Закрыть
11:27, 22 декабря 2021

Российский ученый призвал относиться к озеру Байкал как к храму, который нельзя осквернить

Первым, кто «объявил» Байкал заповедником, был Чингисхан. Он запретил купать в водах Байкала лошадей и отмывать сбрую. В 1969 году окрестные территории и бассейн озера объявлены государственным заповедником. В декабре 1996 года Байкал получил статус объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Сегодня, четверть века спустя, международная организация пригрозила перевести озеро в другой список — «всемирного наследия под угрозой», если Россия не выполнит взятые на себя обязательства по сохранению Байкала. Что привело к такой ситуации?

«Сегодня мы имеем то, что можно назвать разными словами, самое мягкое из которых будет «халатность» — считает директор Института динамики систем и теории управления Сибирского отделения Российской Академии наук академик РАН Игорь Бычков. Реальной угрозой озеру ученый считает «неочищенные стоки жизнедеятельности человека». Эти стоки — моющие средства с высоким содержанием соединений фосфора, которые значительно увеличивают биомассу при попадании в озеро. Люди сами создают условия «появления по берегам Байкала многокилометровых участков, которые на десятки метров будут заполнены выброшенными водорослями слоем в полтора-два метра, которые будут гнить и отравлять всё вокруг».

Сегодня из 110 поселений на побережье Байкала только 15 имеют хоть какое-то подобие очистных сооружений. В остальных случаях – а это 95 населённых пунктов – это в самом лучшем случае дренирование, т. е. слив помойных вод в обычные ямы.

Еще одна проблема озера — бороздящие его маломерные суда. На Байкале их более 7000 единиц. И при этом — только одна станция комплексной переработки судовых отходов, нефтесодержащих и сточных вод «Самотлор». «В период навигации на такое количество судов сдаётся примерно 700–800 тонн нефтесодержащих и сточных вод, что недостаточно для обеспечения норм природоохранного законодательства», — рассказывает Бычков. Одна станция на весь Байкал не справляется со всей нагрузкой.

«Есть три концепции дальнейшего развития. Первая – опоясать Байкал колючей проволокой и никого не пускать. Вторая – не надо ничего делать, на берегах озера всегда жили люди, и ничего с Байкалом не случилось, ничего не случится и сейчас и потом, пусть едут и делают что хотят. Истина, наверное, где-то посередине. Для каждого участка центральной экологической зоны необходимо определить так называемую рекреационную нагрузку. Должно быть просто определено количество гостей и гостиниц определённой ёмкости. Хочешь развивать туристический бизнес? Можешь выкупить одну из гостиниц и сделать её более классной, но ты не можешь увеличить количество туристов и новую ты построить не можешь. Что же касается мусора, то есть старая пословица – чисто не там, где метут, а там, где не сорят. Это вопрос воспитания. Ещё в детских садах должны учить детей, что если ты куда-то приехал – на Байкал или не на Байкал – всё, что ты с собой привёз, ты должен увезти обратно».

Сегодня действует уже вторая программа по Байкалу. Первой была Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал. Социально-экономическое развитие байкальской природной территории на 2012–2020 годы». Сегодня это Федеральный проект «Сохранение озера Байкал». Но ни там, ни там в строительство не были включены очистные сооружения центральной экологической зоны. И не потому, что они не нужны, а просто есть условие, что включать можно только те объекты, на которые есть проектно-сметная документация. А муниципалитеты её сделать просто не могли, у них денег нет.

ЮНЕСКО объявило Байкал природным заповедником, а Всемирный банк при этом даёт Монголии деньги на проектирование ГЭС, которая перекроет реку Селенгу и ограничит поступление 60% воды, стекающей в Байкал.

Проблема трансграничных вод – это одна из важных проблем межгосударственного общения. Это особенно проявляется во взаимоотношениях с другим соседом – Китаем, от туризма до строительства водопровода на приграничных территориях. Что касается вырубки лесов – вопрос отдельный. «К сожалению, рубят-то лес не китайцы, а наши с вами люди, для которых китайские деньги оказались важнее собственной земли».

