Закрыть
11:27, 22 декабря 2021

Российский ученый призвал относиться к озеру Байкал как к храму, который нельзя осквернить

Первым, кто «объявил» Байкал заповедником, был Чингисхан. Он запретил купать в водах Байкала лошадей и отмывать сбрую. В 1969 году окрестные территории и бассейн озера объявлены государственным заповедником. В декабре 1996 года Байкал получил статус объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Сегодня, четверть века спустя, международная организация пригрозила перевести озеро в другой список — «всемирного наследия под угрозой», если Россия не выполнит взятые на себя обязательства по сохранению Байкала. Что привело к такой ситуации?

«Сегодня мы имеем то, что можно назвать разными словами, самое мягкое из которых будет «халатность» — считает директор Института динамики систем и теории управления Сибирского отделения Российской Академии наук академик РАН Игорь Бычков. Реальной угрозой озеру ученый считает «неочищенные стоки жизнедеятельности человека». Эти стоки — моющие средства с высоким содержанием соединений фосфора, которые значительно увеличивают биомассу при попадании в озеро. Люди сами создают условия «появления по берегам Байкала многокилометровых участков, которые на десятки метров будут заполнены выброшенными водорослями слоем в полтора-два метра, которые будут гнить и отравлять всё вокруг».

Сегодня из 110 поселений на побережье Байкала только 15 имеют хоть какое-то подобие очистных сооружений. В остальных случаях – а это 95 населённых пунктов – это в самом лучшем случае дренирование, т. е. слив помойных вод в обычные ямы.

Еще одна проблема озера — бороздящие его маломерные суда. На Байкале их более 7000 единиц. И при этом — только одна станция комплексной переработки судовых отходов, нефтесодержащих и сточных вод «Самотлор». «В период навигации на такое количество судов сдаётся примерно 700–800 тонн нефтесодержащих и сточных вод, что недостаточно для обеспечения норм природоохранного законодательства», — рассказывает Бычков. Одна станция на весь Байкал не справляется со всей нагрузкой.

«Есть три концепции дальнейшего развития. Первая – опоясать Байкал колючей проволокой и никого не пускать. Вторая – не надо ничего делать, на берегах озера всегда жили люди, и ничего с Байкалом не случилось, ничего не случится и сейчас и потом, пусть едут и делают что хотят. Истина, наверное, где-то посередине. Для каждого участка центральной экологической зоны необходимо определить так называемую рекреационную нагрузку. Должно быть просто определено количество гостей и гостиниц определённой ёмкости. Хочешь развивать туристический бизнес? Можешь выкупить одну из гостиниц и сделать её более классной, но ты не можешь увеличить количество туристов и новую ты построить не можешь. Что же касается мусора, то есть старая пословица – чисто не там, где метут, а там, где не сорят. Это вопрос воспитания. Ещё в детских садах должны учить детей, что если ты куда-то приехал – на Байкал или не на Байкал – всё, что ты с собой привёз, ты должен увезти обратно».

Сегодня действует уже вторая программа по Байкалу. Первой была Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал. Социально-экономическое развитие байкальской природной территории на 2012–2020 годы». Сегодня это Федеральный проект «Сохранение озера Байкал». Но ни там, ни там в строительство не были включены очистные сооружения центральной экологической зоны. И не потому, что они не нужны, а просто есть условие, что включать можно только те объекты, на которые есть проектно-сметная документация. А муниципалитеты её сделать просто не могли, у них денег нет.

ЮНЕСКО объявило Байкал природным заповедником, а Всемирный банк при этом даёт Монголии деньги на проектирование ГЭС, которая перекроет реку Селенгу и ограничит поступление 60% воды, стекающей в Байкал.

Проблема трансграничных вод – это одна из важных проблем межгосударственного общения. Это особенно проявляется во взаимоотношениях с другим соседом – Китаем, от туризма до строительства водопровода на приграничных территориях. Что касается вырубки лесов – вопрос отдельный. «К сожалению, рубят-то лес не китайцы, а наши с вами люди, для которых китайские деньги оказались важнее собственной земли».

Что будет дальше с уровнем воды в озере? Как чувствует себя байкальская нерпа? Ловится ли еще омуль? Ответы на эти и другие вопросы в материале «Академик Игорь Бычков рассказал о влиянии Китая и Монголии на экосистему Байкала» на сайте «Аргументы недели».

Первым, кто «объявил» Байкал заповедником, был Чингисхан. Он запретил купать в водах Байкала лошадей и отмывать сбрую. В 1969 году окрестные территории и бассейн озера объявлены государственным заповедником. В декабре 1996 года Байкал получил статус объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Сегодня, четверть века спустя, международная организация пригрозила перевести озеро в другой список — «всемирного наследия под угрозой», если Россия не выполнит взятые на себя обязательства по сохранению Байкала. Что привело к такой ситуации?

