Путь, указанный отцами - Югополис
Закрыть
13:56, 21 августа 2024
Елена Назарова , Иван Прытыка

Путь, указанный отцами

В рамках конкурса, объявленного Союзом дорожников Кубани, продолжаем рассказывать о семейных династиях

Заслуженный дорожник России Владимир Павлович Малый (на верхнем фото он справа с сыном Константином и внуками – 17-летним Павлом и 12-летним Федором) отдал главному делу своей жизни сорок четыре года! За это время он прошел огромный путь в отрасли, завоевал авторитет и уважение, отмеченные многочисленными наградами. Но, пожалуй, самым главным достижением можно считать то, что его сын Константин Малый, не колеблясь, пошел по стопам отца и уже четверть века трудится в дорожной отрасли. Начинал Константин с дорожного рабочего, затем стал мастером, через время ему доверили должность главного инженера в дорожно-строительных организациях края, получил опыт работы и в федеральной структуре. Сейчас Константин Владимирович руководит Усть-Лабинским дорожным филиалом «Краснодаравтодора». В том, что работа у него не кабинетная, мы убедились лично: беседовали на ходу, перемещаясь от  объекта к объекту. В итоге проехали под сотню километров – обычный рабочий день.

Выбор очевиден

Усть-Лабинский филиал «Краснодаравтодора» охватывает четыре района: Выселковский, Кореновский, Тбилисский и Усть-Лабинский. В цифрах — 886 километров дорог и 13 мостов. Функционал филиала заключается в полном контроле строительства, реконструкции, ремонта региональных дорог и их содержания. Сюда входит все: от проверки соответствия проекта требуемым работам до контроля качества и выполнения сроков каждого этапа – огромный объем и столь же большая ответственность. И, естественно, чтобы знать все тонкости процесса, специалисты филиала должны обладать богатым опытом практической работы и разбираться в технологических аспектах. Проще говоря, быть профессионалами по призванию, жить этой работой и постоянно учиться.

 Коллектив профессионалов Усть-Лабинского дорожного филиала «Краснодаравтодора»: (слева направо): Виталий  Толстых, Константин Малый  и Дмитрий Мусихин.
Коллектив профессионалов Усть-Лабинского дорожного филиала «Краснодаравтодора»: (слева направо): Виталий Толстых, Константин Малый и Дмитрий Мусихин.

Константин Малый встретил нас в помещении филиала и, как мы просили, заранее подготовил несколько фотографий из архива. На первой, черно-белой, дети работников Северского ДРСУ – организации, с которой отец Константина начинал трудовую деятельность в должности главного инженера. Все они, будущие дорожники, позируют на дорожном катке — точь-в-точь похожем на тот, что был в мультике «Ну, погоди». Среди них на переднем плане и дошкольник, семилетний Константин.

— Меня миновала проблема выбора будущей профессии. Как-то само собой все сложилось: сколько себя помню, хотел быть дорожником, как отец. С малых лет он брал меня на работу и, можно сказать, я вырос в этой среде. Хотя, был у меня и еще один пример – дед Павел Филиппович. В его честь я старшего сына назвал. Дед всю жизнь проработал на железной дороге вместе с бабушкой. Очень твердых убеждений был человек, ставил труд всегда во главу угла. Таким и моего отца воспитал, а он, в свою очередь, меня. И, несмотря на то, что я очень много времени проводил на железной дороге, все-таки отцовский путь мне был ближе. И я никогда не пожалел, что его выбрал, хотя трудностей хватало и хватает, — делится Константин Владимирович.

— Говорят, что профессию дорожника выбирают романтики, это так?

— Отчасти, конечно, так. Работаешь на природе, вокруг такие пейзажи! Солнце, правда, порой, не щадит, но зато некоторые спрашивают, на каких курортах такой загар заимел? Но, если без шуток, то главный козырь дорожников — мы занимаемся конкретным делом, полезным, для людей. Вот недавно был отремонтирован участок дороги по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в Тбилисском районе: ст-ца Тбилисская — ст-ца Воздвиженская, км 13+500 — км 18+032. На объекте были укреплены обочины, восстановлены водопропускные трубы, ликвидированы просадки, произведены устройство покрытия проезжей части, установка дорожных знаков и средств технического регулирования.

Специалистами нашего дорожного филиала и отдела ремонта автомобильных дорог ГКУ КК «Краснодаравтодор» совместно с представителями подрядной организации 1 августа 2024 года была проведена приёмочная комиссия по объекту. Участок дороги протяжённостью 4,532 км введён в эксплуатацию.