Что будет дальше с уровнем воды в озере? Как чувствует себя байкальская нерпа? Ловится ли еще омуль? Ответы на эти и другие вопросы в материале «Академик Игорь Бычков рассказал о влиянии Китая и Монголии на экосистему Байкала» на сайте «Аргументы недели».

Первым, кто «объявил» Байкал заповедником, был Чингисхан. Он запретил купать в водах Байкала лошадей и отмывать сбрую. В 1969 году окрестные территории и бассейн озера объявлены государственным заповедником. В декабре 1996 года Байкал получил статус объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Сегодня, четверть века спустя, международная организация пригрозила перевести озеро в другой список — «всемирного наследия под угрозой», если Россия не выполнит взятые на себя обязательства по сохранению Байкала. Что привело к такой ситуации?

«Сегодня мы имеем то, что можно назвать разными словами, самое мягкое из которых будет «халатность» — считает директор Института динамики систем и теории управления Сибирского отделения Российской Академии наук академик РАН Игорь Бычков. Реальной угрозой озеру ученый считает «неочищенные стоки жизнедеятельности человека». Эти стоки — моющие средства с высоким содержанием соединений фосфора, которые значительно увеличивают биомассу при попадании в озеро. Люди сами создают условия «появления по берегам Байкала многокилометровых участков, которые на десятки метров будут заполнены выброшенными водорослями слоем в полтора-два метра, которые будут гнить и отравлять всё вокруг».

Сегодня из 110 поселений на побережье Байкала только 15 имеют хоть какое-то подобие очистных сооружений. В остальных случаях – а это 95 населённых пунктов – это в самом лучшем случае дренирование, т. е. слив помойных вод в обычные ямы.

Еще одна проблема озера — бороздящие его маломерные суда. На Байкале их более 7000 единиц. И при этом — только одна станция комплексной переработки судовых отходов, нефтесодержащих и сточных вод «Самотлор». «В период навигации на такое количество судов сдаётся примерно 700–800 тонн нефтесодержащих и сточных вод, что недостаточно для обеспечения норм природоохранного законодательства», — рассказывает Бычков. Одна станция на весь Байкал не справляется со всей нагрузкой.

«Есть три концепции дальнейшего развития. Первая – опоясать Байкал колючей проволокой и никого не пускать. Вторая – не надо ничего делать, на берегах озера всегда жили люди, и ничего с Байкалом не случилось, ничего не случится и сейчас и потом, пусть едут и делают что хотят. Истина, наверное, где-то посередине. Для каждого участка центральной экологической зоны необходимо определить так называемую рекреационную нагрузку. Должно быть просто определено количество гостей и гостиниц определённой ёмкости. Хочешь развивать туристический бизнес? Можешь выкупить одну из гостиниц и сделать её более классной, но ты не можешь увеличить количество туристов и новую ты построить не можешь. Что же касается мусора, то есть старая пословица – чисто не там, где метут, а там, где не сорят. Это вопрос воспитания. Ещё в детских садах должны учить детей, что если ты куда-то приехал – на Байкал или не на Байкал – всё, что ты с собой привёз, ты должен увезти обратно».

Сегодня действует уже вторая программа по Байкалу. Первой была Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал. Социально-экономическое развитие байкальской природной территории на 2012–2020 годы». Сегодня это Федеральный проект «Сохранение озера Байкал». Но ни там, ни там в строительство не были включены очистные сооружения центральной экологической зоны. И не потому, что они не нужны, а просто есть условие, что включать можно только те объекты, на которые есть проектно-сметная документация. А муниципалитеты её сделать просто не могли, у них денег нет.

ЮНЕСКО объявило Байкал природным заповедником, а Всемирный банк при этом даёт Монголии деньги на проектирование ГЭС, которая перекроет реку Селенгу и ограничит поступление 60% воды, стекающей в Байкал.

