Студенты-казаки идут в наставники
Студенты из казачьих сотен университетов, входящих в Ассоциацию казачьих вузов, становятся наставниками для казачат

Ключевое звено казачьего образования
В Краснодарском крае выстроена система непрерывного казачьего образования – от детского сада до университета. Особая роль в ней отводится казакам-наставникам.
Число казачьих образовательных организаций, казачьих детсадов, казачьих классов в кубанских школах постоянно растет. Причем растет гораздо быстрее, чем число наставников, для подготовки которых многое сделало и делает Кубанское казачье войско во взаимодействии со всей системой образования Краснодарского края.
В последние годы, когда многие умудренные опытом наставники ушли сражаться на фронты СВО, проблема стала острее. Как отметил в выступлении на отчетном сборе по итогам 2024 года атаман ККВ, заместитель губернатора Краснодарского края Александр Власов, воспитание новых наставников казачьей молодежи, новых лидеров казачьего движения стало сегодня одним из приоритетов в Кубанском казачьем войске.

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев:
– Наши казачата должны быть достойными преемниками тех, кто пришел на Кубань 240 лет назад, и тех, кто сейчас защищает Россию. У казачат должны быть достойные наставники – казаки, которые делом доказали верность стране. Связываем большие надежды с Союзом казачьей молодежи ККВ, который будет формировать в ребятах этот стержень нравственности, духовности и казачьих традиций.
Казачий генерал Александр Власов не раз отмечал, что эта работа крайне важна и актуальна, и вопрос не только в том, сколько казаков-наставников придет в кубанские школы, но и в том, кто именно будет заниматься с казачатами.
Он справедливо полагает, что молодым наставникам, которые сами недавно окончили школу и при этом успели впитать казачьи традиции, историю и культуру, легче найти общий язык с подростками и молодежью, выбрать наиболее интересный для них формат подачи информации.
Опыт работы по подготовке наставников в Ассоциации казачьих вузов показывает, что эти ожидания полностью оправданы.
Региональный статус «казачья образовательная организация» в 2024 году присвоили еще 16 детским садам и школам. На сегодняшний день в крае 67 казачьих детских садов и 93 школы, а также 7 казачьих кадетских корпусов.
На ниве наставничества
Для того чтобы стать для казачат Учителем с большой буквы, не обязательно иметь педагогическое образование. Это подтверждают и казаки-наставники, прошедшие тернистый путь служения Отечеству, и совсем молодые казаки, которые находятся в самом начале этого пути.

Казачья сотня в КубГАУ сформировалась три года назад. Все начиналось с десятка студентов, которых повел за собой казак Челбасского хуторского казачьего общества первокурсник Артем Приходько. Сегодня атаман казачьей сотни Артем Приходько учится на четвертом курсе экономического факультета, служит в пешей группе Почетного караула Кубанского казачьего войска.
Сейчас в казачью сотню КубГАУ, которая по ряду показателей лидирует среди высших учебных заведений региона, входящих в Ассоциацию казачьих вузов, входят 83 казака и казачки. Большинство из них происходят из казачьих родов, но многие пришли в казачество по велению и родству души.
Куратор казачьей сотни КубГАУ начальник управления по воспитательной работе Владимир Сиренко рассказал, что все молодые казаки участвуют в той большой патриотической работе, которая ведется сегодня в Кубанском госаграрном университете. Особое внимание уделяют сбору гуманитарной помощи для участников СВО – плетут маскировочные сети, делают окопные свечи, сухой душ и сухпайки. Большой популярностью на передовой пользуется ноу-хау атамана казачьей сотни Артема Приходько – созданные им вместе с товарищами энергетические батончики из кубанских сухофруктов, орехов и меда, которые отлично поддерживают силы бойцов во время марш-бросков.
Казаки-студенты работают по разным направлениям. Кто-то участвует в студенческом научно-просветительском обществе, организует конференции, пишет статьи по истории казачества, кто-то проходит курсы фланкировки и участвует в показательных выступлениях, а 12 молодых казаков выбрали для себя наставничество: проводят уроки в школах, на кураторских часах в родном университете рассказывают студентам разных факультетов об истории и культуре казачества, о деятельности казачьей сотни.