«Сегодня мы имеем то, что можно назвать разными словами, самое мягкое из которых будет «халатность» — считает директор Института динамики систем и теории управления Сибирского отделения Российской Академии наук академик РАН Игорь Бычков. Реальной угрозой озеру ученый считает «неочищенные стоки жизнедеятельности человека». Эти стоки — моющие средства с высоким содержанием соединений фосфора, которые значительно увеличивают биомассу при попадании в озеро. Люди сами создают условия «появления по берегам Байкала многокилометровых участков, которые на десятки метров будут заполнены выброшенными водорослями слоем в полтора-два метра, которые будут гнить и отравлять всё вокруг».

Сегодня из 110 поселений на побережье Байкала только 15 имеют хоть какое-то подобие очистных сооружений. В остальных случаях – а это 95 населённых пунктов – это в самом лучшем случае дренирование, т. е. слив помойных вод в обычные ямы.

Еще одна проблема озера — бороздящие его маломерные суда. На Байкале их более 7000 единиц. И при этом — только одна станция комплексной переработки судовых отходов, нефтесодержащих и сточных вод «Самотлор». «В период навигации на такое количество судов сдаётся примерно 700–800 тонн нефтесодержащих и сточных вод, что недостаточно для обеспечения норм природоохранного законодательства», — рассказывает Бычков. Одна станция на весь Байкал не справляется со всей нагрузкой.

«Есть три концепции дальнейшего развития. Первая – опоясать Байкал колючей проволокой и никого не пускать. Вторая – не надо ничего делать, на берегах озера всегда жили люди, и ничего с Байкалом не случилось, ничего не случится и сейчас и потом, пусть едут и делают что хотят. Истина, наверное, где-то посередине. Для каждого участка центральной экологической зоны необходимо определить так называемую рекреационную нагрузку. Должно быть просто определено количество гостей и гостиниц определённой ёмкости. Хочешь развивать туристический бизнес? Можешь выкупить одну из гостиниц и сделать её более классной, но ты не можешь увеличить количество туристов и новую ты построить не можешь. Что же касается мусора, то есть старая пословица – чисто не там, где метут, а там, где не сорят. Это вопрос воспитания. Ещё в детских садах должны учить детей, что если ты куда-то приехал – на Байкал или не на Байкал – всё, что ты с собой привёз, ты должен увезти обратно».

Сегодня действует уже вторая программа по Байкалу. Первой была Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал. Социально-экономическое развитие байкальской природной территории на 2012–2020 годы». Сегодня это Федеральный проект «Сохранение озера Байкал». Но ни там, ни там в строительство не были включены очистные сооружения центральной экологической зоны. И не потому, что они не нужны, а просто есть условие, что включать можно только те объекты, на которые есть проектно-сметная документация. А муниципалитеты её сделать просто не могли, у них денег нет.

ЮНЕСКО объявило Байкал природным заповедником, а Всемирный банк при этом даёт Монголии деньги на проектирование ГЭС, которая перекроет реку Селенгу и ограничит поступление 60% воды, стекающей в Байкал.

Проблема трансграничных вод – это одна из важных проблем межгосударственного общения. Это особенно проявляется во взаимоотношениях с другим соседом – Китаем, от туризма до строительства водопровода на приграничных территориях. Что касается вырубки лесов – вопрос отдельный. «К сожалению, рубят-то лес не китайцы, а наши с вами люди, для которых китайские деньги оказались важнее собственной земли».

Что будет дальше с уровнем воды в озере? Как чувствует себя байкальская нерпа? Ловится ли еще омуль? Ответы на эти и другие вопросы в материале «Академик Игорь Бычков рассказал о влиянии Китая и Монголии на экосистему Байкала» на сайте «Аргументы недели».

Подписаться на нас

Вчера, 22:23

Кубанские боксеры отлично выступили на чемпионате мира в ОАЭ: поздравления от губернатора

Спортсмены из Краснодарского края принесли в копилку сборной России три медали

admkrai.krasnodar.ru

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев поздравил кубанских боксеров, успешно выступивших на чемпионате мира. Соревнования прошли в Дубае (ОАЭ). Спортсмены из Краснодарского края выступали в составе сборной России, которая завоевала первое место в общекомандном зачете.

Кубанские боксеры принесли в копилку сборной три медали. А всего россияне завоевали 13 наград.

Первым в своей весовой категории стал спортсмен из Анапы Давид Суров. Его земляк Евгений Кооль завоевал серебряную награду. А житель Сочи Андрей Пегливанян — бронзовую.

“Поздравляю спортсменов и тренеров с успешным выступлением. Ваши победы вдохновляют сотни ребят по всему региону на новые свершения”, – сказал губернатор Вениамин Кондратьев.

Всего на чемпионате мира выступили 428 боксеров из 108 стран.

Вчера, 22:15

Страшный теракт на Хануке в Австралии: погибли 11 человек

Среди пострадавших есть россиянка

Момент обезвреживания второго стрелка / кадр из видео, соцсети

Сегодня, 14 декабря, в столице Австралии Сиднее произошел страшный теракт во время празднования начала еврейского праздника Хануки. На одном из популярных пляжей — Бонди-бич — где собрались евреи, неизвестные открыли стрельбу из ружей.