Проблема трансграничных вод – это одна из важных проблем межгосударственного общения. Это особенно проявляется во взаимоотношениях с другим соседом – Китаем, от туризма до строительства водопровода на приграничных территориях. Что касается вырубки лесов – вопрос отдельный. «К сожалению, рубят-то лес не китайцы, а наши с вами люди, для которых китайские деньги оказались важнее собственной земли».

Что будет дальше с уровнем воды в озере? Как чувствует себя байкальская нерпа? Ловится ли еще омуль? Ответы на эти и другие вопросы в материале «Академик Игорь Бычков рассказал о влиянии Китая и Монголии на экосистему Байкала» на сайте «Аргументы недели».

Подписаться на нас

Сегодня, 21:22

Родственников кубанской экс-судьи Хахалевой оставили без дачной недвижимости

Суд изъял землю в пользу государства из‑за нарушений при застройке особо охраняемой территории

Фото: Личный архив Елены Хахалевой

В Краснодарском крае развернулся масштабный правовой конфликт вокруг коттеджного посёлка «Буревестник», расположенного в Ольгинке под Туапсе. Туапсинский районный суд удовлетворил иск прокуратуры, постановив изъять из чужого незаконного владения 65 земельных участков и снести возведённые на них постройки. В числе тех, кто лишится своей курортной недвижимости, — мать и сын скандально известной бывшей судьи Краснодарского краевого суда Елены Хахалевой.

Как сообщили «Коммерсанту» в объединённой пресс‑службе судов Краснодарского края, ключевым основанием для столь радикального решения стало то, что территория относится к особо охраняемой зоне лечебно‑оздоровительных местностей регионального значения — курортов Туапсинского района (Шепси, Гизель‑Дере, Небуг, Новомихайловский, Джубга), границы которой были установлены ещё в 1988 году.

История участка берёт начало в 2003 году, когда администрация Туапсинского района предоставила территорию площадью 0,5 га компании «Сургутспецжилстрой» для эксплуатации хозяйственных объектов. Изначально на земле началось строительство гаражных боксов, которые затем выставили на продажу. Новые владельцы постепенно меняли разрешённый вид использования с «гаражей» на «жилые объекты», а после выкупали участки у муниципалитета по льготной цене. Однако прокуратура Туапсинского района, проведя в 2024 году проверку, выявила грубые нарушения: право распоряжения землёй принадлежало субъекту федерации, а не местному органу власти, поэтому участки выбыли из государственной собственности незаконно. В результате край утратил возможность использовать территорию для организации профилактики и лечения граждан — именно такое целевое назначение закреплено за этой зоной.

Суд полностью поддержал доводы надзорного ведомства. Помимо незаконного выбытия земель из госсобственности были зафиксированы многочисленные нарушения градостроительных норм при возведении коттеджей. Кроме того, на спорной территории категорически запрещено размещать объекты, не связанные с развитием курортного лечения и отдыха.

Особую остроту делу придаёт участие в нём семьи Елены Хахалевой. Напомним, среди 54 собственников изымаемых участков — её мать Ольга и сын Кирилл Хахалевы, владеющие двумя наделами, на одном из которых расположены жилые здания. 

Елена Хахалева, возглавлявшая административную коллегию краевого суда, оказалась в центре внимания СМИ в 2017 году после дорогостоящей свадьбы своей дочери. В 2018‑м она покинула пост председателя коллегии, а в 2020‑м Высшая квалификационная коллегия судей досрочно прекратила её полномочия; впоследствии в отношении экс‑судьи возбудили дело о мошенничестве. Сегодня Хахалева объявлена в международный розыск, а её интересы в суде представляет сын.