Пятеро молодых казаков – студент факультета управления Матвей Зацеляпин, студент землеустроительного факультета Даниил Волколупов, студент факультета механизации Адам Гусев, студенты факультета агрономии и экологии Даниил Лакомкин и Илья Долгополый – выступили с инициативой курировать школы. Казаки-наставники уже год сотрудничают со школой № 98 имени Героя России генерал-полковника Г.Н. Трошева, полгода – со школой № 99 имени дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова, в которых есть казачьи классы, а также курируют воскресную школу при Свято-Никольском храме.
– Работаем по запросам директоров школ и классных руководителей, с которыми постоянно взаимодействует атаман нашей казачьей сотни Артем Приходько. Наши наставники проводят уроки по истории кубанского казачества, рассказывают об атаманах Кубанского казачьего войска, проводят показательные выступления и уроки по фланкировке. Они принимали участие в торжественных мероприятиях, которые прошли в школе в День памяти генерала Трошева, организовали там выставку книг по военной истории России из уникальной коллекции казака Павловского РКО участника СВО Василия Вирченко. Мы приглашаем школьников на мероприятия в университет. Обязательно пригласим на День казачьей сотни КубГАУ, который планируем провести в мае после возвращения из Москвы 12 наших молодых казаков, которым доверено принять участие в Параде Победы, – рассказывает Владимир Сиренко.
В этой наставнической работе открываются новые горизонты. На минувшей неделе на встрече с казаками и атаманом станичного казачьего общества «Елизаветин курень» Павлом Дробышевым наметили планы сотрудничества. Двум казачьим школам и казачьему детскому саду в Елизаветинской нужны казаки-наставники. И студенты казачьей сотни КубГАУ готовы взять на себя эту миссию.
Выпускники все имеющиеся наработки передают тем, кто недавно поступил в университет и вступил в казачью сотню. И студенты, и их кураторы считают, что связку «школа-университет» нужно постоянно укреплять, чтобы система казачьего образования была действительно непрерывной.
Система подготовки
В работу системы казачьего образования активно включились студенты Армавирского государственного педагогического университета.
– Большинство участников нашей казачьей сотни – потомственные казаки. Все мы – будущие педагоги. Уже сегодня избрали для себя путь – идти в школы, обеспечить традиционное казачье воспитание во всех его аспектах – и в части истории казачества, и в части начальной военной подготовки, духовности, патриотизма. Мы увидели, что, к сожалению, пока что школьники слабо подготовлены в этих направлениях. И решили принять участие в воспитании нового поколения, убеждая ребят собственным примером, – говорит студент 4-го курса факультета технологии и физической культуры, атаман казачьей сотни АГПУ, председатель местного отделения Союза казачьей молодежи Кубани Ярослав Литвиненко.
За основу взяли методические разработки ККВ по подготовке казаков-наставников, дополнили собственными наработками, к глубокому знанию истории добавили современные тенденции – тактическая медицина и тактика ведения боя, управление БПЛА, обращение с оружием, фланкировка, рубка шашкой, метание ножей, стрельба из страйкбольного привода, спортивные тренировки – и получили эффективные программы подготовки. Очень пригодился личный опыт атамана Ярослава Литвиненко как выпускника Курганинского кадетского корпуса, а также поддержка его товарищей по корпусу.
Работу выстроили системно и с размахом. На базе казачьей сотни АГПУ провели месячные подготовительные курсы для будущих казаков-наставников. Затем подготовленные наставники «зашли» в школы Армавира: провели для учащихся 5-11 классов целую серию мероприятий: мастер-классов, лекций, викторин по истории казачества. В каждой школе они вызвали живой интерес учеников и один и тот же вопрос: «А когда вы снова к нам придете?»

Ответом на него стали еженедельные занятия с молодыми наставниками. Никого не оставили без внимания. Сегодня в 25 школах и пяти техникумах Армавира работают 30 наставников из казачьей сотни АГПУ. Учащихся никто не делит на казачью и «неказачью» молодежь – всех знакомят с казачьей историей и укладом жизни. И делают это не только в школах: в лицее № 11 создан казачий клуб патриотической направленности, в котором наставники дважды в неделю проводят занятия для десятков ребят.
– Все мы живем на кубанской, на казачьей земле. Нужно знать ее традиции и стараться им следовать. Нам хочется жить в таком регионе, в такой стране, где молодые люди воспитаны настоящими патриотами. Казак – это не только воин, это в первую очередь глубоко верующий человек. Так что мы не ограничиваемся военно-спортивной подготовкой, много времени и сил уделяем духовному воспитанию, возрождению культурных традиций казачества. И когда через год-другой работы наставников в школах и техникумах мы видим уже сформировавшихся молодых патриотов, понимаем – наша работа выполнена, и выполнена правильно, – отмечает Ярослав Литвиненко.
Вместе с товарищами он постоянно расширяет фронт работ. Недавно взяли шефство над детским садом, в котором есть группа казачьей направленности. Учат малышей фланкировке, казачьим играм и песням.

Маленькие воспитанники уже успели порадовать своим выступлением участников и почетных гостей отчетного сбора армавирского отделения СМКК.
Не только в Армавире, но и за его пределами не отказывают никому, кто просит помочь в военно-патриотическом воспитании. В марте участвовали в проведении «Зарницы 2.0» в Новокубанском районе, провели мастер-классы по тактической медицине в десятке школ в этом муниципалитете.
Своим примером
Казачья сотня АГПУ делает все, что может, чтобы помочь руководству ККВ решить проблему нехватки казаков-наставников.
У Ярослава Литвиненко и его молодых единомышленников есть глубокое понимание сложившейся ситуации. Сегодня вся работа наставников ведется на добровольческих началах. Зрелым казакам очень сложно найти время и возможность уйти с места основной работы, чтобы прийти в образовательные учреждения в рабочие дни. Студентам легче скорректировать свой учебный график, особенно если руководство учебного заведения идет им навстречу так, как это делают преподаватели и ректор АГПУ Евгений Нижник, который помог казачьей сотне получить статус студенческой общественной организации и оказывает максимальное содействие работе с молодежью. Молодым казакам-наставникам по их запросам предоставляют техническое оборудование для проведения занятий в школах и в техникумах.
– Очень благодарны нашему атаману Александру Власову и нашему губернатору Вениамину Кондратьеву за то, что они выступили с идеей создания казачьих подразделений не только в вузах, но и в средних профессиональных учебных заведениях, за то, что поддержали нашу инициативу о формировании казачьих сотен в техникумах и колледжах Армавира. В нынешнем учебном году эту идею удалось воплотить в жизнь. Мы стали наставниками и кураторами этих новых сотен, обучаем ребят так, чтобы они тоже могли прийти в школы и детсады в качестве казаков-наставников. Думаю, они даже быстрее и лучше, чем мы, смогут найти общий язык со сверстниками в школах, заинтересовать их казачьими традициями, увлечь своим примером участия в современной жизни кубанского казачества, – сказал молодой казак-наставник Ярослав Литвиненко.

Его опыт и опыт атаманов казачьих сотен других вузов подтверждает: наряду с умудренными опытом казаками воспитанием нового поколения должна заниматься молодежь. Так, как это происходит в больших, крепких, дружных семьях, где младших воспитывают не только родители, но и их старшие братья и сестры.