Закрыть
11:27, 22 декабря 2021

Российский ученый призвал относиться к озеру Байкал как к храму, который нельзя осквернить

Первым, кто «объявил» Байкал заповедником, был Чингисхан. Он запретил купать в водах Байкала лошадей и отмывать сбрую. В 1969 году окрестные территории и бассейн озера объявлены государственным заповедником. В декабре 1996 года Байкал получил статус объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Сегодня, четверть века спустя, международная организация пригрозила перевести озеро в другой список — «всемирного наследия под угрозой», если Россия не выполнит взятые на себя обязательства по сохранению Байкала. Что привело к такой ситуации?

«Сегодня мы имеем то, что можно назвать разными словами, самое мягкое из которых будет «халатность» — считает директор Института динамики систем и теории управления Сибирского отделения Российской Академии наук академик РАН Игорь Бычков. Реальной угрозой озеру ученый считает «неочищенные стоки жизнедеятельности человека». Эти стоки — моющие средства с высоким содержанием соединений фосфора, которые значительно увеличивают биомассу при попадании в озеро. Люди сами создают условия «появления по берегам Байкала многокилометровых участков, которые на десятки метров будут заполнены выброшенными водорослями слоем в полтора-два метра, которые будут гнить и отравлять всё вокруг».

Сегодня из 110 поселений на побережье Байкала только 15 имеют хоть какое-то подобие очистных сооружений. В остальных случаях – а это 95 населённых пунктов – это в самом лучшем случае дренирование, т. е. слив помойных вод в обычные ямы.

Еще одна проблема озера — бороздящие его маломерные суда. На Байкале их более 7000 единиц. И при этом — только одна станция комплексной переработки судовых отходов, нефтесодержащих и сточных вод «Самотлор». «В период навигации на такое количество судов сдаётся примерно 700–800 тонн нефтесодержащих и сточных вод, что недостаточно для обеспечения норм природоохранного законодательства», — рассказывает Бычков. Одна станция на весь Байкал не справляется со всей нагрузкой.

«Есть три концепции дальнейшего развития. Первая – опоясать Байкал колючей проволокой и никого не пускать. Вторая – не надо ничего делать, на берегах озера всегда жили люди, и ничего с Байкалом не случилось, ничего не случится и сейчас и потом, пусть едут и делают что хотят. Истина, наверное, где-то посередине. Для каждого участка центральной экологической зоны необходимо определить так называемую рекреационную нагрузку. Должно быть просто определено количество гостей и гостиниц определённой ёмкости. Хочешь развивать туристический бизнес? Можешь выкупить одну из гостиниц и сделать её более классной, но ты не можешь увеличить количество туристов и новую ты построить не можешь. Что же касается мусора, то есть старая пословица – чисто не там, где метут, а там, где не сорят. Это вопрос воспитания. Ещё в детских садах должны учить детей, что если ты куда-то приехал – на Байкал или не на Байкал – всё, что ты с собой привёз, ты должен увезти обратно».

Сегодня действует уже вторая программа по Байкалу. Первой была Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал. Социально-экономическое развитие байкальской природной территории на 2012–2020 годы». Сегодня это Федеральный проект «Сохранение озера Байкал». Но ни там, ни там в строительство не были включены очистные сооружения центральной экологической зоны. И не потому, что они не нужны, а просто есть условие, что включать можно только те объекты, на которые есть проектно-сметная документация. А муниципалитеты её сделать просто не могли, у них денег нет.

ЮНЕСКО объявило Байкал природным заповедником, а Всемирный банк при этом даёт Монголии деньги на проектирование ГЭС, которая перекроет реку Селенгу и ограничит поступление 60% воды, стекающей в Байкал.

Проблема трансграничных вод – это одна из важных проблем межгосударственного общения. Это особенно проявляется во взаимоотношениях с другим соседом – Китаем, от туризма до строительства водопровода на приграничных территориях. Что касается вырубки лесов – вопрос отдельный. «К сожалению, рубят-то лес не китайцы, а наши с вами люди, для которых китайские деньги оказались важнее собственной земли».

Что будет дальше с уровнем воды в озере? Как чувствует себя байкальская нерпа? Ловится ли еще омуль? Ответы на эти и другие вопросы в материале «Академик Игорь Бычков рассказал о влиянии Китая и Монголии на экосистему Байкала» на сайте «Аргументы недели».

Первым, кто «объявил» Байкал заповедником, был Чингисхан. Он запретил купать в водах Байкала лошадей и отмывать сбрую. В 1969 году окрестные территории и бассейн озера объявлены государственным заповедником. В декабре 1996 года Байкал получил статус объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Сегодня, четверть века спустя, международная организация пригрозила перевести озеро в другой список — «всемирного наследия под угрозой», если Россия не выполнит взятые на себя обязательства по сохранению Байкала. Что привело к такой ситуации?