Владельцы недвижимости не намерены сдаваться без борьбы. Как рассказал «Бизнес ФМ Краснодар» один из собственников, Андрей Г., купивший коттедж в 2022 году, перед сделкой он тщательно проверил всю документацию. Его супруга стала третьим правообладателем объекта, построенного ещё в 2007‑м и зарегистрированного в ЕГРН в 2015‑м на основании решения Туапсинского районного суда. Деньги за выкуп земельного участка в 2007 году были перечислены на счёт Департамента имущественных отношений Краснодарского края, что, по мнению покупателя, свидетельствует об осведомлённости региональных властей о сделке. 

Жители посёлка выдвигают свои версии причин судебного преследования. По их словам, конфликт мог возникнуть из‑за затяжного спора с соседним санаторием «Зелёная Долина» по вопросу права прохода к морю. Некоторые собственники не исключают, что дело против всего посёлка отчасти инициировано с целью оказать давление на родственников Хахалевой. При этом они уже заявили о намерении обжаловать решение в Краснодарском краевом суде.

Сегодня, 21:05

Краснодарцам подарят кинопраздник

В кинотеатре «Болгария» весь декабрь будут бесплатно показывать фильмы со всего мира

Кинотеатр «Болгария». Фото: krd.ru

В кинотеатре «Болгария» весь декабрь будут бесплатно показывать фильмы со всего мира

Жители и гости Краснодара получат уникальную возможность окунуться в мир кино без каких‑либо затрат — в течение всего декабря в киноконцертном зале «Болгария» пройдёт серия бесплатных показов фильмов‑участников Открытой Евразийской кинопремии «Бриллиантовая бабочка». 

Зрителям представят настоящую кинематографическую мозаику: в программе сочетаются советские классические ленты, современные российские картины, а также кино из Венесуэлы, Турции, Сербии и Беларуси. Побалуют и разнообразием жанров — от глубоких документальных работ до увлекательных художественных фильмов, способных заинтересовать как взрослую аудиторию, так и юных зрителей. 

Чтобы попасть на сеансы, потребуется заранее пройти регистрацию — это единственное условие для погружения в мир большого кино. 

Киномарафон стартует 2 декабря в 14:00 премьерным показом документального фильма «Семейный хор», рассчитанного на взрослую аудиторию. На следующий день, 3 декабря, в 10:00 зрители смогут посмотреть картину «Композитор». 4 декабря подготовлена особенно насыщенная программа: с утра в 11:00 начнётся показ фильмов в рамках кинофестиваля «Потомки победителей», посвящённого 80‑летию Победы в Великой Отечественной войне (сеанс предназначен для детей до 14 лет), а вечером в 17:30 гостей ждёт семейная картина «Али Примера», за которой последует показ драмы «Лесной царь» в 19:30. 5 декабря в 15:00 зрителям представят фильм «Отцовское сердце», а 7 декабря в 14:00 — лёгкую и душевную ленту «Двое в одной жизни, не считая собаки». 

Предновогоднее настроение помогут создать классические советские сказки: 24 декабря в 11:00 покажут волшебную «Царевну‑лягушку», а 26 декабря в то же время — незабываемую «Золушку», сообщает пресс-служба администрации Краснодара. 

Все киносеансы проходят в киноконцертном зале «Болгария» по адресу: ул. Ставропольская, 236А.

Сегодня, 20:47

В ОАЭ обнаружены тела убитых криптобизнесмена Романа Новака и его супруги

Вопреки первоначальным данным, они не были расчленены

Фото: emiratica.com

В Объединённых Арабских Эмиратах правоохранительные органы завершили масштабный поиск и обнаружили останки российского криптобизнесмена Романа Новака и его жены Анны. Как сообщили РИА Новости в местных силовых структурах, тела супругов были найдены в пустынной местности — их закопали после жестокого преступления.

Напомним, история началась 2 октября, когда семейная пара, постоянно проживавшая в Дубае, исчезла после встречи с предполагаемыми инвесторами. По данным следствия, личный водитель доставил Романа и Анну к озеру, где они пересели в другой автомобиль и отправились в город Хатта. С этого момента связь с супругами прервалась.

