Люди Ситуация Наука и техника 30 мая 2018, 21:59

​Ученые заявили, что первым жителям Марса придется отказаться от детей и секса

Исследователи задумались, насколько возможно в современных реалиях создание автономного города-миллионника на Марсе, если учесть в том числе биологические последствия жизни на другой планете.

Любые планы по колонизации Марса в ближайшее время потребуют от колонистов существенной жертвы — полного отказа от продолжения рода и любых интимных отношений, если это необходимо для выживания всего их коллектива: об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Futures.

«Конечно, существование автономных колоний на Марсе будет невозможным без самой возможности продолжения рода. С другой стороны, попытка осуществить это действие приведет к массе почти неразрешимых проблем», — пишут Рафаэль Маркес из бразильской Национальной лаборатории бионаук и его коллеги.

Ранее Илон Маск, глава корпорации SpaceX, рассказал о своих масштабных планах по колонизации Марса. Он намерен создать сверхтяжелую ракету и флот из тысячи многократно используемых межпланетных кораблей, которые доставят к концу столетия на Марс около миллиона людей.

Главная цель этого процесса, по определению Маска, — создание независимого от Земли и автономного города-миллионника на Марсе, который будет обеспечивать сам себя всем необходимым для жизни и станет полноценным социумом, не уступающим сообществам людей на Земле.

Маркес и его коллеги задумались о том, насколько это возможно в современных реалиях, учитывая не только возможные технологические препятствия для колонизации Марса, но и биологические последствия жизни на другой планете.

К примеру, высокий уровень радиации считается одним из главных препятствий на пути пилотируемых экспедиций на Марс. Еще пять лет назад данные с прибора RAD на борту марсохода Curiosity, собранные во время полета к Красной планете, показали, что во время путешествия человек может получить дозу радиации, сопоставимую со смертельной. Позже выяснилось, что уровень облучения поверхности Марса оказался почти таким же, как в космосе.

По мнению авторов статьи, радиация будет главным врагом первых марсианских колонистов — несмотря на потенциальную защиту самих колоний от ионизирующего излучения, она будет мешать первым жителям Марса добывать ресурсы, изучать планету и осуществлять фактически любые действия.

Особенно сильно радиация и отсутствие «нормальной» силы тяжести на Марсе будут влиять на жизнь беременных женщин, чья иммунная система и так находится в подавленном состоянии во время вынашивания плода. Эта опасная комбинация может одновременно способствовать появлению дефектов развития у ребенка и повышать шанс заполучить рак или умереть от инфекций для матери.

Подобные проблемы, в свою очередь, накладываются на другой важный аспект жизни на Красной планете — чрезвычайно высокую ограниченность ресурсов. В отличие от Земли, жители такой колонии не смогут позволить себе быть абсолютно гуманными и поддерживать жизнь смертельно больных людей или детей с врожденными дефектами развития.

«Гуманистическая идея о том, что жизнь человека является высшей ценностью, не будет работать на Марсе. Неблагоприятные условия жизни и небольшие размеры популяции колонистов сделают интересы коллектива более приоритетными, чем благополучие или жизнь отдельных индивидов», — пишут ученые.

Кроме того, жизнь на Марсе может заставить власти подобных колоний ввести систему принудительных генетических проверок, которые будут оценивать то, насколько те или иные семейные пары могут дать здоровое потомство. Возможно, что в некоторых случаях коллектив будет полностью запрещать носителям особо неблагоприятных мутаций продолжать свой род и вступать в отношения с противоположным полом.

Эту проблему, как считают Маркес и его коллеги, можно будет решить только тогда, когда человек будет достаточно защищен от излучения. Этого можно достичь как при помощи технологий, закрыв всю планету радиационным щитом, так и модифицировав ДНК колонистов, сделав их более стойкими к действию космических лучей и фотонов высокой энергии. Авторы статьи заключают, что, только когда человечество решит эти задачи, оно сможет стать полностью «космическим видом», — сообщает РИА «Новости».