«Сегодня мы имеем то, что можно назвать разными словами, самое мягкое из которых будет «халатность» — считает директор Института динамики систем и теории управления Сибирского отделения Российской Академии наук академик РАН Игорь Бычков. Реальной угрозой озеру ученый считает «неочищенные стоки жизнедеятельности человека». Эти стоки — моющие средства с высоким содержанием соединений фосфора, которые значительно увеличивают биомассу при попадании в озеро. Люди сами создают условия «появления по берегам Байкала многокилометровых участков, которые на десятки метров будут заполнены выброшенными водорослями слоем в полтора-два метра, которые будут гнить и отравлять всё вокруг».

Сегодня из 110 поселений на побережье Байкала только 15 имеют хоть какое-то подобие очистных сооружений. В остальных случаях – а это 95 населённых пунктов – это в самом лучшем случае дренирование, т. е. слив помойных вод в обычные ямы.

Еще одна проблема озера — бороздящие его маломерные суда. На Байкале их более 7000 единиц. И при этом — только одна станция комплексной переработки судовых отходов, нефтесодержащих и сточных вод «Самотлор». «В период навигации на такое количество судов сдаётся примерно 700–800 тонн нефтесодержащих и сточных вод, что недостаточно для обеспечения норм природоохранного законодательства», — рассказывает Бычков. Одна станция на весь Байкал не справляется со всей нагрузкой.

«Есть три концепции дальнейшего развития. Первая – опоясать Байкал колючей проволокой и никого не пускать. Вторая – не надо ничего делать, на берегах озера всегда жили люди, и ничего с Байкалом не случилось, ничего не случится и сейчас и потом, пусть едут и делают что хотят. Истина, наверное, где-то посередине. Для каждого участка центральной экологической зоны необходимо определить так называемую рекреационную нагрузку. Должно быть просто определено количество гостей и гостиниц определённой ёмкости. Хочешь развивать туристический бизнес? Можешь выкупить одну из гостиниц и сделать её более классной, но ты не можешь увеличить количество туристов и новую ты построить не можешь. Что же касается мусора, то есть старая пословица – чисто не там, где метут, а там, где не сорят. Это вопрос воспитания. Ещё в детских садах должны учить детей, что если ты куда-то приехал – на Байкал или не на Байкал – всё, что ты с собой привёз, ты должен увезти обратно».

Сегодня действует уже вторая программа по Байкалу. Первой была Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал. Социально-экономическое развитие байкальской природной территории на 2012–2020 годы». Сегодня это Федеральный проект «Сохранение озера Байкал». Но ни там, ни там в строительство не были включены очистные сооружения центральной экологической зоны. И не потому, что они не нужны, а просто есть условие, что включать можно только те объекты, на которые есть проектно-сметная документация. А муниципалитеты её сделать просто не могли, у них денег нет.

ЮНЕСКО объявило Байкал природным заповедником, а Всемирный банк при этом даёт Монголии деньги на проектирование ГЭС, которая перекроет реку Селенгу и ограничит поступление 60% воды, стекающей в Байкал.

Проблема трансграничных вод – это одна из важных проблем межгосударственного общения. Это особенно проявляется во взаимоотношениях с другим соседом – Китаем, от туризма до строительства водопровода на приграничных территориях. Что касается вырубки лесов – вопрос отдельный. «К сожалению, рубят-то лес не китайцы, а наши с вами люди, для которых китайские деньги оказались важнее собственной земли».

Что будет дальше с уровнем воды в озере? Как чувствует себя байкальская нерпа? Ловится ли еще омуль? Ответы на эти и другие вопросы в материале «Академик Игорь Бычков рассказал о влиянии Китая и Монголии на экосистему Байкала» на сайте «Аргументы недели».

Подписаться на нас

Сегодня, 21:33

Под Сочи спасатели эвакуировали из леса мужчину, истекавшего кровью

Пострадавший получил тяжелую травму во время прогулки

Фото: t.me/urpso_mchs

В лесном массиве близ сочинского поселка Малый Кичмай спасатели ЮРПСО МЧС России помогли мужчине, получившему серьезную травму во время прогулки. 

42-летний житель Сочи наткнулся на острый сук, который глубоко ранил бедро. Повреждение оказалось опасно близко к артерии, из-за чего началось сильное кровотечение.

Друзья пострадавшего попытались остановить кровь подручными средствами и сразу вызвали спасателей. На помощь выехали сотрудники Лазаревского подразделения ЮРПСО МЧС России совместно со специалистами городской службы спасения.

Прибыв на место, спасатели оказали мужчине первую медицинскую помощь, наложили тугую повязку и аккуратно уложили его на носилки. Эвакуация проходила по узкой тропе, густо заросшей колючими кустарниками. Спасателям пришлось нести носилки почти три километра, прежде чем они вышли к дороге, где уже дежурила бригада скорой помощи.

Врачи приняли пострадавшего и доставили его в городскую больницу. Сейчас жизни мужчины ничего не угрожает — он находится под наблюдением медиков.

По информации пресс-службы ЮРПСО МЧС России, спасательная операция прошла в тесном взаимодействии с городской службой спасения, что позволило оперативно оказать помощь и избежать тяжелых последствий.

Видео: t.me/urpso_mchs

Сегодня, 21:17

Мобильных операторов связи обяжут приостанавливать обслуживание по запросу спецслужб

По оценке экспертов, новый механизм позволит оперативно реагировать на угрозы, возникающие в цифровом пространстве, и предотвращать их распространение 

Фото: yamobi.ru

Правительство Российской Федерации рассматривает законопроект, направленный на расширение полномочий Федеральной службы безопасности (ФСБ) в сфере регулирования телекоммуникаций. Как сообщает «Российская газета», документ предусматривает возможность приостановки предоставления услуг связи операторами по требованию ФСБ в ситуациях, когда это необходимо для защиты интересов государства и обеспечения безопасности граждан.

В проекте закона уточняется, что основания для подобных запросов будут закреплены в нормативных актах, утверждаемых президентом и правительством страны. 

Кроме того, законопроект предусматривает освобождение операторов связи от ответственности перед пользователями в случаях, когда нарушения условий договоров произошли из-за выполнения предписаний спецслужб. Это означает, что приостановка или ограничение услуг по требованию ФСБ не будет считаться нарушением обязательств со стороны оператора.

Ранее «Югополис» сообщал о начале «периода охлаждения» SIM-карт, применяемого для защиты сетей мобильных операторов от кибератак. Согласно этой информации, пользователям, вернувшимся в Россию из-за рубежа, временно ограничивают доступ к интернету для дополнительной проверки и безопасности соединения.

Таким образом, предлагаемые изменения могут стать частью более широкой системы мер по усилению контроля над телекоммуникационной инфраструктурой страны и повышению уровня информационной безопасности.

Сегодня, 20:54

Краснодарка, толкнувшая девочку на пути в метро, уже имела проблемы с законом

Ранее ее привлекали к ответственности за серьезное правонарушение

Галина Малухина в зале суда. Фото: t.me/moscowcourts

64-летняя Галина Малухина из Краснодара, задержанная после инцидента на станции «Таганская» в московском метро, ранее уже привлекалась к административной ответственности. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на судебные документы, в феврале этого года пенсионерку оштрафовали в Краснодаре за дискредитацию Вооруженных сил РФ.

По данным агентства, 18 февраля Галина Малухина провела в Краснодаре одиночный пикет, используя плакат с надписями, направленными против российских властей. За это 27 марта Первомайский районный суд города признал ее виновной в дискредитации армии и назначил штраф в размере 30 тысяч рублей.

Напомним, Малухина стала фигуранткой громкого дела после происшествия в московском метро 9 ноября. По версии следствия, на платформе она, испытывая личную неприязнь, толкнула 13-летнюю девочку на пути. К счастью, ребенок не пострадал — родители быстро помогли дочери, вытащив ее на платформу.

В отношении женщины (она назвала себя бывшей учительницей) возбуждено уголовное дело о покушении на убийство. Черемушкинский районный суд Москвы постановил заключить ее под стражу на один месяц и 29 суток. Учитывая обстоятельства инцидента, в отношении фигурантки проведут психолого-психиатрическую экспертизу.

Сегодня, 20:36

Операторы связи уже внедряют «период охлаждения» сим-карт для защиты от атак

Россиянам начали поступать соответствующие предупреждения 

Изображение: t.me/mintsifry

Российские операторы мобильной связи начали уведомлять пользователей о введении временных ограничений доступа к интернету после возвращения в страну из-за границы.

Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источники в телекоммуникационной отрасли, новые правила предполагают блокировку мобильного интернета на срок до суток, пока абонент не подтвердит, что сим-карта действительно используется человеком. 

Ассоциация туроператоров России (АТОР) уточняет, что уведомления о введении так называемого «периода охлаждения» начали получать клиенты крупнейших операторов, включая «Мегафон» и «Билайн».