В начале ноября Главное следственное управление СК РФ по Санкт‑Петербургу возбудило уголовное дело об убийстве. Как выяснило следствие, перед гибелью супругов подвергли пыткам, требуя коды доступа к криптокошелькам. По информации 47news, преступники поместили тела в плотные чёрные полиэтиленовые мешки, добавив внутрь сильные растворители, после чего закопали в пустыне. Для обнаружения останков полиции ОАЭ пришлось обследовать территорию площадью около 250 000 квадратных метров.

По делу об убийстве арестованы трое подозреваемых: 53‑летний Константин Шахт, 46‑летний Юрий Шарыпов и 45‑летний Владимир Далекин. Октябрьский районный суд Санкт‑Петербурга отправил их под стражу до 28 декабря. Двое из задержанных частично или полностью признали вину и дали показания о том, как совершалось убийство. Константин Шахт отрицает причастность к преступлению; по версии следствия, он может скрывать информацию о заказчике. Всего в деле фигурируют восемь подозреваемых, задержанных в Санкт‑Петербурге, Ставропольском и Краснодарском краях.

Роман Новак, уроженец Санкт‑Петербурга, занимался криптобизнесом и владел приложением для быстрых криптопереводов Fintopio, запущенным в 2023 году в ОАЭ. Ранее он развивал проекты криптокошелька Transcrypt и фитнес‑инициативы «Спорт в народ». В 2020 году Новак был приговорён к шести годам лишения свободы за мошенничество: суд установил, что он спланировал хищение $100 000 у совладельца и инвестора проекта «Спорт в народ». Кроме того, в России на него было возбуждено девять исполнительных производств (шесть из них прекращены из‑за отсутствия имущества), а общая сумма долгов достигала 7 млн рублей.

47news опровергло распространённую ранее информацию о том, что тела были расчленены и размещены в разных контейнерах вблизи торгового центра в Хатте. Сейчас решается вопрос о передаче останков в Россию для проведения экспертизы и последующего захоронения. У погибших супругов остались несовершеннолетние дети.

Сегодня, 20:16

Паром между Сочи и Трабзоном должен возобновить рейсы, но без автомобилей

Запуск запланирован на 8 декабря после завершения всех необходимых согласований с компетентными ведомствами России и Турции

Фото: Черноморский Союз промышленников и предпринимателей

Появились данные о том, что спустя более 10 лет перерыва на черноморском направлении вновь оживает международная паромная линия. Компания‑перевозчик «СВС Шиппинг» анонсировала возобновление регулярных пассажирских рейсов между Сочи и Трабзоном на судне Sea Bridge.

История недавнего пробного рейса оказалась непростой. Напомним, первая попытка восстановить сообщение состоялась 5 ноября: паром вышел из Трабзона около 21:00 по московскому времени с 20 пассажирами на борту, большинство из которых были россиянами. Однако на подходе к Сочи возникли непредвиденные сложности. Утром 6 ноября судно вошло в акваторию курорта, но не смогло сразу зайти в порт — причиной стали проходящие в Чёрном море военно‑морские учения. Более 40 часов паром вынужденно оставался на рейде. 

7 ноября ситуация частично разрешилась: судно получило разрешение на вход во внутренние воды РФ и прошло досмотр. Планировалось, что пассажиры смогут сойти на берег около 23:00, но и этот этап задержался. Как пояснили представители перевозчика, возникла юридическая коллизия: находясь на внутреннем рейде, паром не имел права покинуть территориальные воды России без специального разрешения на выход во внешний рейд.

В итоге 8 ноября, не дождавшись разрешения на швартовку, Sea Bridge взял обратный курс на Трабзон. На следующий день судно вернулось в порт отправления. Компания оперативно решила вопрос с дальнейшим перемещением пассажиров, предоставив им авиабилеты до конечных пунктов назначения.

