Сокровища конного завода «Восход»
Группа компаний «Прогресс Агро» совместно с «Югополисом» запускает проект «Агрокультурная столица»

Данный проект посвящен достопримечательностям, расположенным на производственных площадках и в регионах присутствия агрохолдинга. Он призван показать, как инновации и традиции могут сосуществовать рядом, создавая гармоничное пространство, где есть место и произведениям искусства.
Мы приглашаем вас отправиться в путешествие по уникальным уголкам, где современное агропромышленное производство тесно переплетено с богатым историческим и культурным наследием. И первой нашей «агрокультурной столицей», с которой начнем старт данного проекта, станет легендарный конный завод «Восход».

Корни и становление легенды
Представьте себе не просто поля Кубани, а землю, пропитанную историей, где более века назад зародилась мечта о лучших скакунах. Здесь, в поселке Восход Новокубанского района, раскинулся конный завод «Восход» – не просто флагман чистокровного коневодства, а место, где переплелись судьбы аристократов-основателей, стойкость народа в годы испытаний, блеск мировых побед и неожиданные культурные открытия. Эта площадка – яркий пример того, что промышленная площадка «Прогресс Агро» является носителем уникального культурного кода.
Архитектурное и культурное наследие: усадьба, башня и искусство
История «Восхода» уходит корнями в имение братьев-коннозаводчиков Николенко, пионеров чистокровного коннозаводства на Кубани конца XIX – начала XX века. Тогда ими был приобретен десяток лошадей для собственных нужд и построено около 14 конюшен. Просторные здания конюшен используются по сей день.

Центром имения стала усадьба Николенко, элегантное кирпичное здание начала XX века в стиле южнорусской эклектики. Здание открыто для посетителей завода и официально признано памятником архитектуры регионального значения, внесено в Единый госреестр объектов культурного наследия РФ. На территории также сохранились старинная водонапорная башня и чаши фонтанов. Именно отсюда начинаются экскурсии для гостей конного завода.
– Все, кто приезжают сюда, отмечают удивительную атмосферу и энергетику. Это действительно уникальное место с особой экосферой, где визуально и по духу почти ничего не изменилось даже через сотню лет, поэтому создается ощущение, что ты переносишься сюда на машине времени, – отмечает экскурсовод Дина Дробина.
После революции в 1920 году на базе национализированного хозяйства Николенко был учрежден конный завод, который в 1924 году получил свое звучное имя – «Восход». В 1932 году было принято решение о полном переходе завода на селекцию чистокровной верховой породы. На тот момент насчитывалось около 100 голов. Также в ведении завода находилось около 7000 га земли, что способствовало развитию дополнительных отраслей: растениеводства и животноводства. Становление завода было стремительным, пока в страну не пришла война.
Испытание огнем и возрождение
Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием. В 1942 году завод был оккупирован, а племенное поголовье вывезено. Для конного завода, где главное богатство – уникальный генофонд, это был страшнейший удар. Стены построек, которые все же сохранились, были немыми свидетелями фашистских зверств, расстрелов и страданий жителей поселка. Во время экскурсий можно и сегодня увидеть эти здания.
После освобождения хозяйство пришлось буквально воссоздавать заново. К началу 1944 года «Восход» начали комплектовать маточным составом из других заводов страны. В том же году директором стал Исаак Дубинский, а племенную работу возглавил Владимир Самоволов. Огромную роль в возрождении завода и всего отечественного коннозаводства сыграл маршал С.М. Буденный – большой знаток и ценитель лошадей.
Эпоха Анилина и Музей славы
В 1961 году на мировой арене взошла звезда – жеребец Анилин, которого впоследствии назвали «лошадью века» и национальным достоянием, рожденным в «Восходе» благодаря труду селекционера Валерия Шимширта.

Выдающихся успехов Анилин добился в паре с прославленным жокеем и тренером Николаем Насибовым. Именно в паре с Насибовым Анилин выиграл главные призы страны – Приз им. М.И. Калинина, Большой Всесоюзный и Приз им. СССР, став «трижды венчанным», три раза финишировал первым в Призе Европы в Кельне, был вторым и третьим в Международном призе Вашингтона и пятым – в Призе Триумфальной арки в Париже. Всего в карьере Анилина была 21 победа в 27 стартах!
В 1973 году завод был награжден Памятным знаменем Президиума Верховного Совета СССР. Символом триумфа стал бронзовый памятник Анилину (установлен в 1979 г.), встречающий посетителей у входа в музей завода. Это работа скульптора-анималиста Эрнеста Гилярова. Память о жеребце увековечена и в других жанрах искусства. Например, Анилин — главный герой книги Б.В. Дедюхина «Слава на двоих», вышедшей в 1973 году в московском издательстве «Современник». Достойное место знаменитый скакун занимает в книге «Железный посыл» Д.М. Урнова. На Центральном Московском ипподроме учреждены скачки для чистокровных трехлеток на «приз Анилина» (2000 м), призы его имени разыгрываются на Нальчикском, Элистинском, Пятигорском и других ипподромах.
Музей, расположенный на втором этаже усадьбы Николенко, хранит кубки, включая Приз Европы, награды, исторические фото и уникальную картинную галерею, в основном кисти Сейфуллы Саидова, который писал портреты лошадей и конников, внесших значительный вклад в историю завода.