Согласно направляемым абонентам сообщениям, после возвращения в Россию на номер поступает SMS с инструкцией по снятию ограничений. Пользователю предлагается пройти быструю авторизацию с помощью капчи по ссылке от оператора, после чего доступ к интернету восстанавливается. При этом телефонные звонки, а также доступ к ряду базовых сервисов, включая «Госуслуги», приложения VK, Яндекса, Ozon и Wildberries, остаются активными.

Как пояснили в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры), введённый механизм связан с необходимостью повышения уровня кибер- и национальной безопасности. Ведомство отмечает, что сим-карты с активным мобильным интернетом могут использоваться для навигации беспилотных летательных аппаратов, включая вражеские дроны, поэтому временные ограничения позволяют предотвратить их использование в подобных целях.

Минцифры уточнило, что «период охлаждения» действует в тестовом режиме с 10 ноября. Для российских сим-карт он применяется в двух случаях: если карта не использовалась более 72 часов или если она вновь активируется после пребывания в международном роуминге. На протяжении 24 часов после возвращения доступ к мобильному интернету и SMS-сообщениям временно приостанавливается до момента прохождения авторизации владельцем.

Восстановить подключение можно не только через SMS-ссылку, но и позвонив в колл-центр оператора, где проводится идентификация личности. Подобная мера, как отмечают в Минцифры, направлена не на ограничение прав абонентов, а на усиление контроля за использованием мобильных номеров и предотвращение угроз, связанных с применением беспилотных технологий.

Тестирование механизма уже охватывает большую часть крупных операторов связи, и, как ожидается, в дальнейшем подобная практика может быть распространена на все мобильные сети страны. Министерство подчеркивает, что внедрение «периода охлаждения» — это часть комплекса мер по укреплению безопасности цифровой инфраструктуры и предотвращению несанкционированного использования мобильных сетей для координации дронов.

Сегодня, 20:11

«Коммерсант»: паром Трабзон–Сочи не смог войти в российский порт из-за отсутствия разрешения от ФСБ

Возобновление регулярного морского сообщения между двумя портами вновь оказалось под вопросом

Фото: администрация Сочи

Турецкий грузопассажирский паром Sea Вridge, направлявшийся из Трабзона в Сочи, был вынужден вернуться в Турцию после того, как не получил разрешения спецслужб на заход в российский порт. Об этом 9 ноября сообщал «Югополис».

Как сообщил «Коммерсант» со ссылкой на пресс-службу администрации курорта, судно с 20 пассажирами на борту вышло из турецкого порта 5 ноября, однако в российские территориальные воды допущено не было. По данным источника, решение о запрете связано с неготовностью сочинской портовой и городской инфраструктуры к приему иностранных грузопассажирских судов. 

Морское сообщение между Трабзоном и Сочи имеет давнюю историю. Оно было открыто еще в 1993 году, когда из Турции морем доставлялись сельскохозяйственные товары. Однако к 2008 году объем перевозок значительно снизился, а в 2011 году рейсы были прекращены. Попытки восстановить маршрут предпринимались в 2014–2015 годах, но власти признали их экономически нецелесообразными. По данным «Коммерсанта», Краснодарский край полностью обеспечивает Сочи продовольствием, поэтому в поставках турецких овощей и фруктов нет необходимости.

В октябре 2025 года в порт Сочи прибыл тестовый рейс парома Sea Вridge. После проверки инфраструктуры власти региона пришли к выводу, что запуск линии преждевременен и небезопасен. Как уточняет издание, губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев заявил, что в действующих условиях невозможно организовать полноценные контрольные и досмотровые процедуры. Первый регулярный рейс с пассажирами планировался на 30 октября, затем его перенесли на 6 ноября, но из-за отсутствия разрешения от ФСБ судно вынуждено было повернуть обратно.

Вениамин Кондратьев отметил, что сочинский морвокзал расположен в исторической части города с высокой туристической нагрузкой, а движение грузопассажирских судов в этом районе может негативно повлиять на курортную инфраструктуру. В обращении к руководству Федерального агентства морского и речного транспорта глава региона подчеркнул, что отсутствие мобильных досмотровых комплексов увеличивает риски провоза запрещённых материалов и создает угрозу безопасности.

Как сообщает ТАСС со ссылкой на представителя турецкой агентской компании Liderline Мустафу Чакыра, оператор маршрута Sea Bridge обеспечил пассажиров возвращённого парома авиабилетами до Сочи. Все расходы по перелету компания взяла на себя. Представитель агентства уточнил, что в настоящее время все 20 пассажиров благополучно сошли на берег и покинули судно.

Региональные власти и федеральные службы пока не определили сроки, когда инфраструктура курорта будет готова к приему иностранных грузопассажирских судов.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.