Очередные Голодные игры: «Рассвет жатвы» Сьюзен Коллинз - Югополис
Закрыть
17:44, 25 апреля 2025
Елизавета Васильева

Очередные Голодные игры: «Рассвет жатвы» Сьюзен Коллинз

Несмотря на то, что до своего прорыва Сьюзен Коллинз была исключительно детской писательницей, гораздо лучше у неё получается писать о взрослых, не о подростках

pixabay.com

Ох уж этот Панем. Казалось, мы попрощались с тоталитарным государством из цикла книг «Голодные игры» Сьюзен Коллинз ещё 15 лет назад. Ладно, 10 лет назад, это если считать экранизации. Но вот создательница вселенной выпускает очередной приквел об очередном второстепенном персонаже на очередных Голодных играх. Перевод «Рассвета жатвы» появился на книжных полках в апреле.

В этот раз в поле зрения Сьюзен Коллинз и её читателей находится ментор главной героини оригинальной трилогии Китнисс Эвердин – пропойца Хеймитч Эбернети. Писательница решила рассказать о второй квартальной бойне – в тех играх за 24 года до начала основной истории победил тогда ещё юный персонаж. Проблемы книги появляются уже на уровне её идеи.

Несмотря на то, что до своего прорыва с «Голодными играми» Сьюзен Коллинз была исключительно детской писательницей, гораздо лучше у неё получается писать о взрослых, не о подростках. В этом секрет успеха другого приквела – «Баллады о змеях и певчих птицах». История становления президента-злодея Кориолана Сноу и его тоталитарного государства Панем оказалась куда интереснее, чем переживания 16-летней героини, какого ей мальчика выбрать.

Может быть, дело в кровожадном сеттинге, который плохо вяжется с жанром подростковой литературы, а может, Сьюзен Коллинз не туда расходует свой талант. Другой, уже внешней, проблемой стала аудитория «Голодных игр», состоящая в основном из миллениалов. Как бы не шутили в соцсетях об инфантильности нынешних 30-летних, многие из них просто выросли из такого чтения. Что не играет «Рассвету жатвы» на руку, ведь в романе фансервиса больше, чем самого романа.

Кажется, Сьюзен Коллинз просто решила собрать всё понравившиеся ей из предыдущих книг и смешать это в одном котле. Начиная с сюжета о юном недореволюционере («Голодные игры»), заговоре ветеранов («И вспыхнет пламя») и вине уцелевшего («Сойка-пересмешница»), заканчивая любовью к девушке в стиле бохо с литературным именем («Баллада о змеях и певчих птицах»). Только вот ни кашу, ни самобытную историю из уже просроченных ингредиентов не сваришь. Даже если приправить варево вдохновением от чтения философа эпохи Просвещения Дэвида Юма и четверостишьями из «Ворона» Эдгара Аллана По.

В отличие от примера других, более успешных вселенных – «Гарри Поттера», «Властелина колец», «Звёздных войн» – «Голодные игры» не отличаются уютом, в который хочется окунуться по любому поводу и без. С другой стороны, актуальности циклу мог бы добавить так называемый правый поворот в мировой политике, но несмотря на очевидную антиутопичность происходящего, её сложно применить к нашей реальности. Даже конфликт «богатые – бедные», хоть как-то отражённый в оригинальной трилогии и «Балладе», в «Рассвете жатвы» раскрывается постольку-поскольку, если раскрывается вообще.

И всё же если Панем ещё мусолят, значит, это кому-то нужно? Конечно. Голливудским воротилам, отдавшим много денег за права на экранизацию нового романа. «Рассвет жатвы» ещё не успел выйти, как уже посыпались новости о переговорах с крупнокалиберными актёрами. Впрочем, на Рэйфа Файнса, Кирана Калкина и Эль Фаннинг всегда приятно посмотреть. Остаётся надеяться, что сценаристы во время работы над экранизацией потрудятся больше, чем Сьюзен Коллинз над книгой.

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie.