Суворов, «сталкеры» и идеальное место для свадебных съемок: председатель РГО рассказала об интересном, но не «раскрученном» туристическом маршруте осени
«Каждый камень в каждом из располагающихся в том районе мостов хранит в себе дыхание сотен загадок и тысяч историй…»

Краснодарский край – регион туристический. Летом десятки тысяч россиян из разных уголков страны стремятся сюда, чтобы отдохнуть от суеты, насладиться морским воздухом и приобрести ни с чем не сравнимый южный загар.
Но с наступлением осени поток приезжающих за впечатлениями, историческими тайнами и душевным покоем уменьшается. О том, с чем это связано и какие не очень известные, но, безусловно, интересные места привлекают путешественников на Кубани, рассказала председатель Армавирского местного отделения РГО Екатерина Демченко.

– Одни из популярных видов путешествий сегодня – это походы выходного дня. Осенью время пребывания туристов в нашем регионе значительно уменьшается, а это значит, идеальным выбором для интересного времяпрепровождения являются походы выходного дня. И если в Сочи, Геленджике или Новороссийске такие маршруты знает каждый местный житель, то в местах, куда туристов приезжает меньше, их тщательно прорабатывают, описывают и водят по ним экскурсии члены Русского географического общества. Одним из часто посещаемых в пределах Армавира маршрутов я могу назвать туристско-краеведческий пеший маршрут «Из прошлого в будущее». Его исследовал и разработал Роберт Миносян.
Он проходит по территории Успенского района. Его основной частью можно назвать Армавир-Туапсинскую железную дорогу. История ее строительства начинается ещё с дореволюционных времен. Исходя из принципов архитектурной задумки, времени постройки и ввода в эксплуатацию, Армавир-Туапсинскую железную дорогу можно разделить на два участка – западный и восточный. Именно восточный участок этой уже бывшей железной дороги находится в Успенском районе. Насыпь от железнодорожного полотна тянется вдоль Ставропольской возвышенности и визуально чётко прослеживается начиная от станицы Убеженской до станицы Николаевской и далее на восток – в направлении Ставрополя.

На самом деле, такой вид постройки абсолютно необычен для южных территорий. Она идеально подходит для проведения фотосессий, съемок видео и даже клипов. Введя на платформах, где пользователи выкладывают свои видео, запрос «Армавир-Туапсинская железная дорога», вы увидите множество завораживающих кадров, снятых при помощи квадрокоптеров. Вид действительно завораживает. Многие уже используют эти локации для свадебных фотосъемок или популярных лавстори.

– А для чего нужна была эта дорога? Насколько я знаю, её еще называли народной…
– Ставропольское крестьянство и купечество на рубеже XX века отчаянно искало новые рынки сбыта сельхозпродукции. Идеальным вариантом был черноморский порт Туапсе. В 1908 году при поддержке правительства было образовано АО Армавир-Туапсинской железной дороги как альтернатива Владикавказской железной дороге, во главе с инженером путей сообщения Петром Перцовым. Акции, выпущенные позднее, сосредоточились большей частью в руках купцов, казачества и крестьянства Ставропольской и Кубанской губерний. Именно благодаря этому она получила славу народной железной дороги.
До сих пор поражают путешественников своей монументальностью и величием такие сохранившиеся памятники архитектуры Армавир-Туапсинской железной дороги, как Николаевский мост, мост в окрестностях хутора Весёлого, водонапорная башня в станице Николаевской, мост через реку Уруп, множественные бетонные мосты и колодцы. Все говорит о прочности и необыкновенной стойкости всех этих железнодорожных сооружений, несмотря на их преклонный вековой возраст.
– Вы считаете, что для своего времени это было чем-то передовым?
– Конечно! Применялись наиболее революционные технологии строительства инженерных сооружений, которых в условиях гор возводилось очень много. В частности, для строительства мостов и водопропускных труб широко применялся железобетон. Некоторые бетонные мосты строились по старым проектам для каменных мостов и имели арочные пролеты. Однако большинство малых и часть крупных мостов имели балочные железобетонные пролеты.