Теперь, после урегулирования всех межведомственных вопросов, перевозчик планирует запустить регулярное сообщение с 8 декабря. По словам генерального директора «СВС Шиппинг» Сергея Туркменяна, рейсы будут выполняться дважды в неделю исключительно для пассажиров — перевозка легковых автомобилей пока не предусматривается.

Проект позиционируется как важный элемент развития межрегионального сотрудничества. Его ключевые цели — стимулирование туристического потока между двумя приморскими городами, укрепление гуманитарных и деловых связей, а также создание новых рабочих мест. При этом администрация курорта подчёркивает: бесперебойная работа линии возможна только при строгом соблюдении требований безопасности и тесной координации с федеральными структурами, что является непременным условием для функционирования международного морского пассажирского сообщения.

Между тем эксперты туристической отрасли высказывают осторожные оценки перспектив проекта. Вице‑президент Альянса туристических агентств России Алексан Мкртчян указывает на ряд рисков. Во‑первых, запуск линии совпадает с началом штормового сезона на Чёрном море. Во‑вторых, к этому времени годовой поток туристов в Турцию сокращается в десятки раз. Специалист прогнозирует, что первые два сезона могут оказаться убыточными, а выход на окупаемость вероятен лишь к третьему году работы.

Особую озабоченность вызывает решение об отказе от перевозки автомобилей. По мнению эксперта, именно автоперевозки традиционно формируют основную доходную часть подобных проектов, поэтому их исключение может поставить под сомнение рентабельность линии. Тем не менее Мкртчян признаёт потенциал морской переправы: растущий интерес путешественников к альтернативным маршрутам и круизам по Чёрному морю создаёт благоприятные предпосылки для развития направления. При условии стабильного выполнения рейсов линия способна сформировать постоянную клиентскую базу — особенно в высокий сезон, сообщает «Коммерсант-Сочи»

Сегодня, 19:39

Краснодар занял третью строчку в рейтинге городов России с самым дорогим общественным транспортом

Столица Кубани демонстрирует один из наиболее высоких уровней тарифов среди российских мегаполисов

Фото: Александр Райко / krd.ru

Краснодар вошёл в тройку городов России с самой высокой стоимостью проезда в общественном транспорте, уступив лишь Москве и Санкт‑Петербургу, сообщает ТАСС со ссылкой на данные геосервиса «2ГИС». 

Согласно опубликованному 1 декабря исследованию, Санкт‑Петербург возглавил рейтинг: здесь средняя стоимость поездки составляет 81,5 рубля — при этом на наземном транспорте (автобусах, троллейбусах и трамваях) пассажир платит 80 рублей, а проезд в метро обходится в 86 рублей. На второй строчке расположилась Москва, где зафиксирована единая цена билета — 74 рубля. Краснодар занял третью позицию с показателем 51 рубль за поездку, а четвёртое место досталось Челябинску со средней стоимостью проезда в 50 рублей. 

При составлении рейтинга специалисты учитывали официальные фиксированные тарифы на все виды общественного транспорта в каждом из 20 крупнейших по численности населения городов страны, при этом льготы и скидки в расчёты не включались. 

На противоположном конце списка оказалась Махачкала, где средняя цена поездки достигает лишь 26 рублей: здесь проезд на троллейбусе стоит 20 рублей, на автобусе — 27 рублей, на маршрутке — 32 рубля. Среди других городов с доступной стоимостью проезда отмечены Саратов (30 рублей), Ростов‑на‑Дону и Уфа (37 рублей), Самара (38 рублей), а также Волгоград, Воронеж, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь и Тюмень, где средняя цена билета составляет 40 рублей. 

В Красноярске поездка обходится в среднем в 46 рублей, в Омске — в 45 рублей, в Казани — в 43 рубля, а в Тольятти и Екатеринбурге — по 42 рубля. 

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных использованием файлов cookie.