Общая дорога семьи Амельченко - Югополис
Закрыть
09:00, 12 августа 2024
Елена Назарова

Общая дорога семьи Амельченко

Лучшая награда для родителей – когда дети выбирают их профессию. Но особенно ценно, когда дело всей жизни – это почетный труд дорожника.

Одной из самых важных задач в Союзе дорожников Кубани считают повышение престижа профессии. Для этого проводятся десятки мероприятий: соревнования по профессиональному мастерству, семинары и выставки новой дорожной техники и оборудования, обсуждения актуальных вопросов за круглым столом, встречи опытных практиков со студентами, экскурсии на производство и так далее. Здесь крайне остро понимают важность преемственности поколений, когда дети, глядя на своих родителей, выбирают стезю дорожника. Ведь гордость за своих предков – это очень действенный мотиватор. Именно поэтому СДК в нынешнем году организовал конкурс среди дорожных предприятий края, одной из номинаций которого объявлена «Преемственность поколений» – на лучшую дорожную династию.

В этой статье мы расскажем о семейной династии Амельченко, чей совместный рабочий стаж в дорожной отрасли Кубани составляет более 108 лет.

Встретимся на мосту

Мы беседуем в кабинете руководителя Ейского дорожного филиала «Краснодаравтодора». В кресле – хозяйка кабинета Светлана Амельченко. Справа Алексей Максимович – почётный дорожник России, заслуженный дорожник Кубани, отец и предшественник Светланы Алексеевны на этом посту.

Договариваясь о встрече, мы попросили принести фотографии прошлых лет, чтобы лучше понять жизнь дорожной династии. И нам это удалось, потому что во время всего продолжительного разговора красной нитью в рассказах собеседников проходила тема гордости за профессию. Нет, они говорили об этом не напрямую. Но в каждом слове чувствовалось это сдержанное достоинство людей, живущих в правильной и понятной системе координат, где ценят по делам.

– Мой отец Максим Максимович родился в 1918 году, и по понятным причинам он вряд ли изначально выбрал бы профессию дорожника. Его скорее вели ответственность и стремление быть полезным. И тем не менее я считаю, что его путь был предопределен, потому что на его время выпала труднейшая задача по восстановлению страны, и дороги были жизненно необходимы, – говорит Алексей Амельченко. – Окончив пожарный техникум, отец пошел в армию, попал на Дальний Восток. Там встретил войну и бился с японцами. После Победы его направили в Узбекистан, где он познакомился с моей мамой. Там у них родился старший сын Владимир, а потом, по зову партии, отца перевели на Кубань, в Тбилисский район. Здесь и началась наша династия дорожников: отца назначили прорабом в дорожный участок.

Алексей Максимович показывает старые фотографии, на которых запечатлен его отец с коллегами.

Максим Максимович Амельченко – в первом ряду второй справа

Снимок какой-то теперь уже невообразимой для нас техники, а на изображении деревянного моста останавливается особо – это знаковая история и для семьи Амельченко, и для тысяч жителей Тбилисского района.

– Этот мост очень хорошо объясняет энтузиазм тех лет и понимание важности работы на благо страны. Его построили в 1953-м. Я этого момента, конечно, не помню, так как родился именно в этом году, но история долго была как легенда, – рассказывает Алексей Амельченко. – На Кубань с севера привезли большой объем стальных двутавровых балок, которые не подошли для суровых зим Заполярья. Железо распределили по всему краю. Часть привезли и к нам, для ремонта припаромков (береговые причалы паромной переправы). И вот приезжает как-то главный инженер крайдоруправления Анатолий Константинович Федоров – потом, через четверть века, я успел при нем поработать: он видел меня младенцем, пацаном, подростком и всегда вспоминал об этом при встречах. А тогда, в 1953 году, он приехал к отцу и говорит: «Максим, посчитай метраж балок, может, хватит их на мост через Кубань». Отец посчитал – хватает. Набросал чертеж, вместе с Анатолием Константиновичем еще раз все проверили и построили мост. За считанные месяцы. В распоряжении дорожников была одна сваебойная установка, бульдозер и мощная ручная лебёдка, остальное – руками. Это была по-настоящему народная стройка. Мост был полностью деревянный, за исключением пролётных строений, на которые как раз те двутавровые балки и пошли.