– Музей был организован в 1958 году начконом, зоотехником-селекционером, автором Анилина – Валерием Пантелеевичем Шимширтом. Это был традиционный Зал трудовой славы и достижений конного завода «Восход», как при любом сельхозпредприятии или заводе в советскую эпоху. Сегодня он из небольшой экспозиции уникальных экспонатов послевоенного лихолетья вырос в сыставочный зал из двух экспозиционных секций. Экспонаты представлены предметами наградной атрибутики – призами и попонами: именными и наградными накидками. Сегодня в коллекции более 500 экспонатов, половина из которых – призы международного формата. Но за всю историю скаковых испытаний лошади и конники «Восхода» принесли в копилку достижений более тысячи призов, чуть меньше половины – награды за достижения в скачках международного уровня, – рассказывает Дина Дробина
Среди традиционных призов можно увидеть не только кубки, но и предметы быта и домашнего обихода, например часы, радио, подсвечники, чайные сервизы, картины. Кубок Грога Второго. У каждого предмета музейной коллекции интересная история.
Самому старому экспонату музея 75 лет. Это дарственный именной кубок работы мастерской Фаберже в честь «трижды венчанного» восходовского жеребца доанилиновской эпохи Грога II. С памятной гравировкой от главного ипподрома страны – Московского.
– Кубок Грога Второго, где своими крыльями пегасы держат кубок, ничем не примечательный металлический ритон, идентичный скифскому, казалось, предмет из питейной культуры народа, населявшего эти земли несколько тысячелетий назад. А сколько смыслов в символике и в самом знаке дарения, – отмечает Дина Дробина. – Также в нашей музейной коллекции призов есть предметы из белого золота, среди них два чайных сервиза из знаменитого на весь мир мейсенского фарфора!
Трехсотлетняя европейская фарфоровая мануфактура не потеряла ценности и актуальности в наши дни. Технология изготовления первого европейского и первого в мире твердого фарфора держалась в строжайшем секрете и сохранилась до сих пор. Запатентованный знак, символ мейсенского фарфора – две синих перекрещенных шпаги, причём есть дополнительные метки, которые говорят о годе выпуска сервиза. А в цветочном сервизе ручной росписи на шесть персон ни на одном предмете рисунок не повторяется.

Еще один уникальный экспонат – красная китайская ваза, выполненная в технике резьбы по красному лаку. Эта старинная восточная техника не имеет аналогов в западном мире. По трудоемкости с ней не сравнится ни один другой вид резьбы, ведь только для подготовки основы изделия требуется несколько лет, огромное количество дорогостоящего натурального материала и согласованная работа десятков мастеров. Резьба по лаку – это уникальный вид старинного декоративно-прикладного искусства Поднебесной.
Еще один экспонат, привлекающий внимание посетителей музея – деревянная музыкальная шкатулка с медной чеканкой. Свою мелодию она сохранила до наших дней. В музей она попала в качестве приза Будапешта. И успела побывать участницей выставки на ВДНХ.
Искусство в Доме культуры: панно и занавес
Культурное наследие «Восхода» продолжается в поселковом Доме культуры, где сохранились уникальные монументальные работы: панно «Будни конного завода» (1966 г., художники Иванов-Сакачев и Демидов), панно «История Насибова» и уникальный расписной занавес в технике батик (1980-е гг., художник Григорий Израилевич, чьи работы есть в Русском музее).

Об Иванове-Сакачеве известно, что он герой Великой Отечественной войны, живописец, график, монументалист, представитель ленинградской школы живописи, работавший в стиле реализма. Одну из своих работ он посвятил истории семьи Насибовых. Как писал журналист газеты «Свет маяков» Сергей Шептун (№ 15 от 14 апреля 2022 года), «рядом с Насибовым изображена его жена Надежда Петровна с маленьким ребенком. Здесь же пожилая женщина протягивает жокею седло. А Николай смотрит ей в лицо. Скорее всего, это запечатлена его мать, умершая в Грузии…». Но Дина Дробина считает, что этот сюжет – отсылка к воспоминаниям о детстве великого жокея.
Продолжение традиций
Сегодня конный завод «Восход», входящий в группу компаний «Прогресс Агро», является идеальным примером для нашего проекта «Агрокультурная столица». Он не только бережно хранит свое богатейшее наследие: памятник архитектуры историческую башню, память о легендах вроде Анилина, уникальную коллекцию живописи и монументальное искусство, – но и является современным, высокотехнологичным предприятием, продолжающим рождать чемпионов мирового уровня. «Восход» доказывает: производственные успехи и сохранение уникального культурного достояния – неразделимы.