– Что же сейчас осталось от построенного 110 лет назад участка «хлебной» железной дороги Ставрополь-Армавир?
– К сожалению, революция и Гражданская война стали причиной того, что эта железнодорожная ветка прослужила всего 6 лет – с 1916 по 1922 год. Потому-то Ставрополь до сих пор остается железнодорожным тупиком. А ведь все могло быть иначе…
Многие «сталкеры», не поклонники книг и фильма о катастрофе на Чернобыльской АЭС, а любители изучать заброшенные территории, проводят здесь вылазки. Каждый камень в каждом из располагающихся в том районе мостов хранит в себе дыхание сотен загадок и тысяч историй…
А в общем, если вернуться к ее исторической ценности, эта дорога оказала существенное влияние на экономическое и политическое развитие не только Армавира, но и всех населенных пунктов, связанных ею в единый организм.
– Я уверена, что слышала что-то о том, что здесь поезда до последнего ходили на пару, здесь не хотели переходить на дрова?
– Да, это доказанный факт. Особенно часто об этом пишут сегодня любители истории развития ж/д транспорта в России. Станция Николаевская тогда считалась одной из основных станций «туапсинки». На ней паровозы заправлялись водой. Армавир-Туапсинская железная дорога была одной из последних железных дорог России, где сохранялась паровая тяга.
– Какие ещё достопримечательности можно там увидеть?
– Особую гордость у нас как экскурсоводов вызывает красавица-башня, стоящая особняком и выполненная целиком из монолита бетона, неподвластная мародерам и вековым разрушениям, годами сопротивляясь природным стихиям. При ближайшем рассмотрении нет предела удивления тому множеству архитектурных стилей, которые автор воплотил в одном строении: низ этой водонапорной башни напоминает средневековые строгие готические оборонительные сооружения типа крепостей, средняя часть напоминает балкончики венецианских улиц, ну а верх венчает башенка в стиле далекого и загадочного востока. Замерла башня, словно в ожидании долгожданного громкого и задорного паровозного гудка, который своим звуком разбудит мрачную тишину и возвестит новую эпоху.

– Встретят ли желающих посетить эти места сложные участки пути?
– Да, без этого не обходится ни один маршрут, не входящий в число широко известных. Движение у хутора Весёлый затрудняется крутым подъемом, оползнями, частичным разрушениям малого и большого Веселовских мостов, повреждением железнодорожной насыпи. Грандиозный мост, построенный над невзрачным ручьем в то время, сейчас, по прошествии более чем века, приобрел непередаваемый шарм. Вид с вершины этого моста открывается просто великолепный, а за мостом железка петляет змейкой вдоль Ставропольской возвышенности, и, все время идя по ней, встречаешь массу небольших виадуков-мостов – больших и малых, целых и разрушенных.
– Многие связывают историю этого моста с великим русским полководцем Александром Суворовым.
– Да, есть подобная информация. Это место расположено на правом берегу Кубани, на естественной возвышенности у подножия Ставропольского плато и широкой поймы реки. Прекрасное зрелище не оставило равнодушным даже славного генералиссимуса Александра Суворова во время его прибытия на Кубань. Суворов, строящий новую линию укреплений, своим метким взором сразу оценил превосходное стратегическое местоположение, тем более что местность уже была заселена беглыми крестьянами, называющими свой приют просто Убежище. Так и повелел великий полководец назвать новое укрепление – Убежный редут. В 1835 году казаки, переселенные из других станиц, основали на месте охранного редута станицу Убеженскую.
– Что стоит взять с собой в такое путешествие?
– Когда планируешь осеннее путешествие, особенно если это будет поход, нужно взять с собой все необходимое. Начнем с рюкзака: выбирайте удобный и вместительный, чтобы в него поместились все вещи и еда. Важно, чтобы он имел хорошую спинку и поддерживал поясницу, ведь вы не хотите, чтобы после первых километров у вас заболела спина.
Не забудьте про свитер и куртку. Осенью температура может резко меняться, и лучше быть готовым к холодному ветру или дождю. Свитер желательно выбрать из теплого материала, например шерсти, а куртка должна быть водоотталкивающей, чтобы защитить от осадков.
Спортивные трико или брюки – это отличный выбор для активного отдыха. Они должны быть удобными и свободными, чтобы не сковывать движения. Кроссовки или ботинки – выбирайте обувь, которая хорошо поддерживает ноги и подходит для ходьбы по различным поверхностям.
Не забудьте про чай в термосе. Горячий напиток не только согреет, но и поднимет настроение в прохладную погоду. Бутерброды – это легкий и питательный перекус, который легко взять с собой. Лучше всего выбирать продукты, которые не портятся, – например, сыр, колбаса и свежие овощи.
Места там не широко известны, магазинов по пути почти нет, поэтому закупиться провиантом по пути будет проблематично.
И, конечно, личная аптечка — это must have в любом путешествии.

Фото предоставлены Русским географическим обществом