамках популярной экскурсии «Река Квай». На месте происшествия им была оказана необходимая медицинская помощь.

Сегодня, 19:54

Замглавы завода и три специалиста погибли при крушении вертолёта  в Дагестане

Трагедия произошла 7 ноября в районе села Ачи-Су

Фото: Южная транспортная прокуратура

В результате крушения вертолёта Ка-226 в Дагестане погибли замгендиректора и три ведущих специалиста Кизлярского электромеханического завода (КЭМЗ). Об этом 8 ноября сообщили в официальном телеграм-канале предприятия.

Как стало известно, трагедия произошла 7 ноября в районе села Ачи-Су во время рабочего рейса. В результате ЧП погибли четыре человека, ещё трое были госпитализированы. Один из пострадавших, бортмеханик Петр Суров, 1968 года рождения, скончался в больнице.

Среди жертв крушения оказались:

Замгендиректора концерна по строительству и транспортному обеспечению Ачало Магомедов;

Главный инженер-энергетик Сергей Суслов;

Главный конструктор по вертолетостроению Сиражутдин Саадуев;

Водитель Ислам Джабраилов.

Коллектив и руководство завода выразили искренние соболезнования родственникам погибших. В связи с произошедшим возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц».

Сегодня, 19:07

Пассажиры застрявшего в Сочи Seabridge заявили о желании вернуться домой 

Судно находится в море уже несколько дней

Фото: Черноморский Союз промышленников и предпринимателей

Пассажиры парома Seabridge, который совершил свой первый за последние 14 лет рейс из турецкого Трабзона в Сочи, выразили готовность вернуться обратно в Турцию. Судно уже третий день не может пришвартоваться в порту Краснодарского края, и одна из путешественниц поделилась своими переживаниями с РИА «Новости».

«Мы коллективно решили, что до обеда ждём какую-то информацию, хотя в принципе готовы идти назад в Трабзон», — отметила она, отражая общее настроение пассажиров.

По её словам, скорее всего, им придётся оставаться на борту до понедельника, хотя даже к этому сроку ситуация может не разрешиться. Пассажиры устали от ожидания и считают, что возвращение домой станет для них более быстрым решением.

Возобновлённый маршрут Трабзон — Сочи столкнулся с трудностями с самого начала. Первое за 14 лет отправление парома задержалось из-за проблем с документами, что не позволило пассажирам высадиться на берег. В результате люди провели два дня в море, несмотря на круглосуточную работу порта.

Ранее мы писали, что пассажиры парома SeaBridge вернутся из Сочи в Трабзон за счёт оператора.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.