На пляже в момент теракта собрались несколько сотен человек. Известно об 11 погибших. Среди них — один из стрелявших. Также погиб раввин Эли Шлангер. Еще 29 человек получили ранения. Среди них ребенок и двое полицейских. 

RT пишет о том, что среди пострадавших в теракте на Бонди-бич есть россиянка. Ей прострелили руку. Сейчас женщина находится в больнице. Ее жизни ничего не угрожает.

Также на видеокамеру очевидца попал героический поступок одного из местных жителей. Владелец фруктовой лавки Ахмед аль-Ахмед незаметно подкрался к стрелку и обезоружил его. Сам герой получил две пули. Нападавшего удалось поймать. Он находится в критическом состоянии.

На месте происшествия также обнаружили самодельные взрывчатки. Их обезвредили.

РБК сообщает о том, что стрелявших опознали как мигрантов из Алжира и Пакистана.

Вчера, 21:32

Сочи не получил звание “Культурная столица России 2027”

Конкурс выиграл Челябинск

t.me/agproshunin

Сегодня, 14 декабря, в Москве завершился конкурс “Культурная столица России 2027”. На звание претендовал Сочи. Однако выиграть конкурс курорту не удалось. Победа ушла в Челябинск. Это родной город мэра Сочи Андрея Прошунина.

Несмотря на проигрыш, в Сочи пройдут все запланированные мероприятия, которые указали в заявке, пообещал глава курорт. 

“Объявляю 2027 год в Сочи Годом олимпийского триумфа России. Мы с размахом отметим 20-летие победы сочинской заявки в Гватемале на право проведения Зимних Игр 2014 года”, — заявил Андрей Прошунин.


В 2025 году звание культурной столицы России носит Грозный. В 2026 году оно перейдет Омску.

Вчера, 21:25

Глава Сочи заявил о необходимости развивать отдых по примеру турецкой системы “все включено”

Это даст туристам возможность заранее просчитывать траты на отдых

Фото: Федор Обмайкин / Югополис

Глава Сочи Андрей Прошунин предложил брать с Турции пример в развитии системы “все включено”. По его мнению, именно в этом направлении нужно развивать качество отдыха на курорте.

“Система «все включено» дает возможность туристам заранее просчитывать траты на свой отдых”, — цитирует слова Прошунина ТАСС.

При этом морское сообщение с Турцией при помощи парома, по словам Прошунина, создаст дискомфорт для жителей и гостей курорта. Он вспомнил о неудачном запуске грузопассажирского парома Seabridge в октябре 2025 года. В итоге пассажиры из Турции не смогли доехать до Сочи и вернулись обратно.

“Мы рассмотрели с разных сторон этот вопрос и приняли решение, что на сегодняшний день данный паром для города, в первую очередь, небезопасен. Во-вторых, он создаст дискомфорт для жителей и гостей города Сочи”, — сказал Прошунин.

Он напомнил, что паромная линия между Сочи и Трабзоном существовала до Олимпиады-2014 и уже тогда мнения о ней были не всегда положительными. Портовая инфраструктура, по мнению Прошунина, не готова к приему таких судов.

В 2024 году Сочи посетили 8 млн человек, что делает город самым популярным курортном России. К 2030 году эта цифра может увеличиться до 10 млн человек.

Большинство отдыхающих приезжают в Сочи летом. На курорте открыты 180 пляжей, из которых 113 — муниципальные, а 64 — соответствуют национальному стандарту качества “Синий флаг”.

Вчера, 20:24

Глава Крыма рассказал о двух строящихся кораблях на судостроительном заводе в Керчи

Сергей Аксенов обсудил с главой Минтранса РФ Андреем Никитиным дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры республики

kerchbutoma.ru

В Керчи на Судостроительном заводе им. Б.Е. Бутомы идет работа над созданием двух больших кораблей. Один из них — паром “Петропавловск” для Дальнего Востока. Судно сможет перевозить 150 пассажиров, автомобили, автобусы и грузовые контейнеры. Об этом рассказал глава Крыма Сергей Аксенов после встречи с министром транспорта РФ Андреем Никитиным. Глава ведомства побывал в республике с рабочим визитом.

На встрече обсуждалась поддержка ведомства по развитию на полуострове автомобильного и железнодорожного транспорта, работе Крымского моста и паромной переправы.

Сергей Аксенов выразил надежду на то, что Минтранс окажет содействие в обновлении подвижного состава общественного транспорта, а также в приведении региональных дорог в Крыму до нормативного состояния. 

В Минтрансе РФ сообщили, что в 2025 году на приведение дорог Крыма в нормативное состояние выделили 2,9 млрд рублей. В 2026 году на эти цели пойдет уже 10 млрд рублей. К 2030 году ведомство планирует довести 51% дорог в республике до нормы. 

На обновление парка общественного транспорта в виде прямой субсидии Крыму выделят в ближайшие два года 453,1 млн рублей.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.