«Ъ»: при подрыве Крымского моста в 2022 году использовалась бомба мощностью в 10 тонн тротила


Соцсети
Крымский мост в октябре 2022 года взорвали с помощью самодельного взрывного устройства мощностью, эквивалентной 10 тоннам тротила. Вместо промышленной взрывчатки в бомбе использовалось твёрдое ракетное топливо. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на результаты взрывотехнической экспертизы, проведённой в рамках уголовного дела о теракте на мосту.
Согласно выводам экспертов, взрывчатое вещество было спрятано под полиэтиленовой плёнкой, плотный слой которой выступил в роли оболочки для бомбы. Устройство сдетонировало от взрыва пластита в определённой точке маршрута.
Следствие считает, что бомба фугасного действия была изготовлена в точно не установленное время, но не позднее августа 2022 года, предположительно, на территории Украины «с использованием промышленно произведенных компонентов».
По данным ГСУ СКР, плёнка на 22 палетах, весившая 22,7 тонны в начале августа 2022 года была отправлена из Одессы в город Русе (Болгария), оттуда – в Поти (Грузия), затем в Ереван (Армения). В ереванском терминале «Трансальян» груз растаможили, заменив после этого часть сопроводительных документов. 4 октября плёнку перевезли через российско-грузинскую границу в пункте пропуска «Верхний Ларс» на автомобиле DAF. Через два дня груз был доставлен на оптовую базу в кубанском Армавире, где палеты загрузили в машину International ProStar с прицепом. Водителем, по данным следствия, был гражданин РФ Махир Юсубов, который не знал о планах террористов. По документам он должен был доставить плёнку от ульяновского ООО ТЭК-34 в адрес ООО «Экстра», зарегистрированного в Симферополе. Юсубов погиб при взрыве. Следователи считают, что столь сложные перемещения груза были необходимы, чтобы ослабить внимание к нему.
Взрыв произошёл рано утром 8 октября 2022 года. Для детонации взрывчатой смеси, по мнению экспертов, использовалось импортное взрывчатое вещество на основе гексогена, наиболее вероятно, С-4 или РЕ-8. Скрытый под плёнкой детонатор, как считает следствие, сработал от сигнала GPS-навигатора «в момент прохождения заранее заданной точки маршрута» – 156-й километр участка трассы А-290 Новороссийск – Керчь. В результате обрушились два пролёта автомобильной части моста, а также были повреждены 17 вагонов-цистерн, ехавших из Тамани в Джанкой. Погибли четыре человека.
Организатором взрыва, по данным следствия, являлся председатель Службы безопасности Украины Василий Малюк. Правоохранители РФ считают, что он руководил группой, перед которой была поставлена задача уничтожить Крымский мост, с того момента, как президент Украины Владимир Зеленский назначил его первым замом председателя СБУ в марте 2022 года, и до августа того же года, когда он уже был врио главы СБУ.
По ч. 3 ст. 205 УК (теракт) очно обвиняются граждане России, Армении и Украины Олег Антипов, Александр Былин, Дмитрий Тяжелых, Артем и Георгий Азатьяны, Роман Соломко, Владимир Злоба и Артур Терчанян, которые обеспечивали доставку взрывчатки под видом плёнки. Ещё несколько фигурантов, включая председателя СБУ Малюка, заочно арестованы и объявлены в международный розыск.
Малюк в одном из интервью в августе 2023 года рассказал, что разработкой плана взрыва Крымского моста в октябре 2022 года и его реализацией занимался лично он и двое его доверенных сотрудников. Мощность взрывчатки он оценивал в 21 тонну в тротиловом эквиваленте. Малюк также подтвердил информацию о плёнке, которую использовали для сокрытия взрывчатки. По словам Малюка, СБУ удалось деактивировать российские системы РЭБ, которые заглушают сигнал GPS-датчиков, что позволило взорвать грузовик на середине моста. Как взрывчатку доставили из Украины к мосту, он раскрывать не стал.
Основные работы по восстановлению Крымского моста после взрыва в октябре 2022-го завершили весной 2023 года, однако проезд грузовых автомобилей оставался под запретом. «Постоянно есть попытки провокаций и воздействия», — объяснил это решение вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, курировавший восстановление объекта.