Верой и правдой этот мост служил двадцать лет, до 1973 года. Мост хоть и был однопутный, но он связывал всю левобережную часть Тбилисского района с районным центром. Он был достопримечательностью, связывал людей, на нем свидания назначали. А у выпускников школ было принято встречать зарю на этом мосту. Я тоже там прощался со школой и по этому мосту, можно сказать, вошел во взрослую жизнь…

Корректировки судьбы

В 1970 году Алексей Амельченко поступил в Московский автомобильно-дорожный институт. Но, по его словам, это решение в некотором смысле было спонтанным. Все время учебы в школе Алексей мечтал стать летчиком и готовился к вступительным экзаменам в Ейское высшее военное лётное авиационное училище. Однако за год до выпуска из школы он съездил в гости к брату Владимиру, который учился в МАДИ по специальности «Строительство мостов и тоннелей», и его уверенность поколебалась – очень уж понравилась ему студенческая среда. Тем не менее в летчики он готовился до самого школьного выпускного и лишь в последний момент решил ехать в столицу, чтобы учиться на дорожника. Возможно, именно магия моста, построенного его отцом, на котором прощался с детством будущий почётный дорожник России, заслуженный дорожник Кубани Амельченко, сыграла решающую роль?!

– В МАДИ мне тоже пришлось скорректировать свои планы. Естественно, я хотел учиться на одном факультете с братом, но места в общежитии предоставляли только на специальность «Автомобильные дороги». Мне предложили пойти на «строительство автомобильных дорог», а через курс, если захочу, перевестись на «мосты и тоннели». Подумав, согласился. А потом так втянулся в свою специальность, что не захотел ничего менять. Пошел своей дорогой, так сказать. После окончания вуза, как положено, отслужил в армии: два года строил подъездные пути к космодрому в Плесецке, в Архангельской области. Потом познакомился с будущей женой. Родилась дочь, – Алексей Максимович с улыбкой кивает в сторону Светланы Алексеевны. – К слову, родители вскоре после моего поступления в вуз переехали в Ейск, где отца назначили руководителем ПДУ (производственно-дорожный участок). В нем он проработал до пенсии, на которую ушел в 1978 году. Правда, потом его еще десять лет регулярно приглашали помочь в самые горячие периоды, и он никогда не отказывал. Я же в 1977 году демобилизовался, и меня пригласили работать в ДСУ-2 инженером группы проектирования и организации работ. Потом стал старшим инженером, в 1985-м назначили и.о. главного инженера, а спустя год приставку к должности убрали. В этом качестве я работал до 2008 года. То есть до того момента, как мне предложили возглавить Ейский дорожный филиал «Краснодаравтодора». До пенсии тут и отработал. Теперь моя дочь здесь главная. И что для меня особенно важно, это место ей предложили за профессионализм и работоспособность. Меня просто поставили в известность.

Дочь за отца

Светлана Амельченко тоже дорожник с внушительным стажем.

Ремонт дороги ул. Таманской в г. Ейске

Пришла в профессию в 1997 году. Но, как и у отца, путь в дорожники не был прямым. Обстоятельства или, быть может, судьба, словно вели Светлану Алексеевну к ставшей уже семейной профессии.

– С детства нас воспитывали по принципу: делай не хорошо, а отлично. Поэтому школу я закончила с золотой медалью. Поступила сразу же в Ростовский госуниверситет на экономический факультет. Проблем с учебой не было – математика у нас в крови. А вот когда закончила вуз, встал вопрос с трудоустройством. Я не хотела уезжать из родного Ейска и, чтобы как-то начать трудовой путь, пошла работать в ДСУ-2 диспетчером. Думала, что диплом придется в рамочке на стену повесить. Но через год начальник планово-производственного отдела (ППО) управления предложила мне перейти в планово-производственный отдел экономистом. Подучилась, вникла, разобралась. Спустя время меня назначили ведущим специалистом по содержанию дорог. Здесь пришлось кардинально переучиваться, потому что это отдельная профессия – как говорится, с ненормированным рабочим днем. Но именно это мне и понравилось: динамичность, необходимость принимать быстрые решения, ответственность и – видимый результат. Наверное, к такому я и шла все это время. А как человек с традиционным отношением к делу – все надо знать до мелочей, параллельно получила второе высшее образование по профилю своей нынешней деятельности.

– То есть вы не собирались идти по стопам отца и деда, но в итоге все равно оказались в дорожной профессии, продолжив династию?

– Сложно сказать, что привело меня в дорожники. Думаю, здесь целый ряд факторов повлиял. Конечно, я гордилась своим отцом, потому что видела, как к нему относятся люди, слышала, как отмечают его профессионализм, понимала, какими усилиями построена дорога, по которой люди каждый день едут на работу, домой, по делам – ее мой отец и те, кого я знала с рождения, построили.

У каждого человека есть воспоминания из детства, которые остаются на всю жизнь. Для меня таких несколько. Например, однажды отцу позвонили и говорят: мол, на таком-то километре авария, срочно надо прислать бригаду, чтобы устранить последствия. А он в трубку: «Лобовое ДТП? Там же «сплошная» и перекресток через двести метров. Свяжись с такой-то бригадой, они как раз рядом, обочины обкашивают». То есть он знает не просто каждый километр, а где какой знак установлен и какая бригада в конкретный момент находится на участке обслуживаемой дороги. А в ведении ДСУ-2 в настоящий момент находится более пятьсот пятидесяти километров дорог, в нем трудятся сотни людей. Естественно, такое погружение в работу не может не подкупать. И подобные факты, ощущения, впечатления, наверное, и стали той самой основой, благодаря которой формировалось мое отношение к профессии дорожника. В итоге мне захотелось стать частью этого общего дела.

– Сложно было работать с отцом-начальником?

– До 2008 года мы с ним практически не пересекались по работе, хотя и трудились на одном предприятии. Он – главный инженер, а я начинала с диспетчера: мы даже виделись редко. Да и в моей дорожной карьере отец участия не принимал. Ну не заведено это у нас. Дед за папу не просил, а отец – за меня. Работай в полную силу, и все придет, хорошие специалисты всегда в дефиците – такой девиз. Больше скажу, когда отца пригласили возглавить Ейский дорожный филиал «Краснодаравтодора», он стал искать специалиста, который знает специфику содержания дорог. Про меня он даже не думал. Коллеги ему подсказали: Светлану почему не возьмешь – она в этой области прекрасно разбирается и все дороги знает наизусть? Мне кажется, что папа даже удивился такому предложению. Но, надеюсь, не пожалел о своем решении, – делится Светлана Алексеевна.

Отбор образцов проб на а/д Ейск – Ясенская-Копанская-Новоминская км 56+500-63+759 в Ейском районе

– Как же не пожалел? Получается, подсидела отца, – смеется Алексей Максимович. – На самом деле, я очень горжусь дочерью. Когда она трудилась под моим началом, я очень придирчиво смотрел на ее работу и каждый раз радовался ее профессиональным решениям. Где-то удивлялся, но, наверное, это обычная отцовская черта – помнить своих детей маленькими и не верить, что они выросли. А Светлана выросла в настоящего высококвалифицированного специалиста и разностороннего человека. Ведь когда принималось решение по ее кандидатуре на пост руководителя филиала, спросили и мое мнение, но скорее из вежливости, потому что лучшей кандидатуры не найти. У нас смотрят на деловые качества, поскольку дорога ошибок не прощает.

В стаж дорожной династии Амельченко пока сделали свой вклад 4 человека: основоположник Максим Максимович отработал в отрасли почти 31 год, старший сын Владимир нашел свое призвание в науке, получил звание кандидата технических наук, но производству отдал 9 лет, младший сын Алексей трудился более 41 года, а внучка Светлана – уже 27 лет. Итого: более 108 лет трудового стажа династия отдала дорогам Кубани. При этом Светлана Алексеевна готова трудиться и дальше, а значит, рабочий стаж Амельченко еще вырастет.

К тому же вполне возможно, что в этой семье династия дорожников продолжится: у Светланы Алексеевны три дочери!

Подготовили Елена Назарова и Иван Прытыка