Приёмка дороги
Приёмка дороги

Также в Усть-Лабинском районе полным ходом ведутся работы по: капремонту автодороги ст-ца. Воронежская — с. Суворовское — ст-ца. Пластуновская на участке км 10+800 — км 25+539, завершение которого планируется в конце этого года, и ремонту автодороги ст-ца Ладожская – ст-ца Алексее-Тенгинская, км 2+032 – 7+509, завершение которого намечено на сентябрь 2025-го. В Выселковском районе ремонтируются три объекта автодорог: ст-ца Журавская – г. Тихорецк, км 35+401 – 42+212 и ст-ца Каневская – ст-ца Березанская, км 52+768 – 62+569, которые будут закончены в следующем году, а также еще один объект — автодорога ст-ца Каневская – ст-ца Березанская, км 68+094 – 75+569, который намечено завершить в 2026 году. Так что легких дней и у подрядчиков, а значит и у нас, специалистов дорожного филиала, не бывает.

— Сейчас опять возвращается понимание, что преемственность поколений является важнейшим фактором для построения будущего. Что, по-вашему, влияет на детей, когда они выбирают профессиональную дорогу родителей, идут по пути отца, как в вашем случае? Тем более, такую тяжелую во всех отношениях профессию, как дорожник?

— Наверное, личный пример и искренняя любовь к делу, которым занимаешься. Мой отец не делал мне никаких преференций. Что требовал от других, то и я должен был делать, и даже больше. Когда я после второго курса Кубанского Государственного Технологического Университета, где учился по специальности «Строительство автомобильных дорог и аэродромов», пошел на практику в ДСУ-1 дорожным рабочим и лопатой со всеми на жаре махал – это было нормально. Мне отец уже после, через годы, рассказывал, что некоторые знакомые ему говорили: «Мол, чего сына не жалеешь, можно было и полегче работу парню найти…» Я же считаю, что так и надо сына воспитывать. Больше скажу, еще в школе нам понадобился автобус, чтобы поехать в поход в лес. Обратился к отцу, и он согласился. Но условие поставил, чтобы мы покрасили транспортный переход на улице Уральской — в качестве, так сказать, добровольной помощи. Мы всем классом собрались и сделали даже больше, чем должны были, а потом с полным правом поехали отдыхать. Трудовое воспитание крайне важно: человек понимает ценность вещей и гордится результатом своей работы. Мы с ребятами потом долго рассказывали, как переход красили, и эта работа нас только сильнее сдружила.

— Так ни разу и не пожалели о выборе за 25 лет?

Говорю же, я счастливый человек, потому что никем другим я себя не видел в будущем. Выбор был естественным. Что значит жалел или не жалел? Конечно, в какие-то сложные моменты, каких у нас в работе очень много, на фоне усталости, мелькала мысль: «Зачем мне это надо?» Но это мгновение, потому что моя жизнь – дорога. Вот сейчас мы поедем с вами на один объект, и вы сами увидите, что лучшей оценки затраченных усилий просто не существует.

Пейзаж с мостом

Мы направляемся в станицу Некрасовскую Усть-Лабинского района. Но неожиданно сворачиваем с асфальта сначала на гравийную дорогу, а затем и вовсе на грунтовку. На наши вопросы Константин Владимирович отвечает с улыбкой: «Подождите, не пожалеете». Через несколько сотен метров останавливаемся на крутом берегу реки Лабы. Выходим из машины и замолкаем потрясенные красотой открывшегося пейзажа.

Далеко внизу лентой вьется река. Дальше – бескрайний простор полей, расчерченный зелеными нитями лесополос, где в горизонте теряется свинцовая лента дороги. А стоит немного опустить глаза и открывается захватывающий вид на новый мост, который, кажется, вписан сюда каким-то великим художником – настолько он гармонично смотрится.

Немного отойдя от первого впечатления, уделяем внимание деталям. На той стороне работает дорожный каток, готовя участок подъезда к мосту. На самом переходе уже нанесена разметка, но движение не открыто. Константин Малый объясняет детали по объекту «Мостовой переход через реку Лаба на автомобильной дороге ст-ца Некрасовская — а. Хатукай, км 1+108 в Усть-Лабинском районе»:

— В ближайшее время будет закончена реконструкция межрегионального моста через Лабу. Этот объект крайне важен для района и соседней Адыгеи. Достаточно сказать, что он сократит путь на сорок километров. На этом месте был старый мост, построенный еще в 1972 году. В 2020-м его закрыли на реконструкцию, а в прошлом году, благодаря активной работе краевого Министерства транспорта и дорожного хозяйства в направлении ремонта и реконструкции дорог и мостов в регионе начались уже непосредственно работы на объекте. По сути, это строительство нового современного моста. От прежнего остались опоры, которые, конечно, усилили. По плану объект должны сдать в середине следующего года, но основные работы уже выполнены, сейчас идет корректировка раздела «Транспортная безопасность», добавляющая ответственности в связи с общей обстановкой в стране. Но надеемся пустить движение до конца этого года, то есть на шесть месяцев раньше срока. Работы ведет компания «СтройЮгРегион», которая строила Яблоновский мост в Краснодаре, – говорит Константин Владимирович. – К слову, Усть-Лабинский дорожный филиал «Краснодаравтодора» я возглавил в феврале этого года. А до этого назначения трудился руководителем Краснодарского дорожного филиала и принимал участие в строительстве Яблоновского моста. Проект крайне сложный и интересный по очень многим параметрам. Достаточно сказать, что это вантовый мост с кривой в плане, то есть вписан очень необычно – не перпендикулярно руслу, а с изгибом. Все работы шли под строжайшим и многоуровневым контролем. Там был начальником участка Александр Шаповалов, который руководил реконструкцией этого моста и сейчас строит еще один, через Кубань. Мы как раз туда и съездим. Вообще, к мостам у меня особенное отношение: все они разные и строить их интересно. И ощущение того, что служить людям мост будет сто лет – это нормативный срок для металлических сооружений, – добавляет гордости. На век строим, подумать только!

Одна цель – одна команда

Начальник 6-го участка ООО «СтройЮгРегион» Александр Шаповалов встречает нас как дорогих гостей: мы знакомы с начала строительства Яблоновского моста, а с Константином Малым они уже не один объект сдали в эксплуатацию. Здесь уместно сказать именно о работе в тесной связке на общий результат. Выполняя функции контроля со стороны заказчика, Усть-Лабинский дорожный филиал под руководством Константина Малого ведет постоянный контроль на всех этапах. А строители-дорожники, в первую очередь, заинтересованы в качестве. Такой тандем обеспечивает высокую эффективность, которая выражается в том же сокращении сроков сдачи объектов. Судите сами: Яблоновский мост – раньше срока на полгода; мост через Лабу – такая же ситуация; капитальный ремонт мостового перехода через реку Кубань на автодороге «станица Ладожская – станица Алексее-Тенгинская» ведут в соответствии с графиком производства работ.

— В 2019 году мост постройки 1968 года был признан аварийным и закрыт. В ноябре прошлого года мы зашли на объект. Сразу согласовали схему объезда. Начали разбирать старый мост и параллельно строили технологическую эстакаду. Тот же принцип, который применялся и при строительстве Яблоновского моста, а до этого Крымский мост так же строили. Старые опоры пока оставляем и по ним надвигаем новый мост. Когда закончим, то поставим его на новые опоры, старые же разберем. На Яблоновском пришлось строить временные опоры, а здесь решили использовать старые, что сокращает и сроки, и затраты – эффективное решение. Сборка и надвижка идет со стороны станицы Алексее-Тенгинской. Длина моста составит 278 метров, ширина – 10,9 метров. Гарантию даем на покрытие пять лет, на металлоконструкции и опоры — восемь лет. А вообще этот мост рассчитан на сто лет эксплуатации при должном уходе, – комментирует Александр Шаповалов. – Мы строим для людей и всегда стараемся избежать или сократить неудобства до возможного предела. Взять этот мост: его сдача намечена на 30 сентября 2025-го. Но мы понимаем, что очень многие люди живут в Алексее-Тенгинской, а работают в Ладожской или наоборот, и сейчас им приходится ехать вокруг через Усть-Лабинск или Тбилисскую. Крюк в одну сторону – пятьдесят километров. Конечно, они каждый день считают. И мы стараемся: работаем круглосуточно. Опыт у нас большой, что позволяет держать и темп, и качество. Поэтому и этот мост будем стараться сдать раньше срока – на радость людям, – рассказывал Александр Георгиевич.

Не можем отказать себе в экскурсии по объекту. Конечно, с соблюдением всех требований техники безопасности, о которых нас предварительно тщательно проинструктировали.

На объекте все под контролем. На фото Константин Малый (слева) и Александр Шаповалов

Производственный процесс — это искусство. Стороннему человеку невозможно понять, как из разрозненных металлических прутов, листов, швеллеров получаются монументальные секции моста, которые совпадают до долей миллиметра. А какофония звуков, состоящая из лязга железа, шума льющегося в форму бетона, треска сварки при длительном прослушивании – все вкупе обретает стройность и мелодичность.

И откуда-то появляется чувство гордости за то, что будущее строится прямо сейчас, на твоих глазах, вот этими людьми, которые выбрали тяжелую, но такую важную и почетную профессию дорожника. В этом, наверное, и есть тот самый рецепт преемственности, которая наставляет человека на путь его родителей. И — позволяет с полной уверенностью говорить о счастливой профессиональной судьбе!